Новосибирск 3.3 °C

Коррида без права выбора

30.12.2008 00:00:00
Коррида без права выбора
Судя по состоянию дел и настроению, с которым завершается для многих уходящий год, в 2009-м большинству из нас еще придется изрядно «пободаться» с разношерстными неурядицами. Посильна ли нам будет эта «коррида», сегодня не берутся судить и матерые прогнозисты. И мы не возьмемся. Но поскольку символ следующего года вписывается в процесс бодания по своей природе, попытаемся хоть сколько-нибудь прикинуть, чего нам вероятнее всего ждать в наступающем году от предстоящей схватки с крепышом-Бычком.



Итак, коррида. Это неоднозначное по сути и восприятию действо кажется весьма подходящей аллегорией сегодняшних мировых процессов, для многих людей оборачивающихся настоящими социальными катаклизмами и личными трагедиями. Так кто же, кого и с какой целью на самом деле бодает?

Кр-р-расота с летальным исходом
Когда читаешь о корриде, ни разу не побывав на ней, россыпь экзотически-изящных испанских терминов поначалу невольно завораживает.

Матадор поджидает быка с розово-желтым капоте (специальным плащом) в руках.

Пикадоры (кабальеро, рыцари на конях) встречают, удерживают атаку быка.

Бандерильеро (помощники матадора) «измеряют» ярость быка, не отнимая его сил.

На самом же деле все эти и другие фигуры, выстроенная последовательность которых направлена лишь на то, чтобы натурально затравить быка, завершаются жестоким убийством бедной животины. Ведь в конце пред зрителем предстают нелицеприятные натуралистические подробности — мечом с крестовиной у конца лезвия тореро пытается повредить спинной хребет быка, когда бык упадет, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож. Из чисто гуманных, конечно, соображений — чтобы не доставлять животному лишних мучений, только, кажется, поздновато для гуманности...

Некоторые источники вскользь упоминают: вероятно, первоначально убийство быков было ритуальным. Но это весьма слабо оправдывает травлю животного, тем более что после протаскивания побежденного — мертвого — быка по арене, его тушу, как пишут, продают мясникам, которые ждут снаружи. Получается, несмотря на всю первоначальную красоту и приверженность традициям, фактическим итогом корриды для людей становится-таки цель набить желудок. Как говорится, бодаемся и бодаться будем — не забавы ради, а прокорма для.

Борьба, сотканная из противоречий
В символическом плане бык, часто черный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придает поединку ритуальный характер. На самом деле в контекстах разных культур бык сам по себе часто является символом много чего еще — жертвоприношения, отречения Христа, плодородия, весны, справедливости, силы (в определенных случаях — не простой, а мужской).

В контексте корриды он — сильный противник человека. Кстати, поэтому этика корриды требует от тореро относиться к быку не как к жертве и проявлять к нему должное уважение. Тем самым человек показывает, что он в принципе способен покорить животное, которое сильнее его. Это один из парадоксов, окружающих зрелище. И бык на корриде, как бы то ни было, символично агрессивен (хочет он того или нет) и в каком-то смысле воплощает зло. К примеру, по словам Лидии Артамоновой — единственной в России женщины-тореодора, «коррида, если рассуждать философски, — это борьба со злом».

А без зла, как известно, не бывать и добру, и вообще жизни. Так что нам с ним еще бороться и бороться. Но применительно к корриде тут, пожалуй, возникает некоторая нестыковочка. С одной стороны, разъяренный бык как воплощенное зло, носитель смерти (для себя самого или тореро) — стихия. При этом и вся коррида — как бы борьба стихий. Не случайно одна из лингвистических интерпретаций названия корриды (correr una suerte) — претерпеть (какую-либо) судьбу — рок, удел, долю, неподвластную человеку. С другой стороны, коррида — строго регламентированное действо, в котором за каждым из участников закреплены особые функции. В этом одно из глобальных противоречий, показывающих неоднозначность всей культуры корриды. Оно и понятно, мы, люди, и сами та-а-акие противоречивые!.. Но, согласитесь, как бы коррида не была опасна для человека, ему в этом действе все же куда легче ставить и выполнять свои задачи, ведь в случае чего все кинутся на помощь отнюдь не быку... А у животного на корриде, по сути, изначально нет шансов.

Не вырывайте корни из земли
Вот и жалеют многие испанцы (и не только) обреченных бычков, выступая против корриды. Среди отзывов российских очевидцев, корриды на форумах некоторых интернет-сайтов — в основном подавленность и растерянность, желание не видеть происходящего да еще какое-то гадкое чувство соучастия в чем-то очень нехорошем. Побывавший на корриде коллега-совсибирец Николай Царев назвал ее «подленьким фарсом с элементами бравирующей фальши» (материал «Арена символов» в номере «Советской Сибири» от 27 октября 2007 года).

Имеют и активно выражают свое мнение против корриды, конечно, и многие современные испанцы. Главное, чтобы эта популярная тема не становилась чистой воды спекуляцией в пользу посторонних интересов. Хотя куда сегодня без этого. Выставляя корриду как приманку для туристов (справедливости ради нужно отметить, что в курортных областях туристы действительно составляют большинство посетителей арен), ее испанские противники аргументируют свою позицию тем, что бой быков несовместим с имиджем Испании как развитой, цивилизованной страны. Для них коррида скорее не неотъемлемая часть национальной культуры, а международный брэнд Испании, подразумевающий «горячую кровь» и «дикие нравы», что, конечно же, не соответствует образу современной европейской страны. В этом контексте разговоров о неотъемлемости данной традиции от испанского национального наследия и (как ни крути) национальной идентичности, конечно, и быть не может. Вывод: по всему выходит, что европейские традиции вполне успешно заменяют даже такие многовековые обычаи, «выжженные» в сердцах испанцев самим горячим солнцем, светящим над этой страной. Не случайно солнце играет важную роль в корриде. Теория, практика и зрелище боя быков создавались в расчете на солнце, и когда оно не светит, коррида испорчена. Так зачем же под диктовку чужой культуры столь безапелляционно отвергать собственные традиции? Ведь действо корриды, если дело идет на принцип, можно и просто чуток модернизировать, тем более она в своей истории уже изменялась в угоду времени и вкусу правителей. По крайней мере, хоть самим испанцам можно бы не «закидывать камнями» многовековые традиции боя быков, а выступать за то, чтобы сделать действо более гуманным, символичным и менее травмоопасным для людей и животных. Тем более и в самой Испании, и в других странах, практикующих корриду, существует множество популярных зрелищ с участием быков и без их травмирования. Так можно и западным требованиям гуманности угодить, и собственные корни из земли не вырвать.

Как видно из истории и современности корриды, бодаться с бычком можно по самым разным поводам. Вне зависимости от исхода схватки обнадеживает одно — она конечна, так что передышки будут. И еще — в случае усердия, смелости и удачи тореро коррида для него может обернуться настоящей улыбкой фортуны. Главное для этого — быть влюбленным в бой быков (или скорее больным им), целеустремленным, тщеславным и страстно желать разбогатеть. Правда, путь к богатству через корриду, как говорится, тернист и чреват, но апогеем карьеры для самых дерзких и удачливых тореро может стать всеобщее признание и хорошие заработки. Жаль только, что жизнь ставит многих из нас в позицию матадоров, вне зависимости от нашего желания — в этом мы со своим «противником по корриде» похожи. Ну, в самом деле, не всем же быть покорителями быков! Ведь, как справедливо отмечает в статье о корриде (журнал «Вокруг света», №10) Фелипе Диас Мурильо, директор школы тавромахии (боя быков) в Мадриде, «тореро не становятся — ими рождаются». Быками, впрочем, тоже.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: