Сегодня каждый педагог — учитель года

Сегодня каждый педагог — учитель года
На пороге нового учебного года, накануне IX Съезда работников образования Новосибирской области, о главных стратегических задачах отрасли, о перспективах предстоящей работы с точки зрения важнейшей составляющей образовательного процесса — педагогического потенциала и его развития, мы попросили рассказать руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира ИВАНОВА.


Накануне «перезагрузки»

— Хорошо известная фраза «Кадры решают всё», пожалуй, именно в образовании соответствует действительности на все сто процентов. Ведь учитель, притом, что каждый на счету, профессия массовая; естественно, что и отношение к работе разное, разный уровень подготовки. И, конечно, многое зависит от тех условий, в которых педагогу приходится работать.

К тому же, чтобы сегодня именно учить детей, а не просто пичкать знаниями, необходим новый взгляд, новый подход, осознание и понимание этого подхода: в школе нужно создать такую атмосферу, чтобы у ученика постоянно была потребность в знаниях и желание что-то новое узнавать — всегда, не только в школе, хотя бы просто для того, чтобы состояться в жизни.

Для этого, стоит признать, многим учителям крайне сложно перестроиться: все-таки сколько лет мы все, вся страна, работали совершенно в иной парадигме, в ином режиме. И чем старше педагог, тем перестроиться на новый лад сложнее.

И задача, стратегический вектор образования сегодня совершенно не тот, что был лет десять, скажем, назад — любой ценой, например, закрыть все дыры, которые есть в вакансиях по школам. Сегодня необходимо качественное обновление, «перезагрузка» педагогических кадров.

Это совершенно не значит, что давайте, мол, мы всех пожилых учителей уволим да наберем молодых. Речь совершенно не об этом. Тем более такое понимание более чем однобокое: ведь и среди шестидесятилетних есть такие уникальные специалисты, такие педагоги от Бога, которых просто немыслимо отпускать. А сколько противоположных примеров, когда, напротив, среди молодых попадаются равнодушные к своему делу.

Но факт остается фактом: больше половины кадрового состава — люди пенсионного или предпенсионного возраста, в то время как прослойка молодых учителей крайне мала — около пяти процентов (тех, у кого педагогический стаж 5—10 лет).

И тактических направлений соответственно в нашей работе два: привлечь в школы молодых специалистов, позволив одновременно тем, кто желает выйти на пенсию, сделать это. Так, например, мы начали выдавать тем, кто уходит на заслуженный отдых, выходное пособие в размере трехмесячной заработной платы. Может, и не огромные деньги, но за последние 3,5 года более 2600 педагогов этим воспользовались.

Но это лишь один момент. А речь идет именно о взвешенном, комплексном решении кадрового вопроса. Причем «комплексное» — здесь ключевое слово.

Условия? Достойные!

— Прежде всего необходимо создавать (и мы этим занимаемся) условия для работы педагогов. Большинство школ полностью переоснащены по последнему слову техники, мел с доской скоро совсем станет раритетом — повсюду компьютеры, все школы подключены к интернету, пришло мультимедийное оборудование, на котором, что самое главное, учителя сегодня умеют работать и широко применяют его в учебном процессе.

Разумеется, пристального внимания требует и комплекс социальных вопросов. Это и жилье, что, согласитесь, крайне важно для молодого учителя, который только-только приходит в профессию, которого нам необходимо удержать. Чем? В том числе и жильем, чтобы у молодого было понимание своей необходимости, своей востребованности. И сегодня многие районы готовы уже на конкретном уровне решать этот вопрос. Пример — состоявшаяся весной первая подобная встреча глав и начальников управлений образования пяти районов, на которой они для выпускников вузов рассказали о своих школах, о своих новостройках, обрисовывая четкие перспективы, в том числе и жилищные, для тех, кто завтра готов приехать в село работать учителем.

К тому же, как вы знаете, новой вехой стал 2006 год, когда система среднего образования перешла на новые экономические рельсы: введение нормативно-подушевого финансирования позволило почти в 2,5 раза увеличить среднюю заработную плату среди педагогов. Так, если в 2006 году учительская зарплата составляла в среднем 6 тысяч 600 рублей, то сегодня эта сумма равняется 14 тысячам рублей. Но это, подчеркиваю, в среднем. А ведь есть, например, около 2 тысяч педагогов, которые получают свыше 17 тысяч рублей.

Но хочется обратить внимание, что создавать достойные условия труда для педагогов мало лишь в рамках самого образования. И если говорить о сельских школах, то здесь необходимо опять же решать комплекс вопросов: это и хорошее качество дорог, и связь, и создание центров досуга, и много-много еще чего, что жителю областного или районного центра кажется естественным.

…И учеба для учителя

— Однако, чтобы было кому приходить в школы, особого внимания требует подготовка молодых учителей, ориентированность выпускников педагогических специальностей именно на школу. Ведь ни для кого не секрет, что прекрасные знания, которые дает, скажем, Новосибирский государственный педагогический университет, находят себе применение совсем в иных отраслях, на другой стезе. А этот вопрос вплотную пересекается с тем, о чем мы говорили выше: студенту, будущему учителю, необходимо показать, что ему есть куда прийти: современное рабочее место, достойная зарплата, решенный комплекс социальных, в том числе и жилищных, условий. И вся эта работа комплексно ведется.

Но немаловажным фактором является и повышение квалификации тех, кто уже работает, и, может быть, довольно давно, в сфере образования. Ведь главное, что должен уметь сегодняшний учитель, — давать ребенку возможность раскрыть свои способности, чтобы он мог полностью реализовать себя и найти в конечном итоге свое место в жизни. Созданию такой атмосферы в учебном процессе, такой направленности образования на подобные задачи тоже надо учить — самого педагога.

А вспомним, что система повышения квалификации, на какой бы превосходный уровень она ни была поставлена (пример — наш замечательный Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), тоже сформировалась в прежние времена. И помимо того, что сегодня мы говорим об обязательности регулярного повышения квалификации педагога (чтобы не было застоя, не было догматического, на одном неизменном уровне, владения предметом), департамент совместно с НИПКиПРО, вместе с НГПУ готовит проект модернизации системы повышения квалификации, который, надеемся, заработает в 2010 году.

В основу ложится тот же экономический принцип «деньги идут за учеником» — средства будут закладываться в норматив каждой школы, внутри которой уже сами станут решать, кому сегодня, кому, допустим, через месяц, проходить очередное повышение квалификации. Здесь же будет оговорена и обязательность регулярного прохождения этой процедуры для каждого педагога, что, видимо, в скором времени найдет нормативное подтверждение и на федеральном уровне.
Но главное — должно измениться само содержание повышения квалификации — будет происходить регулярное наращивание того нового, что приходит в учебный процесс, происходит в образовании: новые методики, новые подходы и так далее.

Кстати, нормативно-подушевой подход в распределении средств, в закладывании издержек на повышение квалификации позволит говорить и об определенной свободе в выборе места, точнее, объекта этого самого повышения. Как вариант: прохождение курсов не- обязательно в традиционном ключе лишь в стенах НИПКиПРО. Почему нет? Учитель-физик или, скажем, математик вполне сможет пройти один из модулей повышения квалификации в том же НГТУ, например.

«Модульное повышение квалификации» — термин, кстати, также отражающий новое содержание этого процесса. Почему, скажем, учителю обязательно раз в три года целиком проходить курсы, поглощая все и сразу. Дается определенный набор модулей, которые педагог должен, скажем, за три или пять лет пройти — повысить квалификацию. Гораздо более гибкий подход — сделать это равномерно за весь отчетный пятилетний срок: шаг за шагом, модуль за модулем. И такого отрыва от учебного процесса, который был раньше, когда учитель был вынужден месяц, а то и два пропадать на курсах, теперь не будет. Сейчас рабочая группа определяет эти модули: для педагогов по тем или иным предметам, для учителей начальных классов, для работников дополнительного и дошкольного образования — для всех-всех-всех.

Еще один немаловажный принцип, заложенный в проекте, — разнообразие форм повышения квалификации: от традиционных лекций, до «круглых столов», семинаров, защиты какого-либо проекта, как вариант может быть и частичное дистанционное повышение квалификации — спектр настолько широк, настолько станет гибким по сравнению с традиционными подходами, насколько, пожалуй, изменилось само образование.

Атмосфера комфорта

— Конечно, активная работа идет и по всевозможным направлениям, стимулирующим труд педагога с самых разных точек зрения. Мы участвуем во всех общероссийских мероприятиях, таких как, например, «Учитель года», много лет проводя областной этап-конкурс. Проходит и профессиональное состязание для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Широчайшая грантовая поддержка, каждый год — поощрение ста педагогов премией губернатора, участие наших учителей в президентской программе. Приятно отметить, что здесь у нас есть и новые шаги, получают развитие новые инициативы. Восстановили, например, художественную самодеятельность учителей, планируем организовать Областную спартакиаду для педагогов. Одним словом, широчайший спектр той комплексной работы, которая, пожалуй, не обходит стороной ни одного работника образования области.

В конечном итоге все это можно обозначить и как цель нашей работы, и как пожелание накануне нового учебного года: чтобы учителю было комфортно в школе, чтобы педагог получал удовольствие и от общения с коллегами, и от общения с детьми. Ведь взаимоотношения — это самое главное. Тогда учитель сможет поделиться всем тем, что есть у него в душе, с учениками, а они, дай Бог, вспомнят его добрым словом через много-много лет как одного из главных людей на своем жизненном пути.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать