Кризис в России: причины, последствия, выход

Кризис в России: причины, последствия, выход
Анализ и оценка развития современного состояния экономики национального хозяйства позволяют говорить о природе и причинах кризисных явлений, которые не обошли и не могли обойти Россию. Во-первых, в стране функционируют разрозненные системы, в которых отсутствуют сбалансированное планирование и регулирование потоков материальных и финансовых ресурсов, корпоративное управление.


Во-вторых, направление развития экономики подчиняется не столько социальным потребностям общества, сколько интересам групп личностей планетарного масштаба, заинтересованных в приумножении своего состояния.

В-третьих, постоянно происходит перепродажа, перераспределение имущественных ценностей между личностями, старающимися узаконить собственность. В-четвертых, современный «финансовый» и следующие за ним «производственный», «экономический» и другие кризисы — это долговременный, действующий на международном уровне механизм перераспределения материальных и финансовых ценностей между кланами на основе ограбления слаборазвитых стран и малоимущих слоев населения, а также отраслей на уровне государства.

Некоторые ученые высказывают мнение, что именно из-за этого мир балансирует на краю пропасти и, если человечество не предпримет достаточных действий по устранению или сглаживанию кризисных явлений, процесс может перерасти в катастрофическое состояние, выход из которого опасен переделом территории мира, а значит, средств существования, производственного сырья.

Первостепенной причиной проявления кризисных явлений в современной экономике можно считать несоблюдение закона сбалансированного, планомерного развития всех сфер жизни. Именно этим, по моему мнению, объясняется то, что за восемь месяцев 2008 года бюджетные средства программы социального развития использовались только на 45,1 процента, культуры — на 42,7 процента. Аналогичное положение и по другим программам.

Последствия финансового кризиса проявляются в падении производства, что подтверждается уменьшением заявок. Как следствие этого, многие предприятия планируют 20 — 30-процентное снижение объемов производства, социального положения основной массы жителей.

Есть у финансов одна особенность: их всегда недостаточно и бедному для существования, и богатому для обеспечения достойной по благоустройству и комфорту жизни, для наращивания собственного имущества. Не случайно между богатыми всегда идет негласное соревнование в сфере «изящности» образа жизни. Престижно иметь в собственности острова, пароходы и самолеты, замки и спортивные команды, многое другое, что приносит только личное удовлетворение и на что тратятся огромные финансовые ресурсы.

Что такое финансовый кризис? Это дисбаланс между наличием финансовой массы и ее потребностями. Выражается он в том, что банковская система выдала такое количество денег и под такие сроки, что в настоящее время очень сильно уменьшилась масса наличных денег в банковской системе, и эта уменьшенная масса не обеспечивает текущие потребности. А раз потребности производства не покрываются возможностями, то происходит «замораживание» производственного процесса. Именно капиталистические основы с частной собственностью на средства производства и на продукты общественного труда, личная заинтересованность только в получении прибыли приводят к перетеканию капитала от одной личности к другой, из одного геополитического полюса в другой.

Такое положение с потоками финансовых и материальных ресурсов оборачивается «пожарным» принципом управления, принципом «латания» постоянно возникающих «дыр». В этот процесс вмешивается правительство (мы не говорим «государство», потому что понятия «государство» и «правительство» не идентичны) и дает распоряжение выдавать кредиты для строительства жилья под ипотеку, финансирование крупных производственных и других объектов. К ним можно отнести крупные и дорогостоящие сельскохозяйственные сооружения, совершенствование материально-технической базы, строительство транспортных магистралей в виде дорог, трубопроводов и так далее. Не нужно забывать, что значительная масса финансов уходит на повышение благосостояния отдельных категорий работников.

Финансовый, а вслед за ним производственно-технический и технологический кризисы могут привести к социальным кризисам из-за крайней неравномерности производства и потребности в продуктах питания, перераспределения и использования трудовых ресурсов. Для сглаживания этого процесса есть уже предложения о создании «экономики чрезвычайных ситуаций», которая в некоторой степени похожа на планово-мобилизационную модель СССР времен Великой Отечественной войны.

Рассматривая процессы проявления кризисов, можно прийти к выводу, что они в немалой степени являются следствием разобщенности интересов производственных, финансовых, социальных, культурных и политических структур. Все это можно считать недостатком капиталистических производственных отношений.

Мировая практика прошлых времен показала эффективность корпоративных отношений между отдельными структурами как внутри государства, так и на международном уровне. В настоящее время процесс корпоративных решений глобальных проблем осуществляется на различных саммитах глав государств, на совещаниях руководителей стран совместно с представителями крупного бизнеса. Кризисные состояния отдельных экономических структур, а также стремление бизнеса и власти найти выход из них уже поставили вопрос об открытости экономической информации. Именно открытая информация позволит принимать решения больше не либерального, а авторитарного характера. Это полнее задействует функции управления: перспективное и оперативное планирование, организацию, координацию, контроль, учет, стимулирование.

Российские руководители государственного и регионального масштабов первоначально заявляли, что кризис России не грозит. На сегодняшний день информация свидетельствует об усилении влияния кризисных процессов не только на финансовое состояние, но и на производство. Мировой финансовый и производственный кризисы не могли обойти Россию, поскольку она является составляющим звеном мировой экономики по вопросам получения и выдачи кредитов, импорта и экспорта товаров, иностранных инвестиций.

Руководство нашей страны пытается предпринимать некоторые меры по стабилизации социально-экономического развития до 2020 года и разрабатывает оперативный план в изменившихся условиях. Но вряд ли план предусматривает регулирование финансовых и материальных потоков фирм, компаний, налаживание согласованной деятельности отраслей национального хозяйства. Учитывается, что рост валового внутреннего продукта замедлится, снизится финансовый поток из-за рубежа, но почему-то нет ответа на вопрос, до каких пор российские финансы будут поддерживать иностранные и когда же российские финансовые ресурсы начнут использоваться на развитие собственного производства. Ответ напрашивается такой: до тех пор, пока государство не начнет развитие собственного сбалансированного производства, собственной экономики, пока не будут созданы условия персональной ответственности руководителей всех уровней за рациональное использование российских ресурсов на территории своей страны, пока не будет государственного контроля и регулирования финансовых, материальных потоков на всех уровнях, пока не прекратится отток капитала за рубеж. Поскольку в практике этого нет, то и существующая экономическая политика носит пока не стратегический, а пожарный характер. В итоге получается, что приходится брать чужой «рубль», а отдавать полтора своих. При этом ясно: оптимальный вариант хозяйственной деятельности — жить на собственные деньги, производить с меньшими затратами и продавать по большей цене.

Кроме финансового кризиса в России существует и кризис ценообразования, который еще существеннее нивелирует экономическое положение, в частности, сельскохозяйственных предприятий. Этот процесс затронул ценообразование на зерно, на молоко. Величина экономии за счет снижения цен на горюче-смазочные материалы не покрывает сумм снижения доходов от уменьшения цен на продукцию растениеводства и животноводства. Общий итог — ухудшение экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Самое негативное заключается в том, что эти процессы регулируются стихийными воздействиями экономических интересов разрозненных собственников.

Разумеется, планирование развития экономики и социального положения в пределах мирового сообщества невозможно, но это посильно сделать в отдельно взятой стране. Правда, только в том случае, если основной целью будет как раз планомерное развитие, расчет на собственные силы и возможности.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать