«Вирус» личной заинтересованности

«Вирус» личной заинтересованности
В управлении Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе обобщили и проанализировали результаты проверок нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Известно, что предпосылками для коррупционных проявлений являются пробелы и неточности в правовом регулировании, позволяющие толковать несовершенный закон так, как это выгодно применяющему его чиновнику. В материалах проверок есть поучительные для всех примеры.


…Ой, как понравился — вот тебе субсидия
Органами местного самоуправления в Иркутской, Кемеровской областях при установлении порядка предоставления из средств бюджета субсидий предпринимателям не определялись критерии отбора победителей среди претендентов на получение субсидии. Конкурсные процедуры при отборе претендентов также не предусматривались, что создавало возможность для выбора претендентов на субсидию не с учетом результатов и целей их деятельности, а по произвольному усмотрению.

Постановлением мэра города Абакана о порядке отбора инвестиционных проектов, обеспечивающихся поддержкой администрации города, предусматривалось, что основанием для отказа в предоставлении финансовой поддержки может быть несоответствие предлагаемого инвестиционного проекта приоритетным направлениям инвестиционной политики администрации города, а также… иные обстоятельства.

По мнению прокуроров, ссылка на «иные обстоятельства» создает возможность для произвольной трактовки оснований, по которым может быть отказано в предоставлении финансовой поддержки. Например, в одном из районов Новосибирской области положением о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам права аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, главе районной администрации была предоставлена возможность по собственному усмотрению принимать решение о предоставлении недвижимого имущества в аренду без проведения торгов. В Республике Тыва прокурор опротестовал положение о конкурсной комиссии по определению потенциальных заемщиков для предоставления кредита в целях создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в сельском поселении. Согласно данному правовому акту комиссия принимает решение о даче рекомендации по предоставлению кредита или об отказе в ней с учетом в том числе личных характеристик заявителей. При этом не были определены основания принятия решения о даче такой рекомендации или об отказе в ее выдаче. Содержание формулировки «личные характеристики заявителей» не разъяснялось, что позволяло должностным лицам при определении заемщиков действовать не в публичных интересах, а руководствоваться корыстной или иной личной заинтересованностью…

«Бег с барьерами»: справка, согласование, сбор...
Сделан и такой вывод: значительное количество подвергнувшихся проверке нормативных актов содержали не предусмотренные федеральным законодательством административные «барьеры» для граждан и организаций. В частности, они устанавливали требования о представлении документов, не предусмотренных федеральным законодательством, предписания о необходимости прохождения разного рода ненужных согласований, дополнительные сборы. Например, в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в Алтайском крае вводили для граждан не предусмотренные законом сборы за выдачу бланков, за оформление документов на землю. В Кемеровской области выявлялись муниципальные правовые акты, предусматривающие необходимость получения хозяйствующими субъектами в местной администрации «согласования на место осуществления торговли». Органы местного самоуправления в Республике Хакасия устанавливали незаконные требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о необходимости согласования с местной администрацией ассортиментного перечня продаваемых товаров.

Наблюдаются и иные поползновения в сторону создания условий, способствующих коррупции. Например, чиновниками устанавливаются не предусмотренные законом обязанности для физических и юридических лиц, планирующих установку временных киосков, павильонов и летних кафе, получать в местной администрации разрешение на их строительство, что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации только при возведении капитальных строений.

Исключение — наша область
Отмечается также, что самостоятельная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов юридическими службами органов местного самоуправления практически не проводится. Исключением может служить пока только Новосибирская область. В иных регионах округа данному вопросу уделяют внимание лишь в отдельных муниципальных образованиях. Больше всего местных нормативных правовых актов, содержащих положения, способствующие коррупционным проявлениям, выявили прокуроры в Омской, Иркутской областях, Забайкальском крае. А всего прокурорами городов и районов на территории субъектов РФ в Сибирском федеральном округе за последние два года выявлено около трех тысяч коррупциогенных правовых норм. В значительной части их недостатки устранены, над «очисткой» от «вируса» коррупции остальных актов органы местного самоуправления еще трудятся.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать