Даёшь активность и программы многих уровней!

Даёшь активность и программы многих уровней!
Не «что делать?», а «что уже делается?» — вот главный вопрос нынешнего дня. Об этом говорили в кулуарах главы районов, городов и сельских поселений, прибывшие в Новосибирск для участия в общем собрании совета муниципальных образований области. О том же чуть позже — пусть в несколько иной форме — участники форума говорили и с трибуны, и в зале, вполголоса обсуждая только что прозвучавшие выступления. Эффективность работы местной власти в период кризиса обретает особое значение, об этом на общем собрании муниципальных образований Новосибирской области говорилось не раз.


«Сегодня укрепление местного самоуправления является основой для решения всех экономических и социальных задач, условием для развития экономики, построения общества и государства», — с этих слов начал свое выступление на форуме губернатор Виктор Толоконский.

Как может укрепить свои позиции местная власть? Разумеется, пополняя муниципальный бюджет, причем как можно активнее. Чтобы работа эта вела к максимально возможным результатам, на всей территории области должны быть разработаны многоуровневые программы экономического развития территорий. Причем они должны быть дифференцированы — учитывать задачи и перспективы как муниципальных районов, так и относительно небольших поселений.

«Разумеется, у муниципальных образований различного масштаба в этом плане разные цели, — сразу предупредил возможные вопросы муниципалов губернатор. — Большим городам предстоит решить задачу быстрого обновления основных фондов промышленных предприятий, создать условия для развития инвестиционного процесса, сделать экономику инновационно ориентированной. Для малых поселений наряду с поддержкой крупных хозяйств принципиально важно активизировать малые формы производства — фермерство, личное товарное хозяйство, малый бизнес в сфере сервиса».

На федеральном уровне Новосибирская область имеет статус бюджетно самодостаточной. То есть на жизнь у Москвы не просим — это плюс. Но из устроенного не нами кризиса должны выбираться практически самостоятельно — это... тоже плюс. Как показывает практика многих муниципальных образований разного уровня, решение проблем своими силами зачастую получается быстрее, чем бесконечное ожидание государственной помощи. Не говоря уже о независимости распределения средств и степени самоуважения.

Но для самостоятельности, хотя бы относительной, нужны четкие планы и возможность продумать хотя бы три-четыре экономических хода вперед. Соответственно, и действия государства вместе с представляющей его властью должны быть понятны и предсказуемы. В связи с этим глава области подчеркнул, что должна быть усовершенствована система взаимодействия бюджета области и муниципальных бюджетов. В связи с этим рассматривается возможность внедрения новой нормативной схемы формирования объёмов дотаций и фондов муниципального развития.

«Убежден, что эти методики еще несовершенны, — говорил на общем собрании Виктор Толоконский. — Ключ к их совершенствованию — упрощение. Этого можно добиться за достаточно короткое время и сделать тем самым любой муниципальный бюджет достаточно предсказуемым».

Губернатор считает, что в расчетах имеет смысл опираться на базовый норматив, который остаётся неизменным в течение достаточно длительного периода. То есть ключевым фактором может и должен стать такой устойчивый показатель, как численность проживающих на данной территории. Это, конечно же, не исключает и систему уточняющих критериев — например, отражающих обеспеченность населения тем или иным видом инфраструктуры. В целом же стабильность и прогнозируемость финансовой ситуации в районах и поселениях области должна стать серьезным стимулом роста и активизировать процессы обновления всей инфраструктуры на селе.

Еще одной точкой роста экономики муниципальных образований губернатор считает областные целевые программы, которые в значительной степени выравнивают неравномерное развитие территорий. Но и здесь инициатива должна оставаться за местным самоуправлением. Сигнал к участию в той или иной программе — обоснованный, аргументированный — должен давать сам муниципалитет.

Третий «кит» выживания территорий в условиях кризиса — областной Фонд муниципального развития с его «немечеными» средствами. Но и их, особенно в нынешнем финансово-жестком году, скорее всего, получат самые инициативные.

Важнейшей задачей в этот непростой период Виктор Толоконский считает модернизацию всего коммунального комплекса городских и сельских поселений области. Сегодня состояние этой сферы является одним из главных препятствий на пути эффективного развития территорий. Особенно удручающа ситуация в небольших муниципальных образованиях, где нет даже слабой надежды на приход инвесторов (этот рынок настолько мал и раздроблен, что его даже теоретически нельзя считать привлекательным для бизнеса).

В качестве решения новосибирский губернатор предлагает формирование областного фонда модернизации коммунального хозяйства городских и сельских муниципальных образований. Средства территориям планируется выделять на безвозмездной основе, но раздачей денег это не будет, решительно заявил Виктор Толоконский: «Необходимы и встречные усилия муниципальных образований по эффективности использования ресурсов, выстраиванию оптимальной системы жилищно-коммунального хозяйства».

По мнению главы области, необходимые затраты составляют, как минимум, 15 млрд рублей. И это только чтобы пройти начальный этап модернизации там, где этого не могут сделать инвесторы. Понятно, что за год, тем более отягощенный глобальным кризисом и падением налоговых сборов, подобную задачу не одолеть.

Поэтому все муниципальные образования сейчас должны настроиться, во-первых, на оптимизацию (читай — сокращение) расходов и, во-вторых, на поиск дополнительных рычагов для подъема налогового потенциала. С тем, как это достигается, познакомили участников собрания глава Татарского района Валерий Носков, выступление которого касалось диспетчерского управления котельно-газового хозяйства; глава Куйбышевского района Виктор Функ — он рассказал об организации централизованной системы ЖКХ и управляющей компании; мэр города Обь Валерий Степанов, поделившийся информацией о деятельности многофункционального центра организации предоставления государственных и муниципальных услуг; глава Вьюнского сельсовета Колыванского района Светлана Щербинина — она вместе с единомышленниками разработала и осуществляет комплекс мер по развитию своего МО в условиях финансово-экономического кризиса.

«В новых условиях мы почувствовали интерес людей к личному подсобному хозяйству. Его сейчас возрождают даже те, кто раньше работал в городе, — говорила Светлана Анатольевна. — Разрабатывая план социально-экономического развития на 2009 — 2012 годы, мы, конечно же учли финансово-экономический кризис и нашли несколько направлений для успешного выхода из него. Первое — поддержание платежеспособного спроса населения. Это мы делаем, сокращая до минимума длину цепочки между производителями и потребителями. Второе направление — инвестиции в развитие сельского хозяйства. Третье — строительство социального жилья с непременным участием в соответствующих областных и федеральных программах развития села...»

Реальное воплощение этой антикризисной стратегии очень многогранно. Это ярмарки, которые происходят в районном центре и селе Вьюны, выделение горожанам участков для посадки овощей и картофеля, налаживание переработки собственной продукции, формирование земельных участков для строительства объектов малого бизнеса и жилья, переобучение жителей (совместно с центром занятости). Плюс информация, которую люди получают на сходах граждан, из информационных бюллетеней, объявлений, в беседах с муниципальными служащими. Сельсовет просто не позволяет своему населению «вариться в собственном соку», побуждает знать, уметь и действовать. Может быть, в этом и кроется формула самого главного антикризисного рецепта?
Поделиться:
Копировать