Достигнутое как стимул новых свершений

Достигнутое как стимул новых свершений
Новосибирская область стала первым регионом в серии межрегиональных общественных обсуждений «Анализ эффектов реализации Комплексного проекта модернизации образования в субъектах Российской Федерации. Обеспечение и содействие модернизации систем образования во всех субъектах Российской Федерации». Работа велась в течение двух дней (6 и 7 сентября) с участием представителей всех 12-ти регионов Сибирского федерального округа и института проблем образовательной политики «Эврика», являющегося федеральным модератором реализации региональных проектов.


В настоящий момент Комплексный проект модернизации образования (КПМО) вступил в завершающую стадию — в декабре официально будет объявлено о его окончании. Серия общественных слушаний пройдет в каждом федеральном округе с участием всех субъектов — как 31-го региона, которые участвовали в проекте, так и тех, кто временно остался в стороне, ведь, несмотря на завершение КПМО, работа по заданным направлениям будет продолжена, а значит, опыт пригодится в равной степени всем. Это и введение новой системы оплаты труда, и нормативно-подушевое финансирование учреждений образования, общественное участие в управлении отраслью, развитие образовательной сети, модернизация системы оценки качества образования.

Открывая работу слушаний, губернатор Виктор Толоконский подчеркнул, что реализация КПМО в нашем регионе потребовала колоссальных ресурсов — только при старте проекта объём единовременных дополнительных финансовых вливаний в сферу образования достиг двух миллиардов рублей. Одним из главных итогов подобных беспрецедентных усилий стала авангардная позиция нашего региона в сфере образования.

— Новосибирская область сегодня является общепризнанным лидером в реализации Комплексного проекта модернизации образования, — подчеркнул ректор института «Эврика» Александр Адамский.

— Самый заметный результат, — рассказал руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов, — это те системные изменения, которые произошли в отрасли.

Третий год в области реализуются новые экономические механизмы в оплате труда педагогов и финансировании общеобразовательных учреждений. По словам Владимира Иванова, процесс идет уже на уровне коррекции деятельности конкретных школ, которым в начале работы давалась известная свобода в распределении средств. Вслед за общим на новые механизмы перешла система дошкольного образования. С сентября 2009-го — начальное и среднее профессиональное образование.

— При переходе на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда обращали и обращаем внимание не на простое увеличение фондов, а смотрим, чтобы распределение средств стало оптимальным, — подчеркнул Владимир Иванов.

Одним из самых сложных моментов модернизации, по признанию участников слушаний, стал вопрос о новой системе оценки качества образования. Одним из показателей изменений в этом направлении в Новосибирской области можно рассматривать наблюдающуюся дифференциацию зарплат учителей — больше вкладывающийся в учебный процесс педагог соответственно стал больше и получать за свой труд. Что же касается самой оценки качества образования, участники слушаний отметили: важно, чтобы шла оценка учебного процесса извне, со стороны общественности в самом широком смысле слова. Учитывать лишь, скажем, систему Единого государственного экзамена как универсального измерителя уровня знаний не выйдет.

Комплексный проект модернизации образования вплотную подвел к вопросам оценки кадров, преподающих сегодня в образовательных учреждениях. Участники диалога о развитии образования едины во мнении: необходимо решать кадровые вопросы, которые в конечном итоге связаны с любой из позиций КПМО. Основными направлениями этой деятельности являются (и будет продолжено в будущем) привлечение в школы молодых специалистов, модернизация существующей системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, создание достойных условий для учительского труда, в том числе и решение социальных вопросов.

— Кроме того, — отметил Александр Адамский, — при реализации региональных проектов стало очевидным: необходимо упорядочить законодательство в сфере образования. Ведь сама система более чем заметно изменилась — в результате модернизации, в результате всего комплекса работы последних лет.

— Да, Комплексный проект модернизации образования завершается. Но работа в этом направлении будет, безусловно, продолжаться, — резюмировал Владимир Иванов. — Позиция губернатора и законодательной власти Новосибирской области в этом отношении однозначна: образование всегда будет в числе главных приоритетов нашего региона.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать