Новосибирск 2.9 °C

От сессии до сессии: «антикризисная эволюция»

28.05.2009 00:00:00
От сессии до сессии: «антикризисная эволюция»
Сегодня работа над бюджетом Новосибирской области идет четко в ногу с кризисными «всплесками». Самый последний шаг — отказ от «трехлетки» и временный (это особо подчеркивается) возврат к однолетнему планированию. С помощью депутатов Новосибирского облсовета мы попытались отследить этапы «эволюционного процесса» областной казны и их эффекты.



Одно из первых «антикризисных проявлений» в форме резервирования средств в областном бюджете стало следствием тревожной тенденции падения налоговых поступлений в региональную казну в конце 2008 года.

«Была опасность, что мы не доберем принятые плановые назначения, поэтому до главных распорядителей средства доведены не были», — комментирует заместитель председателя комитета Новосибирского областного Совета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников.

Следующей мерой стало предоставление миллиарда рублей государственных гарантий Новосибирской области для получения кредитов по регрессным требованиям представителями «локомотива экономики» — строительными организациями.

В марте 2009 года произошло сокращение областной казны — уменьшились доходная, расходная части бюджета. Сокращены расходы на дорожные работы, строительство.

«Такое сокращение было необходимо для обеспечения текущего финансирования и сохранения того, что есть. О развитии пока говорить не приходится — это будет потом, когда стабилизируется ситуация», — говорит Сергей Канунников.

При этом удалось удержать все основные социальные обязательства, а также с позиций щадящего режима подойти к корректировке трансфертов местным бюджетам. Сохранены все виды индексаций по всем социальным расходам. В этот период в свете всех антикризисных мер крайне важно было акцентировать социальную политику, особенно относительно повышения покупательской способности граждан. Поэтому на зарплатных фондах, льготах, выплатах ветеранам, семьям с детьми и прочих социальных выплатах областная казна не экономит.

Поддержка экономики обеспечивается и за счет определенных дополнительных ресурсов бюджета — программ поддержки инвесторов, агропромышленного комплекса. Особое место занимает поддержка строительного сектора. Поэтому следующим этапом закономерно стало увеличение госгарантий для промышленных предприятий и строителей. И это уже другая форма гарантий с так называемыми безрегрессными требованиями. Как комментирует Сергей Канунников, при этом есть определенный риск для бюджета — гарантии давались с надеждой на порядочность стройорганизаций и последующий возврат средств. К сожалению, пока данная мера особого эффекта не дала. Из 16 реальных претендентов на госгарантии только одна стройорганизация получила кредит на сумму 55 миллионов рублей.

О невысокой эффективности можно сказать пока и относительно поддержки ипотечного кредитования — в части рефинансирования части процентной ставки из областного бюджета для любых покупателей нового или строящегося жилья. Пока физлиц, сумевших воспользоваться поддержкой, тоже очень мало.

Главная задача в построении бюджета на этот момент — не допустить падения основных показателей. Это должно облегчить формирование нормальных финансовых документов последующих лет, а значит, сохранить потенциал экономики.

На апрельской сессии депутатам довелось, так сказать, «экзаменовать» областную экономику на прочность. Представленный губернатором Новосибирской области масштабный, подробный план по внедрению в жизнь региона антикризисных мер в целом был одобрен Советом. Кроме того, депутаты в двух чтениях приняли дополнительную «порцию» поправок в областной бюджет.

Высказывая свою позицию по представленным антикризисным мерам, депутаты особо отмечали грамотное поэтапное формирование бюджета.

«Мы создали резервный фонд, где оставили часть денег, которые решено не расходовать. Сегодняшняя ситуация подтверждает: то, что мы сделали, реально работает, действует. Разбалансированность бюджета, на мой взгляд, — самый главный недостаток для всех отраслей, поэтому первое, что нужно было сделать в кризис, — сбалансировать бюджет. И в настоящее время есть определенный оптимизм по поводу проделанной работы. Хорошо, что удалось усилить социальную ответственность бюджета в кризис. Нам удалось оставить все социальные программы и плюс еще дополнительно для тех, кто потерял работу, принимаются определенные меры поддержки», — отметил председатель комитета облсовета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Виктор Осин.

«Правильно, что одно из центральных мест в антикризисной работе уделяется сфере материального производства. Антикризисные меры для промышленности предпринимаются на уровне губернатора, в отраслевом областном департаменте, в облсовете. Принят ряд важнейших законодательных актов, включая госгарантии. Большое внимание уделено подготовке кадров», — высказал свое мнение заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике облсовета Борис Прилепский.

Весомым современным решением станет рассмотрение на майской сессии Новосибирского областного Совета возврата на ближайшие полтора года к однолетнему бюджетному планированию. Бюджет-2010 также будет формироваться на один год, при этом губернатор будет утверждать среднесрочный финансовый план.

«В надежде на то, что экономическая ситуация стабилизируется, с 2011 года мы планируем вернуться к трехлетке. На наш взгляд, среднесрочное планирование обязательно должно присутствовать, так что от него мы совсем не отказываемся», — говорит Сергей Канунников.

Ближайшее бюджетное будущее пока особо положительных тенденций не сулит, — по мнению Сергея Канунникова, в связи с неизбежным сокращением поступлений из федерального бюджета, казна нашего региона, скорее всего, еще будет корректироваться в сторону уменьшения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: