Злостным нарушителям — всеобщая «слава»?

Злостным нарушителям — всеобщая «слава»?
В июле этого года «гром грянул» почти по всей России — количество крупных автомобильных аварий с большим числом погибших и раненых нарастало как снежный ком. На одном из первых мест в этом «черном» списке оказалась и Новосибирская область — крушение автобуса под Ордынском, унесшее жизни 9 человек, стало чуть ли не самым громким в стране. Поэтому неудивительно, что очередное заседание постоянно действующей областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения существенно отличалось от большинства предыдущих.



В принципе заседания комиссии никогда не проходят абсолютно спокойно и формально, нередки резкие критические выступления, громкие заявления руководителей области. Речь ведь всегда идет не просто «об обеспечении безопасности движения», а о сохранении жизни и здоровья людей. Так было и в этот раз, тем более что главным вопросом повестки заседания комиссии была перевозка детей в каникулярное и школьное время.

Председательствующий, первый заместитель губернатора области Василий Юрченко, в начале работы еще раз вернулся к печальной аварии на трассе Новосибирск — Павлодар. Поблагодарив при этом все специальные службы, которые сработали в высшей степени профессионально. Нет худа без добра, и ордынская трагедия заставила не только пристальнее посмотреть на безопасность наших дорог (хотя как раз на месте аварии все было в порядке), но и хорошенько проверить перевозчиков. Словом, всё очень по-русски: гром грянул — мужик перекрестился.

Василий Юрченко сказал, что даже первые итоги проверок специальных служб подтверждают неслучайность того, что такие аварии в стране происходят. С виду обычные, благонадежные перевозчики, но начинаешь копать глубже, и на поверхности оказываются липовые техосмотры, выпуск на линию осуществляется формально, зачастую фельдшер, подписывающий путевой лист, водителя в глаза не видел. Ну и так далее, по всему списку традиционных уловок. Пока не «рвануло», все были спокойны, теперь же контролирующие органы взялись изображать гиперактивность и безжалостность к нарушителям.

Обсуждение главного вопроса оставило ощущение, что жесткость высказываний была своего рода перестраховкой — не дай Бог еще с детьми что-нибудь случится.

Заместитель руководителя департамента образования области Владимир Щукин доложил, что в области существуют 497 «школьных» маршрутов, на которых задействованы 527 единиц автотранспорта: автобусы и микроавтобусы. 304 машины приписаны непосредственно к образовательным учреждениям, 223 — к муниципальным образованиям. Было отмечено, что далеко не все полностью выполняют предписанные меры по безопасности перевозок, и с ними ведется постоянная работа.

Но абсолютно действенной эту работу члены комиссии не посчитали. Начальник областного управления ГИБДД Сергей Штельмах сказал, что в школах транспорт в рейс выпускается распоряжением директора или учителя ОБЖ, да и в муниципальных образованиях тоже специальных профессионалов нет. И предложил передать школьный транспорт в ведение специальных транспортных организаций, которые бы осуществляли технический контроль. Василий Юрченко согласился с этим предложением, заметив, что вряд ли удастся это сделать в 100% случаев, но постараться нужно по максимуму.

Заместитель Штельмаха, Денис Жданов, призвал принять еще более жесткие меры:

— Надо ведь смотреть правде в глаза: детей на специальных школьных автобусах у нас перевозят лишь во время учебного года. А летом, в период каникул, для всевозможных экскурсий, поездок на море и так далее зачастую нанимаются обычные автобусы, не оснащенные специальными средствами защиты. К тому же перевозка детей часто осуществляется с вопиющими нарушениями инструкций. Владимир Николаевич Щукин сказал, что департамент образования ведет соответствующую работу, пишет предписания, инициирует применение административных санкций в отношении руководителей образовательных учреждений. Это полумеры, от которых надо переходить к новым методам. Например, «прославлять» нерадивых директоров школ в средствах массовой информации. Когда в газете появится фотография с заметкой «Этот человек угрожает жизням детей», то и директор задумается, да и родители в стороне не останутся.

Вице-губернатор поддержал полковника Жданова, добавив, что в эти «позорные» списки можно и нужно вносить и водителей, задержанных за управление автотранспортом в нетрезвом виде:

— На недавней коллегии Министерства внутренних дел России министр Нургалиев весьма жестко высказался по этому поводу: «Пьяный, даже еще не поехавший, а просто севший за руль, — уже преступник». Высказывался по этому поводу и президент Медведев. Я согласен, что наказание пьяных водителей должно быть максимально жестким и безальтернативным — лишение прав на длительный срок. В свою очередь постараюсь обсудить с руководителями электронных и печатных СМИ возможность размещения списков пьяниц за рулем, без скидок на фамилии и должности. У нас за первое полугодие значительно снизилась статистика аварий по многим пунктам, но главный — количество погибших — остался почти на уровне 2008 года. То есть аварии становятся страшнее, кровавее, и в подавляющем большинстве случаев не обходится без употребления алкоголя за рулем.

Что ж, на словах «война» обещает быть беспощадной. Но в данном случае и власти, и милиции, и нам всем надо постараться, чтобы слова ни на йоту не разошлись с делом. Не хочется в очередной раз наблюдать, как мы начинаем суетиться и исправлять после того, как трагедия уже произошла. И это относится не только к ситуации на дорогах.

А по итогам ордынской аварии тоже принимаются меры. Да, там практически доказали вину водителя (окончательное слово все-таки за судом), но не стоит забывать и о небольшом смягчающем обстоятельстве. Дело было ночью, когда даже самый подготовленный и профессиональный человек неизбежно, по законам физиологии, немного утрачивает концентрацию, скорость реакции, может банально задремать. Начальник отдела пассажирских перевозок транспортного департамента области Василий Волокитин сказал, что сейчас идет мониторинг всех междугородных и международных автобусных рейсов, совершаемых в ночное время. А таких немало, ими в области занимаются около 20 перевозчиков. Все эти рейсы будут проверены на «обоснованность и целесообразность», и если нет острой необходимости или специальных международных договоренностей, то, скорее всего, ночные перевозки будут отменены. Или существенно сокращены.
Поделиться:
Копировать