...На крыльях звука...

...На крыльях звука...
— Легенды авиации Ту-144 и «Конкорд» не получили широкого распространения по одной простой причине — не справились со звуковым ударом, — говорит заместитель председателя СО РАН, директор Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН академик Василий Фомин. — Но люди рвутся летать быстрее. Нынешние же разработки позволяют говорить о том, чтобы летать до Москвы в два раза быстрее, на крейсерской скорости чуть более 2 тысяч километров в час. При этом звуковой удар будет раза в три меньше.


В ИТПМ, одном из старейших институтов Сибирского отделения, основанном в 1957 году, идут фундаментальные и прикладные исследования, связанные с перспективами развития аэрокосмической отрасли, математическим моделированием, передовыми технологиями обработки материалов (например, холодное газодинамическое напыление и лазерная сварка) и многим другим, что уже сегодня меняет облик современности, вплотную приближая нас к рубежам середины ХХI века.

— Лазерные технологии произвели, по сути дела, переворот в авиапромышленности, который происходит на наших глазах, — рассказывает Василий Фомин. — Если раньше, чтобы построить самолет, надо было сделать около 50 миллионов заклепок, то сегодня лазерные технологии, лазерная сварка позволяют избавиться от этого.

Видоизменяется форма носа самолета, идут исследования новых материалов, разработка интеллектуальных поверхностей, которые позволят полностью управлять обтеканием — авиация буквально на лету приобретает новые черты, десятилетиями не подвергавшиеся изменениям.

— Вот наша гиперзвуковая аэродинамическая труба, — заместитель директора ИТПМ по научной работе Александр Шиплюк выходит на «капитанский мостик» огромного помещения в несколько этажей высотой, сердцем которого является просторно раскинувшийся зеленый цилиндр, производящий впечатление масштабности и таинственности. — Это АТ-303 — единственная в мире установка, способная на 100 процентов воссоздать условия реального полета, что позволяет получать уникальные данные.

В разработках, нацеленных на новые аэрокосмические решения и технологии, широко принимают участие молодые сибирские ученые. Благо «новая кровь» поступает в ИТПМ регулярно.

— Традиционно сотрудничаем с двумя кафедрами Новосибирского государственного университета, с Новосибирским государственным техническим университетом, — говорит Василий Фомин, — так что ежегодно институт пополняется на 10—15 человек.

Фронт работ для молодых, вливающихся в большую науку, в институте теоретической и прикладной механики широк: от разработки твердосплавных инструментов до космических просторов (к слову, ИТПМ участвовал в продувке и расчетах по проекту «Clipper» — второе поколение орбитального корабля «Буран»).
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать