Новосибирск 2.9 °C

Вероника МОНАСТЫРНАЯ:«…Держась рукой за облака»

15.01.2009 00:00:00
Вероника МОНАСТЫРНАЯ:«…Держась рукой за облака»
Накануне Нового года редакционно-издательский центр Новосибирской писательской организации Союза писателей России выпустил в свет новую поэтическую книгу. Это «Ливень» Вероники Монастырной, молодой талантливой поэтессы, чьи строфы и строки профессионально легки и прекрасны, но за этим изяществом невозможно не увидеть огромный труд души, незаурядный характер и ранимое сердце.




Подборку стихов Монастырной мы предваряем предисловием к книге, написанным известным литературным критиком Алексеем Горшениным.

У Вероники Монастырной трудная судьба. И жизненная, и поэтическая. Так уж сложилось, что с самого рождения приходится преодолевать ей и физические, и моральные страдания, бороться за выживание в самом буквальном смысле слова. В своеобразном автопортрете она пишет:

В момент рожденья смерть
мне повстречалась
И отшатнулась: — Чёрт
с тобой, живи!
И я живу.
С тревогой дни встречаю,
Но с радостью закаты
провожаю.
Не требуя ни у кого взаймы
Другой судьбы,
довольствуясь и этой...

Автографом драматической судьбы лирической героини, в которой виден отблеск личной драмы поэтессы, можно назвать и стихотворение «Неправедно живу. Прости...». Приметы собственной судьбы и личности встречаются и во многих других стихах Монастырной. В одном из них она скажет:

Я выжила без спроса
и без просьб,
Наперекор, без тени
сожалений
Перемешала и любовь,
и злость
в самой себе...

Ломаная линия судьбы, вечное с нею борение, конечно, наложили свой отпечаток на характер «лирической героини» (ставлю в кавычках, поскольку подчас граница между ней и самой поэтессой практически стирается), делая его болезненно резким, порой даже жестким — «Чужую боль долой гоню! //Своей хватает. В ней тону...»

Но вот что примечательно и важно, что делает поэтессе честь: в ее стихах присутствует высокий накал драматизма, неподдельная, заражающая читателя душевная боль, но нет в них надрыва и истерии, которые можно было бы вполне объяснить и оправдать физическим состоянием их автора. Зато в полной мере ощутима «всем смертям назло» неистребимая тяга к жизни, вера в нее.

Вероника Монастырная не «эксплуатирует» в творческих целях свою судьбу. Она всматривается в жизнь вокруг, преломляя ее своим поэтическим взглядом и себя в контексте этой жизни:

Я просто говорю о том,
что вижу.
Кого люблю, кого я
ненавижу,
О чем мечтаю и чего боюсь.

Но отчетливы у нее всегда авторская позиция и художническое кредо, как одна из важнейших черт «лирической героини» книги. И читателю Вероники Монастырной, думаю, не придется в том ничуть усомниться. Как и в том, что перед ним интересный, самобытный, тонко чувствующий и образно мыслящий лирик со своим свежим, «незамыленным», пусть иной раз и колючим, взглядом и в целом романтическим мироощущением.

Известно, что лакмусовой бумажкой, проявляющей, насколько тот или иной стихотворец есть поэт, являются самые расхожие темы. В их числе — природа, где уже и сказать-то вроде ничего нового невозможно. Однако Монастырная очередной раз доказывает, что для талантливого человека нет ничего невозможного:

Успеть отоспаться, пока
Над городом облака
Тяжелые,
Как гранит.
Стаккато дождя звенит.
От молнии яркий всплеск.
Гром громко бурчит. Окрест
Висит водопад пеленой.
Дождь льется отвесной
рекой.
Наедине со стихами,
Как будто из фортепьяно,
Созвучия из слогов,
Дождь извлекает. Скерцо.
И замирает сердце
От музыки вечных нот...

Знакомая картина летнего ливня под пером Монастырной превращается в запоминающуюся картину, где слились воедино живописный образ и музыкальный звук, трепетно отозвавшиеся в поэтическом сердце.

Есть в новой книге стихи из прежних сборников. Они дают основание говорить о движении Монастырной к поэтической зрелости. А это в том числе и ясное осознание своего предназначения, и необратимости выбранного пути. Тем более что путь сей для самой Вероники и есть спасительная нить Ариадны, о которой она не раз упоминает в своих стихах:

Пишу стихи, опять слова
рифмую,
В попытке оправдаться
За судьбу —
Нелепую, усталую, чужую,
Поющую под старую трубу.
Сбиваюсь, начинаю
все сначала.
По кругу на веревочке бегу.
Харон меня дождется
у причала,
Когда построю дом на берегу.

Далеко, надо заметить, не худший способ «оправдаться». И вот уже все четче прорисовываются очертания поэтического дома с «лица необщим выраженьем», который упорно и целеустремленно, наперекор судьбе, возводит Вероника Монастырная.

А это все-таки кража.
Зачем тебе моё фото?
Не сразу, но только пропажу
Заметила...
Доброхоты
Мне подсказали имя,
Немного странного гостя…
Юность под маскою мима
Мимо промчалась, мимо,
Воришка, где тебя носит?

***
Я никогда не встречаю
знакомых,
С кем мне хотелось
бы остановиться.
Может,
Дороги мои бестолковы
В некоронованной,
Странной столице?
Может, поэтому мчусь
на машине
С каким-то водилой,
похоже, неглупым.
Не королева! Ну вы
рассмешили!
Это я так сберегаю минуты.
Среди суеты так легко
разминуться.
Так просто не встретиться,
просто расстаться.
Я сберегаю часы и минуты,
Под маской беспечности
пряча усталость.

***
Устроим сегодня праздник
Не нам, так детям устроим.
А сами присядем в парке,
Где ветер шуршит сухостоем.
А сами усядемся подле
Самой простой афиши.
И позабудем про подлость.
Молчи. Ведь в молчании ближе
Станем чуть-чуть. Не бойся,
Не претендую на вечность.
Рябин прошлогодние грозди
Дней подчеркнут
быстротечность.
Ты не сердись. Я знаю,
Что неправа во многом.
Между адом и раем
Жизни проходит дорога.
И на шоссе всё меньше
Путь наш похож. Так что же?
Все мы кого-то играем,
Строя у зеркала рожи.

***
Жить в мажоре.
Иначе не так воспримут.
Грусть не в моде сейчас,
Ты обязан быть злым
И веселым.
Говорят: только мертвые
сраму не имут.
Всё немного не так.
В этом мире мы всё новоселы.
Неумелы, напористы,
очень ранимы.
По инерции времени вечно
несемся куда-то.
Странники жизни,
вечные пилигримы.
Живущие в долг и забывшие
о расплате.

***
Когда застанет нас вдвоем
рассвет,
Уедешь ты, а я останусь здесь.
Расстаться с прошлым
очень-очень трудно,
Я в этом доме будто домовой,
Который охраняет свой покой
И недоверчив к посторонним
людям.

***
К...
Как вовремя ты приехал!
Мела за окном метель,
Латая души прорехи
Из старых и новых потерь...
И было всё так неуютно,
И бестолковый январь
Часы разбивал на минуты —
Осваивал год календарь.
Не ждал никаких сюрпризов,
Он вдаль по течению плыл.
Израненным зверем,
с карнизов
Обвалами снег грозил
прохожим.
Нам не было дела.
Молчанье висело, как меч.
Я долго в окно глядела,
Ты тщетно старался зажечь
десятую сигарету
За долгий и нервный час.
И чай, в стакане согретый,
Пролился на светлый палас.
Прощание затянулось.
Стараясь блюсти этикет,
Я обронила, что юность
Проще.
С течением лет
Мы все же стали другими,
И глупо уже отрицать:
Обманами, пусть и благими,
Нельзя никого удержать.
Вечер на город падал,
Должно быть, тебе пора...
Уехать до снегопада,
Утихла метель до утра...

Памяти А. Плитченко
1.
— Привет, привет!
Ну, что же, проходи.
Давненько не встречались,
Где пропала?
— Всё суета сует,
и нет причала
надежного...
— Да, ладно, не ворчи.
Последние стихи?
Я прочитал.
Взрослеешь, но хвалить пока
не буду.
Давай-ка, подвигай сюда
посуду.
Вот кофе, сахар.
...За окном летал осенний
лист.
В тот день всего на час
Мы разминулись.
Я потом узнаю,
Что подкрадется к Вам беда большая.
И будет жизнь сверяться по
часам
Земного срока, но никто
заранее
О том не знает, в этом
прелесть вся.
Иль рок судьбы, что грозно
нависает
Дамокловым мечом над нами
всеми.
Но в круговерти дней о том
не помним,
Мечтая встретить новый
день рожденья...
Мечтают люди, ведает
Господь...
Вот календарь до ноября
добрался,
И, значит, близок осени
излет.
Я рождена как раз в такую
пору:
Обычно снег уже лежит,
и город
Прекрасен в мягкой, ватной
белизне.
Разбудит телефон звонком
привычным
И, чертыхаясь, что прервали
сон,
Кому же так не терпится
напомнить,
Что постарела я на целый год!
Но голос в трубке коротко
изрек,
Что Александр Иваныч
нас покинул.
Прощание случиться
через день.
Как будто нож в тот миг
вонзился в спину,
И рухнул мир как будто
в пустоту.
И срезали мне крылья на лету,
Точней, на взлете...
Позже, у могилы, в толпе,
Где каждый будет одинок,
Надгробное тире вберет итог
Всего пути. И чей-то тихий
голос:
— Недолог век. Ах, что ж ты, Саша, Сашка,
Так поспешил, опережая
многих...
Шел первый снег. На белую
дорогу
Ложились сотни ярких
лепестков.
За страшный сон принять
хотелось действо
И, чтобы тотчас убедиться
в том,
Схватить скорее трубку
телефона.
Набрать на память ваш
знакомый,
Услышать вновь
негромкое «привет».

2.
Остаться в жарком
октябре,
Когда торфяники в округе
Горят,
Когда как будто любим...
И даже чёрт тогда нам брат!
Опять брести через туман
Нам вереницей тихих улиц.
Но с кем тогда мы
разминулись,
Совсем ни в чем не виноват.
Ведь это мы тогда, не он,
Не позвонили, не примчались...
Над колокольней грай
ворон
Преумножает все печали.

***
Стихи в двадцать первом веке?
Не блажь ли они, к чему?
Компьютерные тенета
Опутали всю страну.
Давно нет перу помину --
Поэтом — каждый второй.
Чернильным пятном застынет
Рифм ретроградный строй.
Вторично, устало и пошло.
Забава, пустейший звук.
Давно не выводят на площадь
Поэтов. В своем возу
Каждый, как червь, копошится.
Пишет, всему вопреки.
Пушкинские страницы,
Дыхание вечной строки...
И точка. Дальше ни слова.
Зыбкая тишина.
От смеха до острой боли...
Рождаются строчки невольно
И будят сердца ото сна.

***
Когда просыпаются птицы, я засыпаю.
Как будто ночное дежурство сдаю на их крылья.
А птахи привычно с ветки на ветку порхают
О чем-то воркуют так нежно, как мы подзабыли.
Как мы разучились давно за отсутствием времени.
Пытаясь лишь им оправдать амнезию на прошлое.
И верят нам многие, и понимают, наверное,
Что безвозвратно утеряно что-то хорошее...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: