Капремонт требует бдительности

Капремонт требует бдительности
Если вы являетесь собственником жилья и ваш дом попал в списки домов, где будет проведен капремонт фактически за государственный счет, не спешите радоваться и расслабляться: согласно существующим правилам слежение за качеством ремонтных работ — задача прежде всего самих собственников. И от того, насколько грамотно и серьезно вам и вашим соседям удастся справиться с этой миссией, напрямую зависит будущее вашей недвижимости и, соответственно, благосостояния вашей семьи.


Только в Новосибирске из 9 366 многоквартирных жилых домов 6 тысяч имеют степень износа более 30%, что предполагает необходимость проведения капремонта. А общая стоимость необходимых ремонтных работ оценивается в 19,4 млрд рублей, в то время как по области в целом эта цифра составляет более 25 млрд рублей. Неудивительно, что после принятия Правительством РФ 21 июля 2007 года Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», дающего собственникам жилья возможность капитально отремонтировать свои дома всего за 5% от реальной стоимости таких работ, интерес к данной теме весьма велик. Если в 2008 году из 5 городских округов и 30 муниципальных районов области участниками программы стали лишь города Новосибирск, Бердск, Тогучин и рабочий поселок Горный, где было отремонтировано около 400 домов (средства собственников жилья составили более 56 млн рублей), то в 2009 году в региональной адресной программе по проведению капремонта многоквартирных домов принимают участие уже 32 муниципальных образования и запланирован ремонт более 600 многоквартирных домов. Причем, в отличие от прошлого года, когда акцент делался на наиболее проблемные моменты, теперь по большей части дома будут ремонтироваться комплексно, то есть от прогнивших труб в подвалах до прохудившейся кровли. Средства на это отпущены весьма и весьма серьезные: общая стоимость реализации программы составляет 2,4 млрд рублей, в том числе 2,1 млрд (91,46%) — средства федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Из областного бюджета выделяется более 34 млн рублей, из местных бюджетов — 162 млн рублей. А собственники, как и полагается, оплачивают 5%, то есть около 120 млн рублей.

Сами представители власти признают, что конкуренция среди собственников весьма велика, поскольку программа имеет четкие ограничения и по срокам действия, и по объемам выделяемых средств. Соответственно, стать ее участником — уже большая удача. Не случайно депутаты облсовета, обеспокоенные вопросом обеспечения полной прозрачности условий и равной степени доступности государственных субсидий для граждан, даже создали год назад специальную комиссию, которая держит этот вопрос на особом контроле и периодически проверяет списки домов, попадающих в программу. Но, как выясняется, мало выполнить все условия, оперативно скооперировавшись с соседями, и получить-таки от государства миллионы на ремонт своего жилища: важно еще и проконтролировать, чтобы эти немалые деньги были израсходованы эффективно и капремонт действительно радикально улучшил состояние вашего жилья, а не оказался в реальности лишь наведением внешнего лоска. О том, как это сделать, мы беседуем с заместителем начальника городского департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Андреем АРКАШОВЫМ.

— Андрей Николаевич, как же собственникам, выступающим в роли заказчика ремонта, уследить за подрядчиками и управляющими компаниями?.. Ведь даже когда ремонт идет в масштабах одной собственной квартиры, за этим процессом требуется «глаз да глаз»...

— На самом деле все очень просто. Перед тем, как начинается капремонт, проводится собрание собственников жилья, на котором избирается уполномоченный представитель. Этот уполномоченный отслеживает весь ход работ, в том числе и скрытых, подписывает соответствующие документы, подтверждающие, что определенные работы действительно были выполнены. И уже в конце процесса подписывает акт сдачи дома — в качестве одного из членов специально созданной комиссии. Либо до подписания этого акта, либо сразу же после него опять проводится общее собрание собственников, которое также должно принять сделанный ремонт. Вот такая система: сначала избирается уполномоченный представитель, отслеживающий весь процесс, и окончательное решение о приеме ремонта выносит общее собрание — под протокол.

— Кто может быть таким уполномоченным представителем? Ведь это очень ответственная миссия, требующая определенных знаний и навыков...

— Прежде всего это должен быть кто-то из собственников жилья. Если дом большой, то, как правило, непременно находится человек либо непосредственно связанный со строительством, либо работающий в близкой к нему сфере. Я знаю очень много уполномоченных, которые действительно профессионально занимаются этой работой, со знанием дела отслеживая действия подрядчиков.

— Наверное, не исключены варианты, когда уполномоченного не устраивает качество проделанных работ. Что происходит в таком случае? Имеет ли он право заставить подрядчиков переделывать что-то?

— Если уполномоченного не устраивает качество работ, он имеет полное право не подписывать акт приема. Этот документ подписывают несколько лиц. Но если какой-то одной подписи не будет, дом не может быть принят. И тогда бригада, работавшая на этом объекте, будет обязана отреагировать на претензии и либо что-то доделать, либо вообще переделать. Такие случаи по прошлому году, когда собственники не подписывали акты, у нас были: управляющие компании в итоге устраняли недоделки, что-то переделывали, а иногда выполняли даже какие-то дополнительные работы.

— А бывает, что претензии жителей оказываются необоснованными?.. Не секрет, что собственники крайне редко довольны качеством обслуживания управляющих компаний...

— И такое тоже случается. Например, жители изначально голосуют за один объем работ, но в процессе работ входят во вкус и начинают требовать делать дополнительно еще и еще что-то. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Возникают спорные моменты. И тогда уже вынуждены вмешиваться мы — как профильный департамент — и находить способы разумного выхода из сложившейся ситуации. Приходится выступать в роли третейского судьи. Были моменты, когда мы вставали на сторону подрядчика, потому что видели, что работы на самом деле выполнены, причем качественно, и требования уполномоченного представителя и собрания собственников о проведении дополнительных работ были неправомочны. Были и обратные случаи, когда акты не подписывали по действительно объективным причинам, и мы заставляли управляющую компанию и подрядную организацию исправлять допущенные недостатки.
Поделиться:
Копировать