«Жар-птица» в джунглях

«Жар-птица» в джунглях
Фестиваль детского мультипликационного творчества «Жар-птица», не первый год проходящий в Новосибирской области, давно стал не просто интересной традицией, но и большим событием для Сибирского региона. Вспорхнув несколько лет назад ярким оперением из детских мультфильмов, «Жар-птица» помогла дебютировать множеству юных мультипликаторов из разных сибирских городов. Сегодня уже трудно сосчитать все студии, открытые за годы существования фестиваля.



А сам Новосибирск уже, пожалуй, можно назвать лидером среди городов, где постоянно рождаются собратья кота Леопольда, Винни-Пуха и Микки-Мауса.

Новички, попавшие на фестиваль, с восхищением произносят имя почётного гостя и члена жюри «Жар-птицы». Помните «мультяшную» барышню по имени Забава и бесконечные путешествия по воздуху? Ставший уже классикой отечественной мультипликации полнометражный мультфильм «Волшебное кольцо» режиссировал Леонид Носырев, к мнению которого участники прислушиваются с замиранием сердца.

Новосибирская студия экспериментальной мультипликации «Медиа» — своеобразный «прорыв года» в рамках нынешнего фестиваля. Ещё в прошлом году, дебютировав в качестве новичков, юные мультипликаторы поразили членов жюри своей решительностью. За что были удостоены приза в номинации «За стремительное вхождение в мультипликацию».

Посудите сами: год назад, первого июня, ребята приступили к первым штрихам маленьких мультипликационных мирков, а уже через месяц уверенно повезли на «Жар-птицу» готовые творения. Неудивительно, что в нынешнем году мультфильмы, презентованные ими на фестивале, вошли в две десятки лучших конкурсных творений (первых мест не назначали). Одна десятка — выбор детского жюри — «Совет подмастерьев», вторая — выбор жюри взрослого — «Совет мастеров».

— Мы непросто так называемся студией «экспериментальной мультипликации», — рассказывает руководитель студии «Медиа» Оксана Ошеко. — С момента появления мы ставим творческие эксперименты — стараемся не ориентироваться на стандарты, осваиваем новое и изобретаем нечто своё, неповторимое.

Неповторимость мультфильмов-победителей проявилась прежде всего в техниках, которые использовались для их создания. Один из призовых мультфильмов — «Однажды в джунглях». Руки, щедро разрисованные гуашью и акварелью, на несколько минут превратились в африканских животных. За кадром — удивлённые, грозные и умиротворённые голоса обитателей джунглей. При этом не произносится ни слова — все персонажи понимают друг друга на своём языке, зверином. Так родился синтез пантомимы и мультипликации.

Впрочем, по мнению профи в деле оживления картин, мультипликация — искусство само по себе синтетическое. Руководитель студии «Медиа» Оксана Ошеко:

— Создание мультфильма — это не только изобразительное искусство. Это и озвучивание, то есть сочинение текста, это и работа над интонацией, и даже танец. Ведь для того, чтобы показать, как двигаются персонажи, нужно воспроизвести движение самому. Поэтому ребёнок, приступивший к мультипликации в три года, к пяти-семи годам становится маленькой развитой личностью.

Второй мультфильм, завоевавший приз, называется «Про зайца, или Что такое Новый год». Здесь также использована нестандартная техника, называемая перекладка. Это только кажется, что лапы, уши и хвосты свободно передвигаются в пространстве. На самом деле за каждым движением персонажей стоит кропотливая работа. Все элементы должны быть очень точно соотнесены друг с другом — так, чтобы движение выглядело реалистично. В этом соотнесении элементов и заключается хитрость перекладки.

Но мультфильм про главный праздник года завоевал сердца жюри даже не этим. Никто поначалу не поверил, что стихотворный сценарий фильма — результат «мозгового штурма» учеников начальных классов.

Одна из самых активных создателей мультфильма про Новый год — Арина Барышникова, ученица третьего класса. Юная художница и поэтесса в одном лице настолько вдохновилась первой победой на творческом поприще, что уже задумывается о будущей работе мультипликатора. Мама Арины, Лариса Барышникова, поддерживает дочь. Более того, она призналась, что давно мечтает сама принять участие в создании мультипликационного фильма и обязательно подключится к дочери.

— Мне бы хотелось, чтобы наши дети больше напитывались добрым и заражали этим других людей, создавая что-то новое, — говорит Лариса. — Сейчас мы видим во всём тенденцию к упрощению. Пропагандируются отдых, расслабление. Американские мультфильмы — не исключение. Это неправильно, нужно учить мыслить и взрослого, и ребёнка. Поэтому я считаю, мультипликатор — очень важная профессия, она приносит пользу, если творческую энергию художника направить в нужное русло.
Поделиться:
Копировать