Государственная поддержка на рынке труда

Участие в мероприятиях Программы дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новосибирской области в 2009 году, является эффективной мерой социальной защищенности и повышения конкурентоспособности работников, находящихся в простое или под риском увольнения, оптимизации затрат работодателя и, следовательно, стимулирования сохранения рабочих мест на предприятии.


Уполномоченным органом по реализации программы является департамент труда и занятости населения Новосибирской области.

Программа дополнительных мер включает комплекс мер государственной поддержки граждан Новосибирской области в случаях угрозы массового увольнения, установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ на предприятии, предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы или проведения работодателем мероприятий по высвобождению работников.

В рамках основных мероприятий программы предусмотрено трудоустройство на временные (общественные) работы, оказание финансовой поддержки на организацию собственного дела безработным гражданам, предоставление возможности опережающего обучения специалистам, находящимся под риском увольнения.

Общественные работы
Общественные работы организуются для временной занятости и социальной поддержки безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также для работников предприятий, находящихся в кризисной ситуации: введены режимы неполного рабочего времени, неоплачиваемых отпусков и простоев.

Общественные работы не требуют специальной подготовки, и, как правило, приоритетные направления общественных работ имеют социальную значимость для муниципалитетов: расчистка лесопосадок, зелёных зон, рек, благоустройство дорог, придорожных территорий и парков, устранение очагов загрязнения окружающей среды и многое другое.

В I полугодии 2009 года центры занятости населения Новосибирской области заключили 3584 договора об организации оплачиваемых общественных работ, к которым приступили 9790 чел., из них число признанных в установленном законом порядке безработными составило 7900 чел.

Продолжительность оплачиваемых общественных работ в среднем по области составила 2,0 мес. Оплачиваемые общественные работы были организованы промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и строительными организациями. Как и в предыдущие годы, основными видами оплачиваемых общественных работ являлись: благоустройство и озеленение территорий, работа в сфере производства промышленной продукции, оказание помощи в организации, содержании и развитии учреждений образования, здравоохранения, подготовка к севу и посевным работам, производство строительных материалов, подсобные работы при эксплуатации водопроводных и канализационных коммуникаций. Граждан трудоустраивали поварами, трактористами, слесарями, социальными работниками, электрогазосварщиками, кладовщиками.

В результате организации оплачиваемых общественных работ, связанных с оказанием социальных услуг, 26 человек из числа ветеранов (инвалидов) ВОВ и боевых действий получили социальную помощь (уборка, ремонт жилья, заготовка дров, угля, ремонт штакетника, покупка продуктов питания, лекарств и др.).

Отличием в организации оплачиваемых общественных работ в 2009 году от предыдущих лет стало возмещение работодателям расходов на выплату заработной платы участникам оплачиваемых общественных работ.

Всего за первое полугодие 2009 года к оплачиваемым общественным работам, предусматривающим возмещение работодателям расходов на выплату заработной платы участникам оплачиваемых общественных работ, приступили 6987 чел., из них:

4126 незанятых граждан, в том числе признанных в установленном порядке безработными;

989 граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы;
606 граждан, находящихся в простое;

1268 граждан, работающих в режиме неполного рабочего времени.
Оплачиваемые общественные работы для работников, находящихся под риском увольнения, были организованы в 108 организациях Новосибирской области.

После завершения участия в оплачиваемых общественных работах, предусматривающих возмещение работодателям расходов на выплату заработной платы участникам программы дополнительных мер, закрепились 653 чел. В первую очередь договоры заключались с организациями, поставленными на особый контроль у руководителя департамента труда и занятости населения Новосибирской области.

Организация предпринимательской деятельности (самозанятость)
Самозанятость — это возможность самореализации для активных людей, которые имеют соответствующий личностный и профессиональный потенциал, а также желание открыть собственное дело.

Реализация мероприятий по содействию самостоятельной занятости позволит безработным гражданам не только открыть собственный бизнес при содействии службы занятости, но и создать дополнительные рабочие места и решить тем самым важную социальную задачу.

В рамках мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан специалисты центров занятости населения оказывают консультационные услуги о возможности организовать собственное дело, проводят тестирование на выявление способностей к ведению предпринимательской деятельности, проводят семинары. Безработным может быть оказана помощь в составлении бизнес-планов, предоставлена финансовая помощь на регистрацию предпринимательской деятельности и финансовая поддержка в виде субсидии на организацию собственного дела. Размер субсидии равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице.

По состоянию на 1 июля 2009 года государственную услугу по содействию в организации предпринимательской деятельности получили 2292 безработных гражданина, 197 безработных граждан организовали предпринимательскую деятельность, в том числе получили субсидии 86 чел., по видам деятельности:

— торгово-закупочная деятельность — 75 чел. (38,1% от общей численности граждан, организовавших собственное дело);

— производство сельскохозяйственной продукции — 29 чел. (14,7%);

— предоставление автотраспортных услуг населению (грузовые и пассажирские перевозки, такси) — 13 чел. (6,6%);

— парикмахерские услуги — 7 чел. (3,5%).

Для граждан были проведены семинары, в которых приняли участие 1523 человека.

В целях возрождения национальных художественных промыслов и ремесел, пропаганды среди безработных граждан, прежде всего из числа сельских жителей, развития самозанятости, семейного бизнеса было организовано обучение по программе «Школа мастеров художественных промыслов и ремесел» в форме мастер-классов. В этом году были проведены 10 мастер-классов по вязанию крючком, дизайну интерьера, пэчворку (лоскутному шитью), в которых приняли участие 101 чел., из них 99 женщин.

Основное предпочтение граждане при составлении бизнес-планов отдают такой сфере деятельности, как услуги. А именно: автосервис, настенная роспись, услуги сурдопереводчика, художественно-эстетическая ювелирная мастерская, интернет-клуб, ландшафтный дизайн, посредническая деятельность в строительстве, детский фитнес-центр, кинологический центр «Моя собака», фотосалон, центр воспитания детей и др.

Общая стоимость проектов по информации центров занятости населения составила 53387,2 тыс. руб. Источники финансовых средств на реализацию бизнес-планов распределились следующим образом:
20907,9 тыс. руб. — собственные финансовые средства граждан (39,8% от общей стоимости проекта);

32148,4 тыс. руб. — получение кредита в различных банках (60,2%).

Мероприятия службы занятости по развитию малого предпринимательства не только позволяют снизить уровень безработицы, но и помогают начинающим бизнесменам развивать своё дело, чтобы занять достойное место на региональном рынке труда.

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения
Организация опережающего профессионального обучения работников в условиях угрозы массового увольнения, установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ и предоставления отпусков без сохранения заработной платы является одной из действенных мер повышения конкурентоспособности специалистов и защиты от безработицы.

Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников проводится в связи с предполагаемым массовым увольнением, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полной или частичной остановкой производства или иными кризисными проявлениями в нарушении производственной деятельности.

Опережающее профессиональное обучение работников обеспечивается обучением указанных граждан до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем и должно быть направлено на смягчение социальной напряжённости на территориальном рынке труда, снижение уровня и продолжительности безработицы.

В I полугодии 2009 года приступили к опережающему профессиональному обучению 1215 чел. (56,1% от программных показателей). Обучение проводилось по 80 профессиям (специальностям) на 68 предприятиях г. Новосибирска и Новосибирской области. Граждане получили профессии (специальности) арматурщиков, водителей автомобилей, изготовителей мясных полуфабрикатов, машинистов (кочегаров) котельной, машинистов экскаваторов, поваров, слесарей, а также инженеров по организации и охране труда, инспекторов кадров, конструкторов и т.д.

Среди предприятий, направивших своих сотрудников на опережающее обучение: ОАО «Барабинский комбикормовый завод», муниципальное казенное предприятие «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» города Бердска, вагонное депо ст. Болотная, ООО «ЗЖБИ-1 плюс», Новосибирский электровозоремонтный завод — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» и др.
На опережающее профессиональное обучение израсходовано средств федерального бюджета 1916 тыс. руб.
Поделиться:
Копировать