Государственная граница: время обустраивать

Государственная граница: время обустраивать
Обеспечивать спокойствие наших границ — дело пограничной службы. Контролировать проведение грузов через них — дело таможни. Все, разумеется, это знают. Только ни таможенник, ни пограничник строить собственноручно пропускные пункты, проводить коммуникации, поддерживать в надлежащем состоянии инфраструктуру и тому подобное не станут. У них, насколько понимаем, иные задачи. Но в чьей же тогда компетенции эта работа, которую вести необходимо, в том числе для обеспечения оптимальной деятельности названных служб?



Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, в официальном сокращении Росграница, образовано Указом Президента РФ № 1359 от 11.10.2007 г. На агентство возложены функции выработки и реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования, управления госимуществом, оказания государственных услуг в сфере обустройства государственной границы, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска и мест пересечения границы. Также оно осуществляет функции государственного заказчика в этой сфере. В Сибирском федеральном округе задачи агентства призвано выполнять Сибирское территориальное управление Росграницы, об основных направлениях деятельности которого рассказывает его руководитель Александр РЯБИКИН:

— Главным образом мы выполняем функцию администрирования. Основная наша задача — создание пограничной инфраструктуры, обеспечение ее эксплуатации, бесперебойного функционирования пунктов пропуска, благоустройство прилегающей территории, увязка всех технологий и схем контрольных органов в единую систему. Это совершенный метод, который практикуется многими странами. Везде, как правило, сферы деятельности контролирующих и хозяйствующих субъектов разделены. Мы же сейчас только-только переходим в этом отношении на цивилизованные рельсы.

— Александр Васильевич, а что было до Росграницы? Ведь так или иначе пункты пропуска действовали...

— Отдельные виды работ проводились там силами разных структур, федеральных и коммерческих. Но единой отлаженной системы в этом плане практически не существовало. Сегодня мы принимаем на себя полномочия всех этих структур и до 1 января 2010 года должны закрепить их за собой полностью. Конечно, многие объекты из тех, что достались нам в наследство, находятся в плачевном состоянии. Тем более граница с республиками бывшего СССР, ныне государственная, вообще никогда толком не была обустроена.

— Какая работа ведется вами в данное время, какие проблемы необходимо решить в первоочередном порядке?

— Сейчас изучаем ситуацию на местах, обследуем территории, составляем конкретный распорядок действий по каждой из них. Уже провели координационный совет на трех пунктах пропуска. Недавно вместе с нашими коллегами-таможенниками, например, были в пункте Павловка (граница Новосибирской области с Казахстаном). Смотрели сооружения. Так вот, чтобы они там исправно функционировали, нужна нормальная система коммуникаций, энергетика — в общем, многое. И это только для обеспечения работы пункта пропуска. А ведь дальнейшее развитие инфраструктуры повлечет создание других объектов, обслуживающих систем — заправочных станций, гостиничных комплексов и так далее. Все это здесь необходимо, учитывая, что в сутки через этот пункт по 500 — 600 разных транспортных единиц проходит, в том числе рейсовые автобусы. В ближайшем будущем к изучению вопроса надо также привлечь бизнес-сообщества, провести конкурс и определить, кто именно будет работать.

— Знакомая ситуация, и часто она действительно изнуряет, когда проходишь эти все формальные процедуры на границе. Стало быть, вы рассчитываете облегчить и ускорить процесс?

— Да, в наших планах — создать так называемый ситуационно-оперативный центр, который будет постоянно держать под контролем обстановку на всех пунктах пропуска, в частности, содействовать этому ускорению. Ведь сколько времени надо, чтобы пассажиры одного автобуса прошли паспортный контроль? От тридцати минут до часа. А если взять самолеты? Бывают моменты, когда одновременно три трансфера прилетят, несколько сотен пассажиров выпустят. А на паспортном контроле всего три человека работают. Так иной раз по четыре-пять часов люди сидят! Мы общались на эту тему с консулом Германии, он дал нам некоторые рекомендации, теперь мы намерены их реализовать.

— Наверняка это будет сложно? Нанимать дополнительно людей, обучать, платить им...

— Знаете, материальная составляющая тут не главное. Особую роль играет квалификация персонала, ее надо повышать, тогда и процесс пойдет быстрее. Для справки: в Швейцарии рядовой служащий любого отеля знает минимум три языка. Конечно, требовать прямо сейчас того же от наших служащих — слишком серьезная задача. Но, во всяком случае, несложные фразы надо освоить, чтобы не выяснять каждый раз по полчаса на языке жестов, что же человек хочет. А ведь это нередко создает дополнительные «пробки». Вот наш ситуационно-оперативный центр и будет в случае необходимости принимать экстренные меры. Будет оказывать, если надо, поддержку и по части дополнительной численности контролирующего персонала — имею в виду тот же паспортный контроль, санитарный, ветеринарный, таможенный и так далее.

— Сколько всего пунктов пропуска на территории СФО? Будет ли их количество изменяться?

— Пропускных пунктов сегодня у нас более семидесяти. Но останется со временем примерно пятьдесят. Почему? Где-то, быть может, специалистов действительно не хватает. Но бывает иначе: семнадцать представителей федеральных структур обслуживают пункт пропуска, через который два-три человека в день проходят. Это, согласитесь, нерационально. Мало того, буквально в тридцати километрах есть аналогичный пункт. Вот и надо посмотреть, что тут можно сделать, как провести оптимизацию. Лучше уж один из таких пунктов упразднить, а другой, наоборот, усилить. Но, скажем так, расшивать узкие места надо продуманно, чтобы не ухудшить и без того нелегкую жизнь российского гражданина. Мы никого не собираемся лишать работы.

