Новосибирск 4.9 °C

Человек не раб работы, а её любимчик

08.05.2009 00:00:00
Человек не раб работы, а её любимчик
Бывает такое: есть у человека и диплом об образовании, и стаж работы солидный. Только вот не приносит работа радости. А это, как минимум, третья часть суток, прожитых сумеречно. И всё потому, что когда-то профессия была выбрана не та. Вот и не случилось «взаимной любви» человека со своей работой. Психолог Дмитрий ГЛАДЫШЕВ уже готов рассказать нам о типичных ошибках, провоцирующих неверный выбор профессии. Конечно, человек учится на своих ошибках. Но иногда вовремя подстеленная соломка не помешает.



Возьмите любой справочник абитуриента. Наверняка вас удивит обилие высших и среднеспециальных учебных заведений, готовящих менеджеров, экономистов, психологов, бухгалтеров. Многие абитуриенты, считая, что в профилирующий вуз поступить сложнее, предпочитают держать экзамены, например, в технический вуз на экономическую специальность. И оплата за обучение в профилирующем вузе выше, чем в том, куда они сейчас подали документы. Соображения вполне здравы и объяснимы, однако есть одно «но»… При всём изобилии экономических факультетов в городе у работодателей обычно котируются дипломы одного-двух профилирующих вузов.

Сам выбор профессии тоже может быть ошибочным. Например, беседуя с профконсультантом, старшеклассник говорит, что хочет стать менеджером или экономистом, так как это престижно, «ему нравится». Однако, обсуждая данное намерение, выясняя у молодого человека, что конкретно привлекает его в этой профессии, психолог видит, что без пяти минут абитуриент не понимает сути выбранной профессии. Увы, такие эпизоды из практики не так редки, как хотелось бы. Корень этой ошибки выбора в том, что молодых людей привлекает не сама профессия, а её образ, созданный в СМИ или в кухонных разговорах. Цена ошибки — возможные разочарования в будущем и трудности при устройстве на работу из-за избытка этих специалистов на рынке труда.

На мой взгляд, тенденцией последнего времени можно считать настрой старшеклассников и их родителей получать профессию только в вузе. Иногда в качестве аргумента они приводят такой довод: молодому человеку с его запросами будет трудно в другом обществе (например, в среде студентов среднего специального учебного заведения). При этом психологическое обследование подростка выявляет у него способности совершенно не к той деятельности, которую ему пророчат родители. Однако родительский вариант предполагает получение высшего образования, а второй (с учётом психологического обследования) — сначала среднеспециального образования, потом накопления конкретного опыта работы и только потом — вуз. Так бывает с теми, кто ориентирован на творческие профессии, учась в школе, посещал художественные школы, кружки, однако сразу не рассчитывает поступить в педагогический университет на художественно-графический факультет или в архитектурно-художественную академию. Поэтому родители настаивают на «штурме», например, математического или языкового факультета престижного вуза. Иногда такие молодые люди года через 3 — 4 после окончания вуза приходят на консультацию и говорят, что «поступили в институт для мамы, учеба была безразлична, нравилась студенческая жизнь». Естественно, столкнувшись после получения диплома с конкретной работой, эти молодые специалисты понимают, что она им в лучшем случае не нравится, а в худшем — противна. Да и вообще, чтобы чувствовать себя специалистами, им элементарно не хватает знаний: в вузе они не были настроены на учёбу.

Еще одна распространённая ошибка — ориентация на редкую профессию. Например, многие девушки хотят стать актрисами. Однако по ходу консультации часто становится понятно, что за этим желанием стоит потребность девочки быть признанной, популярной, вести красивую светскую жизнь. И это завораживающее желание блистать оставляет в тени другую сторону актерского искусства: многочасовые репетиции, изматывающие и морально, и физически. К тому же, несмотря на такой изнурительный труд, не все добьются признания. Да и сколько признанных актёров в конце жизни испытывали едва ли не полное забвение?!

Хоть и редко, но всё же встречаются клиенты, которым совершенно безразлично, где учиться, какую профессию получать. Главное, чтобы рядом были друзья детства. Выбор за компанию тоже может стать ошибочным: человек не принимает во внимание СОБСТВЕННЫЕ интересы, склонности, способности, состояние здоровья, уровень знаний. А ведь именно их нужно учитывать в первую очередь! Понятно, что с плохим зрением не станешь водителем. И художником вряд ли станешь, не имея художественных способностей и вкуса, развитого образного мышления, хорошей зрительной памяти.

…Итак, выбирая профессию, не нужно:

— ориентироваться на те, которые требуют исключительно высшего образования, или на особо престижные профессии;

— стремиться приобретать редкую профессию, на которую нет социального спроса;

— руководствоваться принципом: «Буду поступать за компанию»;

— увлекаться только внешней стороной профессии при недостаточном знании ее содержания;

— отказываться от учета своих действительных склонностей, способностей, физических возможностей, состояния здоровья.

А что нужно? Стремиться к балансу желаний, личных возможностей (уровня знаний, способностей, состояния здоровья) и восстребованности профессии на рынке труда. Другими словами: все три компонента формулы «ХОЧУ, МОГУ, НАДО» должны быть уравновешаны.

И всё-таки, какую работу искать? Ту, которая позволит полнее реализовать свои способности? Ту, которая даст возможность твёрдо стоять на ногах? Абсолютный идеал — совпадение того и другого, как и всякий идеал, труднодостижим. И на вопрос о предпочтениях в работе каждый из нас отвечает по-разному. Более того, этот ответ будет меняться в зависимости от периода нашей жизни. Выбор профессии тесно связан с ценностями человека, а их иерархия очень индивидуальна.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: