Вышивка. Крестиком проще?

Вышивка. Крестиком проще?
В краеведческом музее (за ЦУМом) проходит выставка творческого клуба «Золотая канитель». Зритель может увидеть около ста работ. Преимущественно это вышивка крестом, вернее крестиком (работы выполнены именно мелким крестиком). Качественно чисто, но, на мой взгляд, с одним маленьким недостатком: работы выполнены по шаблонным схемам. Поэтому преимущественно в них видно только трудолюбие вышивальщиц.



Хотя в двух работах на один и тот же сюжет, но под разными названиями — «Замок Шатто» (Т. Кизюк) и «Замок леди» (Л. Грибова) — можно почувствовать совершенно разное настроение. В одном (работа Т. Кизюк) чувствуется радость и счастье бытия. А в другом — запустение и безысходность. Я не уверена, что автор специально планировала добиться настроения минора у зрителей. Возможно, это получилось спонтанно, потому что именно так был укомплектован набор. (Как известно, наборы ниток для вышивания продаются в комплекте с сюжетом.) Ясно другое: самостоятельный выбор цвета — это важная часть творчества, за которой стоит индивидуальность мастера. Человек же, предпочитающий собственному выбору то, что ему предложили, может считаться хорошим исполнителем, но вряд ли — творцом. Казалось бы, всего лишь блеклые мулине и непрорисованные детали, но это «всего лишь» мешает наслаждаться и «быть в диалоге» с этой, пусть и минорной, вышитой картиной.


Очень интересны работы Натальи Комовой «У окна» и «Цветочный дворик» — так напоминает родную и забытую вышивку гладью из детства. Да и сами сюжеты те же, что часто можно видеть из своего окна.

Представлено входящее в моду направление вышивка лентами. Очень интересна работа В. Ясаковой «Мой сад». Греют душу вышивки Н. Шишкиной «Медведи в сосновом лесу» и «Пейзаж». На её картинах — сюжеты, любимые и известные многим поколениям россиян. Мастер очень удачно воспользовалась тем, что её фамилия совпадает с фамилией художника-классика.


Н. Николаева вышивает с использованием бисера. Направление удачное. С одной стороны, оно помогает взглянуть по-новому на уже привычную технику крестика. С другой — возвращает к истокам родной культуры. Потому что в России вышивание бисером было популярно. Жаль, что на выставке мастер ограничился только темой фруктов.


На мой взгляд, обидно, что основная масса представленных на экспозиции работ — это европейские схемы, добросовестно вышитые, но… души в них нет. Есть яркие картинки для оформления интерьера. А ведь сейчас и в вышивке можно проявить индивидуальность, внести свою изюминку. Можно взять интересную фотографию на любую тему, с помощью компьютерной программы (да-да, современному мастеру без владения компьютером уже не обойтись) перевести её в схему для вышивки, самой подобрать нитки. Это сложнее, но это индивидуально неповторимо. И это действительно творчество.


В этом смысле советую обратить внимание на фотографию работы, где (опять-таки крестиком) вышит котофей. Поскольку кошки очень часто становятся «предметом охоты» фотографов, снимки, где фигурируют хвостатые, можно в изобилии найти и в интернете, и в прессе. Лежащий на ветке дерева вышитый кот, на мой взгляд, и есть то превращение повседневности в прекрасный сюжет, который уже можно отнести к творчеству.

Не секрет и не новость, что государство как на уровне всей страны, так и Сибирского региона стремится возрождать народное творчество. Но, может быть, для того, чтобы вышивание как творчество обогатилось новой палитрой возможностей, стоит набраться смелости и переходить от более простой техники крестом к более сложной? А именно — к вышиванию гладью. Пока же на данный момент единственный известный в городе мастер, владеющий техникой вышивания гладью, — Александра Пышкова.
Материалы на эту тему
Поделиться:
Копировать