Пятьдесят пять лет Владимир Платонович учит архитекторов рисовать. Даже преподавательский состав архитектурной академии — от ректора до методиста — его бывшие студенты. Вехи жизни этого интересного во всех отношениях человека, выпустившего не одно поколение зодчих, — в нашем интервью с ним.
— Владимир Платонович, вы помните свой первый рисунок?
— Первые попытки что-либо изобразить были в младших классах. Со временем слабость к рисованию приобрела формы настойчивого увлечения и проявлялась в бессмысленном копировании масляными красками цветных иллюстраций и открыток.
— Вы начинали с масла?
— Да. От старшего брата, поступившего в аэроклуб, мне досталась коробочка с тюбиками масляной краски.
— Как из маленького городка Усолье-Сибирское под Иркутском вы попали в Сибстрин?
— К моменту окончания средней школы созрело желание связать будущую деятельность с изобразительным искусством, и я отправился поступать в Сибстрин.
— Конкурс на архитектурный факультет был большим?
— В 1948 году архитектурного факультета еще не существовало. Набирали 25 человек — одну группу, которая входила в состав строительного факультета, и конкурс был 5 человек на место.
— Как от живописи маслом вы перешли к технике акварели?
— В то время дисциплины «рисунок» и «живопись» вел художник Иосиф Александрович Беляев — человек, преданный учительскому долгу и принципам русской реалистической школы, который многим помог приобрести приличный уровень именно в акварели.
— А как из студента превратились в преподавателя Владимира Платоновича Борзота?
— По окончании института в 1954 году я был направлен в НИСИ в качестве преподавателя кафедры рисунка, коим являюсь и по сей день. В моей педагогической практике был трехгодичный перерыв: в 1957 году я поступил в аспирантуру на кафедру Евгения Андреевича Ащепкова, в 1961 году защитил кандидатскую диссертацию. За годы работы исполнял обязанности ученого секретаря в совете присуждения ученых степеней института, заведовал кафедрой рисунка, был деканом архитектурного факультета.
— Какой период творчества вы считаете наиболее плодотворным?
— Это поездки: Москва, Таллин. И последняя — в 1986 году, в Ленинград. Далее началась перестройка и стажировки прекратились.
— Ваши дети — Вера и Сергей — архитекторы. Вы не возражали против их выбора профессии?
— Только что не возражал. Это их самостоятельный выбор.
— А ваши родители имели отношение к живописи и архитектуре?
— Никакого.
— Стал ли художником ваш брат, от которого вам достались краски, определившие вашу судьбу?
— Он заочно окончил художественно-графический факультет Московского пединститута.
— Значит, все-таки генетика!
— В те годы ее не существовало!
— Но теперь-то она научный факт. У вас случайно не сохранились те довоенные тюбики красок, чтобы передать внучке как реликвию?
— У нее, между прочим, тоже не без огонька в этой области. Еще до школы Лиза неплохо рисовала человеческие фигурки. Как-то спросила, зачем я собираю ее рисунки? Но как ребенку объяснишь, что такое динамика, экспрессия?
— Вы работаете преподавателем пятьдесят пять лет, чем, по-вашему, различаются студенты разных лет и различаются ли?
— Различаются. У нас была только одна группа, разумеется, по способностям и по подготовке неоднородная, но не было случайных людей. Ни одного! Начиная с 60 — 70-х годов мы принимали уже четыре-пять групп. Конечно, это лавина. Но в любом потоке поступало с пяток лидеров, сегодня это знаковые фигуры. Немало сильных выпускников разъехалось в другие города. Сейчас, как и в прежние годы, есть талантливые и работоспособные студенты, которые ответственно подходят к учебе. При этом из-за увеличения набора поступает много случайных людей, чего не было раньше.
— Но вам нравится учить студентов?
— Увлеченных — да. Случайных — нет.
Владимир БОРЗОТА:«Люблю учить увлеченных»
24.06.2009 00:00:00
В этом году наряду со своим 20-летним юбилеем Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия празднует 80-летие заслуженного работника высшего образования Российской Федерации, кандидата архитектуры, профессора Владимира Платоновича БОРЗОТЫ. Его имя не понаслышке знакомо каждому архитектору Новосибирска и многих других городов, где живут и работают выпускники Сибстрина и НГАХА.