— К вопросу об узких местах. Правительство России, как известно, в 2008 году утвердило правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу.

— В этом плане остается у нас еще много работы, много моментов, которые следует прояснить. Например, прибывает к границе поезд «Москва — Пекин». Вагоны переводят на узкую колею, при этом семьсот человек выходят буквально в чистое поле. Начинается паспортный контроль. И что считать пунктом пропуска? Место, где находятся люди? Или где вагоны «перебрасывают»? Тут все должно быть четко определено, очерчены в соответствии с утвержденными правилами границы пунктов пропуска, посчитано, сколько надо денег для их содержания, сколько специалистов и так далее.

— Кстати, кроме сухопутных границ, вам также подведомственны морские...

— Да, создание всей необходимой инфраструктуры потребуется и там. Тем более Ванкорское нефтегазовое месторождение, расположенное в Туруханском районе Красноярского края, сегодня активно осваивается. Там уже стали появляться иностранные суда. А порты не предназначены для их прохода, хотя пограничные посты имеются. И каждый раз при виде иностранного судна пограничники, мягко говоря, нервничают. Возникают разные коллизии. Словом, на севере тоже нужны специалисты, которые вели бы контроль — паспортный, санитарный и так далее. Государственная морская погранкомиссия уже дала поручение министерствам и ведомствам по подготовке политического решения — какую именно работу нам необходимо в этом регионе проделать. Когда решение будет выработано, тогда перед нами будет поставлена конкретная задача.

— Александр Васильевич, расскажите немного о кадровом составе вашего управления. Что за специалисты у вас трудятся, нужна ли какая-то особая подготовка?

— Мы работаем вроде как на стыке интересов контролирующих структур — Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, Федеральной таможенной службы. Следовательно, должны разбираться во всем понемногу. Такие универсальные бойцы! И на данный момент те люди, которых мы приняли на работу, вполне соответствуют этим требованиям. Все с высшим образованием, все имеют богатый опыт — профессиональный и жизненный. В целом наших специалистов можно объединить в две группы. Одна обслуживающая: финансисты, экономисты, бухгалтеры, секретари, снабженцы, делопроизводители, юристы. Вторая — собственно профильная. Здесь задействованы бывшие военнослужащие, сотрудники спецслужб, МВД, ФСБ, ракетчики... Есть и те, кто имеет гражданскую специальность — строительную, например. Вот эта группа занимается в основном мониторингом пунктов пропуска, их обследованием, оценкой, выработкой рекомендаций по их устройству и так далее.

— Кто вы сами по специальности?

— Окончил Сибирский строительный институт, гидротехнический факультет. Потом аспирантуру Московского энергетического института. Строил электростанции, реконструировал их, эксплуатировал.

— А что прежде всего вы цените в сотрудниках? Разумеется, помимо их профессиональных качеств.

— Ответственность. Если человек ответственный, то он обучится тому, чему необходимо. Просидит на работе допоздна и обязательно выполнит данное ему поручение. Всегда отнесется корректно к своим коллегам. Словом, это качество позволяет человеку расти, делает его общественно полезным.

— Вопрос, уже набивший оскомину всем, но... Александр Васильевич, отражается ли на работе вашего управления то, что сейчас называют экономическим кризисом?

— Трудно сказать. Возможно, если бы не эта ситуация, то финансирование шло бы в большем объеме, быстрее решались поставленные задачи... Но! Главное, мы наконец-то начали понимать: государству — чтобы оно вообще называлось государством! — нужна нормальная, прочная, обустроенная с учетом всех современных требований граница. И работа в этом направлении сегодня ведется, несмотря ни на что. Серьезная, грандиозная, ответственная работа.

Недавно в Новосибирске состоялось расширенное заседание Пограничного совета при Коллегии по проблемам безопасности и правопорядка. Провел его заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Вадим Гончаров.

В работе Погрансовета приняли участие руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Дмитрий Безделов, главные федеральные инспекторы в субъектах СФО, заместители высших должностных лиц субъектов Федерации, курирующие пограничные вопросы, главы муниципальных образований, на территории которых предполагается создание таможенно-логистических терминалов, а также руководители территориальных органов Россельхознадзора, Пограничной службы ФСБ России, Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы России, государственного автодорожного надзора Ространснадзора.

Как сообщает окружной информационный центр «Сибирь», Пограничный совет рассмотрел первоочередные задачи органов власти разных уровней по оказанию содействия в решении вопросов обустройства государственной границы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений государственной политики определено развитие инфраструктуры на государственной границе РФ. Для реализации этого положения необходимо оптимизировать количество пунктов пропуска в соответствии с планами социально-экономического развития субъектов РФ, осуществить меры по обустройству и техническому оснащению пунктов пропуска и прилегающей к ним транспортной инфраструктуры. Также нужно создать межведомственную интегрированную автоматизированную информационную систему федеральных органов исполнительной власти, модернизировать и унифицировать технологические процессы осуществления контрольно-проверочных мероприятий в пунктах пропуска, чтобы привести их в соответствие с международными стандартами.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать