Новосибирск 5 °C

«Большой Новосибирск» — самый большой за Уралом

09.04.2009 00:00:00
«Большой Новосибирск» — самый большой за Уралом
Это показала дискуссия на тему «Городские агломерации как объект анализа и планирования» в рамках III открытого Градостроительного форума. В Новосибирске прошел III открытый Градостроительный форум «Город завтра» — авторитетная экспертная площадка для обсуждения передовых идей, стратегий и сценариев развития сибирских городов, а также для презентации городских ресурсов потенциальным инвесторам. В течение двух дней участники обсуждали наиболее актуальные вопросы градостроительной практики.



Одна из секций посвящалась важным для Новосибирской области вопросам развития агломераций. Об итогах обсуждения корреспонденту «Советской Сибири» рассказал участник форума, заместитель руководителя департамента стратегического управления и планирования администрации области Иван ГОНЧАРОВ.

— Агломерация — сугубо технический термин, под которым понимается система населённых пунктов, главным образом городских, которые не только компактно расположены на территории, но и объединены разнообразными связями — производственными, транспортными, культурными. Происходит так называемая «маятниковая миграция» трудовых ресурсов, когда, например, житель Новосибирского или Колыванского района работает в областном центре, а жить и тратить свою более высокую, чем на селе, зарплату продолжает на малой родине. Такой обмен ресурсами делает более приспособленными для жизни и мегаполис, и входящие в агломерацию небольшие населенные пункты. А значит, повышается уровень жизни их жителей, плотность населения, растет качество социальной инфраструктуры — образования, здравоохранения, развивается культурный и досуговый комплекс.

На примере агломерации «Большой Новосибирск» это проявляется, например, в том, что росту таких городов, как Бердск и Искитим, помимо всего прочего, способствует и близость к научным предприятиям новосибирского Академгородка.

Примечательно, что на нынешнем Градостроительном форуме секция об агломерациях появилась впервые. И участвовали в ней ведущие российские эксперты. Делились опытом, обсуждали проблемы. Основное место было уделено развитию Иркутской и Красноярской агломераций. Иркутяне говорили, что для них одной из ключевых задач было объединить в агломерацию территории с совокупным населением миллион человек — необходимый минимум для того, чтобы территория стала заметна крупным инвесторам. Жителей Красноярской агломерации порядка 1100 тысяч человек, и ставится задача довести население до полутора миллионов.

Здесь важно отметить, что в «Большом Новосибирске» уже сегодня проживает более 1,6 млн человек. Это крупнейшая агломерация за Уралом. Кроме того, она обладает высокой концентрацией науки, промышленности, причем высокотехнологичной, инновационной.

Кстати, в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации агломерации названы зонами опережающего развития. Проще говоря, государство считает, что крупные города, обладающие мощным образовательным, культурным, промышленным, научным и инновационным потенциалом, могут задать вектор развития и для расположенных рядом населенных пунктов.

И это не означает, что развитие агломерации ставится в противовес развитию других территорий области. Я слышал мнения, что агломерация может стать своего рода «черной дырой». Но при правильном подходе такой опасности не существует. В стратегии развития Новосибирской области поставлена задача обеспечить гармоничное пространственное развитие территории. Да, агломерация — это зона опережающего развития, точка повышения конкурентоспособности, роста науки, инноваций, но не в ущерб другим территориям.

Задача власти — определить направление и сформировать приоритеты развития территорий внутри агломерации, развивать инфраструктуру, создавая тем самым привлекательные условия для инвестиций. Хороший пример — развитие промышленно-логистического парка, под который планируется порядка 2000 га пригородной земли. Область обеспечивает инфраструктурное развитие площадки, это привлекает инвесторов, а в результате — толчок для развития Чика, Коченево и других расположенных на западе от Новосибирска населенных пунктов.

Рост территории и веса «Большого Новосибирска» происходит на наших глазах. Мощный импульс агломерация получила со сдачей Северного объездного пути и моста через Обь. С этого момента территория транспортной доступности существенно увеличилась, а обычно к территории агломерации тяготеют населенные пункты, расположенные в пределах полуторачасовой транспортной доступности. Раньше, например, Колывань, несмотря на всего 40-километровую отдаленность от Новосибирска, с точки зрения доступности, выглядела хуже Искитима, расположенного в 60 километрах от областного центра.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: