Новосибирск 3.8 °C

Лиана ПЕПЕЛЯЕВА: «Кризис для России — возможность развить собственное производство»

25.11.2008 00:00:00
Лиана  ПЕПЕЛЯЕВА: «Кризис для России — возможность развить собственное производство»
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, депутат фракции «Единая Россия» рассказывает об антикризисном плане правительства, ситуации на рынке ипотеки и объясняет, почему нет необходимости снимать банковские вклады. — Лиана Витальевна, правительство утвердило антикризисный план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе. До этого на самом высоком уровне делались заявления, что кризис не коснется России. Чем тогда объяснить принятие антикризисных мер? Можно ли спрогнозировать, как будет развиваться наша экономика, скажем, в течение будущего года?



— Поскольку сегодня российская финансовая система, несмотря на недостаточное развитие, является частью глобальной, никто не отрицает того, что мировой кризис оказывает на нее влияние. Для того, чтобы убедиться в наличии такого влияния, например, на рынок ценных бумаг, достаточно посмотреть динамику изменения биржевых индексов за последние три месяца.

В такой ситуации было бы странно, если бы Правительство РФ безучастно наблюдало за событиями, происходящими в финансовом секторе, за тем, как проблемы в банковской сфере начинают проявляться в других отраслях. Именно от своевременной реакции государства во многом зависит, останутся ли возникшие затруднения только отголосками мировых финансовых бурь или перерастут в полноценный кризис российской экономики.

Мировой кризис позволил более четко выявить недостатки и диспропорции в построении экономики России. Они заключаются в том, что существенный рост ВВП, приток иностранных инвестиций в предыдущие годы по существу были недостаточно качественными. Например, иностранные инвестиции в основном представляли из себя кредиты российским предприятиям и банкам. Для погашения ранее взятых кредитов наши крупные компании привлекали новые, а когда заимствование из-за рубежа осложнилось — у них возник риск дефолта по своим долгам. В результате сейчас негосударственный внешний долг России составляет более 400 млрд долларов. Между тем темпы роста инвестирования в основной капитал, непосредственно в производство находятся на существенно более низком уровне, чем темпы притока капитала в целом.

Нельзя сказать, что имевшиеся проблемы были неочевидны для специалистов, не случайно в этом году была подготовлена Стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 года. Этот документ, собственно, и был направлен на то, чтобы постепенно, без резких социальных и экономических потрясений осуществить реструктуризацию экономики. К сожалению, десяти-двенадцати лет спокойного развития нам не было предоставлено. Именно поэтому Правительство РФ было вынуждено принимать оперативный план действий в изменившихся условиях.

В течение ближайшего года рост ВВП несколько замедлится, что среди прочего объясняется тем, что снизится поток финансов из-за рубежа. Но, по сути, некоторое замедление роста ВВП не так страшно, гораздо важнее, чтобы происходило развитие производства реального сектора. Для этого план Правительства РФ и предусматривает направление средств в стратегически важные секторы экономики — АПК, ВПК, машиностроение и другие.

— Банковская сфера первой попала в кризисную волну. Какие меры принимают власти для стабилизации обстановки?

— Меры были предприняты сразу по нескольким направлениям.

Первое. Через Внешэкономбанк российским компаниям предоставляются кредиты в валюте для погашения иностранных займов, взятых ранее. На эти цели выделено 50 млрд долларов. В докризисный период при отсутствии существенных ограничений компаниям было проще и выгоднее взять кредит за рубежом, где ставки были значительно ниже. Это привело к тому, что долг частных компаний стал в разы превышать долг государства. Одним из последствий кризиса на западных рынках стало то, что компаниям-должникам уже стало непросто перезанять деньги за рубежом, возникла возможность дефолта по платежам. Конечно, с одной стороны, эти долги являются внутренним делом занимавших компаний, государство формально по этим долгам не отвечает. В то же время поскольку задолжавшие компании являются значимыми для нашей экономики, было бы неправильно со стороны государства при наличии финансовой возможности для поддержки допустить дефолты по внешним долгам со всеми вытекающими последствиями. Поэтому государственные средства таким компаниям предоставляются, но на возвратной платной основе, т.е. также в кредит.

Второе. Также через ВЭБ российским банкам предоставляются субординированные кредиты на общую сумму 500 млрд рублей. Эти кредиты выделены Сбербанку, Внешторгбанку, Россельхозбанку и некоторым другим. Для банков это означает, что одновременно с получением государственных средств они должны будут получить средства, например, от своих акционеров. Это повысит ответственность банковского менеджмента при привлечении и расходовании государственных финансов.

Третье. Банк России получил возможность возмещать участникам сделок по межбанковскому кредитованию часть возможных убытков. Эта мера среди прочего была вызвана тем, что в банковском секторе следом за кризисом ликвидности возник кризис доверия: банки, даже имея свободные средства, опасались давать их в долг другим банкам, поскольку риск невозврата значительно вырос. Теперь Банк России будет выступать гарантом возмещения убытков.

Четвертое. Были законодательно увеличены размеры страхового возмещения по вкладам в банках в случае возможного отзыва у них лицензии. Если раньше размер компенсации, которую предоставляла государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», составлял не более 400 тысяч рублей, то теперь сумма страхового возмещения увеличена до 700 тысяч рублей. Это означает, что абсолютное большинство российских вкладчиков теперь полностью гарантированы от потери своих сбережений. Надо отметить, что за время своей работы агентство уже не один раз сталкивалось с ситуацией отзыва лицензий у банков и каждый раз платежи начинались в кратчайший срок — порядка двух недель. При этом речь не идет о «выбивании» своих денег через суд — вкладчику банка достаточно представить заявление и удостоверяющие личность документы.

Пятое. Тому же Агентству по страхованию вкладов были предоставлены полномочия по проведению оздоровления банков, оказавшихся в проблемной ситуации. Специальный закон предусмотрел, что еще до отзыва у банка лицензии агентство по запросу Банка России может оперативно провести анализ ситуации в банке и подыскать инвестора, который готов приобрести долю в уставном капитале банка или его имущество. Такому инвестору агентство может предоставить необходимый кредит. Если же инвестора в срочном порядке найти не получается, агентство само временно приобретает контроль над банком, но при появлении покупателей оно обязано выставить долю в капитале банка на торги. Этот механизм позволит сохранить работоспособность банка как кредитной организации, не применяя процедуры банкротства.

Это только часть мер, уже предпринятых государством на законодательном уровне. Помимо этого, применяются механизмы временного размещения в депозитах банков свободных бюджетных средств, снижения нормативов банковского резервирования, предоставления кредитов без обеспечения при наличии у банка необходимого рейтинга и другие специальные меры. Некоторые из них предусмотрены «антикризисным» планом Правительства РФ. Например, предполагается законом усилить контроль со стороны Банка России за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, путем назначения специального представителя Банка России. Очевидно, что перечень мер этим не ограничится и будет дополняться по мере того, как будет изменяться ситуация в банковском секторе.

— Нервозность ощущается и на рынке ипотеки. Многие региональные банки начали поднимать ставки по ранее выданным ипотечным и потребительским кредитам. Насколько правомочны их действия? Могут ли заемщики не соглашаться на новые условия?

— В России ипотечный рынок один из первых почувствовал негативное влияние кризиса ликвидности. Если раньше ипотечные кредиты выдавались достаточно свободно даже при отсутствии у заемщика первоначального взноса, то теперь проводится целая кампания для обеспечения возвратности кредитов — растут ставки кредитования, банки требуют дополнительные документы и поручительства, заемщику необходимо внести собственные средства, как правило, в размере не менее 20 % от стоимости недвижимости. Я полагаю, что постепенно, по мере наполнения финансовых потоков на межбанковском рынке ситуация выправится, и банки снова будут бороться за привлечение клиентов, предлагая более выгодные условия.

Что касается повышения ставки по ранее выданным кредитам, то законом «О банках и банковской деятельности» прямо установлено, что кредитная организация (в том числе банк) не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Таким образом, формально все зависит от условий договора. Поскольку проект договора подготавливается банком, а заемщик изначально находится в неравном положении, то нередко в договорах действительно закрепляется право банка на увеличение ставки по кредиту. Если же такой оговорки нет, то действия банка по повышению ставки в одностороннем порядке являются незаконными — банк в этом случае может требовать изменения условий договора только через суд, доказывая, что существенно изменились обстоятельства. Это довольно трудоемкая процедура.

— Ирина Хакамада, недавно побывавшая в Новосибирске, высказалась в том плане, что от кризиса не пострадают обычные люди, поскольку не имеют акций. Так ли это? Накроет ли кризис своей волной всю Россию или отдельные слои населения?

— Действительно, первоначально влияние кризиса проявилось в том, что на фондовом рынке резко стала снижаться стоимость торгуемых ценных бумаг. Но на сегодня абсолютное большинство населения России далеко от проблем фондового рынка, доля активных участников составляет менее одного процента.

Гораздо большее влияние на россиян оказали проблемы в банковской сфере. Неоднократно повторяемые повсюду слова «банковский кризис», «дефолт» привели к тому, что за последние три месяца граждане сняли со своих вкладов рекордные суммы — только в сентябре это более 80 млрд рублей, а в октябре такая же сумма была снята из одного только Сбербанка. Как известно, государство оперативно отреагировало на это — были направлены финансовые средства в банковскую сферу, увеличены размеры страхового возмещения. После этого понемногу вклады стали возвращаться в банки, правда, на этот раз в более крупные, в устойчивости которых у населения меньше сомнений.

На данный момент самым негативным последствием я считаю то, что из-за возникших трудностей с получением кредитных средств некоторые предприятия были вынуждены замораживать свои инвестиционные проекты, одновременно заявляя о сокращении рабочих мест. Не могу сказать, что это глобальное явление, но ведь именно в качественном инвестировании сейчас нуждается российская экономика.

— Некоторые эксперты полагают, что кризис во многом может помочь России: в том числе уменьшить инфляционную составляющую и т.д. Что вы думаете по этому поводу?

— История уже не один раз доказывала, что любой кризис — это не только проблема, но и возможность для устранения диспропорций и последующего развития на новом базисе. Для России — это очередная возможность развить собственное производство, о чем уже неоднократно говорили наши ученые-экономисты. Поэтому отрадно, что в плане Правительства РФ предусмотрены такие меры, как развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию, субсидирование процентной ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов для предприятий АПК, предоставление субсидий предприятиям сельхозмашиностроения и транспортного машиностроения на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на технологическое перевооружение, кредитование малого и среднего бизнеса и целый ряд других мер, квотирование импортных товаров, пересмотр ввозных пошлин и т.д.

Но нужно понимать, что в сегодняшних условиях нет варианта решения, который бы можно было принять раз и навсегда, требуется оперативное реагирование на изменение обстановки. Например, для того, чтобы поддержать наших сельхозпроизводителей и других экспортеров, можно несколько ослабить курс рубля. Это позволит увеличить выручку за экспорт, ограничит импорт, который сегодня в основном состоит из товаров народного потребления. Но в то же время ограничение на импорт может расслабить российского производителя. Выработав весь имеющийся производственный ресурс и не имея возможности свободно импортировать новое оборудование и технологии, он будет просто повышать цены на свою продукцию — ведь спрос-то будет. В обратном случае, если рубль укреплять, то поток импорта будет увеличиваться, а, следовательно, у местного производителя снова исчезнут стимулы и возможности для развития, товарное предложение уменьшится, и цены снова вырастут.

Это не апокалиптический сценарий, просто в ближайшие годы необходима будет тонкая настройка государственного регулирования. План Правительства РФ, кстати, предусматривает осуществление ежемесячного мониторинга происходящих изменений, а по факту отслеживание должно проводиться в текущем режиме.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: