Новосибирск -0.4 °C

Несущая конструкция инноваций

18.11.2008 00:00:00
Несущая конструкция инноваций
Не секрет, что вхождение страны в инновационную экономику напрямую связано с кадрами — теми специалистами, которые будут решать конкретные задачи на своем конкретном направлении. По достаточно взыскательным оценкам, Новосибирск сегодня готов стать одним из центров такого инновационного развития: есть сформированная далеко не за один год система генерации знаний — наука, и в наличии система освоения знаний: в областном центре в настоящее время действуют 43 вуза, 19 из которых — крупные.



Есть также и полувековой опыт работы с первым звеном в этой цепочке — с одаренными детьми. Более чем впечатляющий пример по этой позиции — физико-математическая школа при НГУ.

Однако если с генерацией идей проблем по большому счету нет, то с их доведением до реализации — воплощения в жизнь — трудности существуют. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский неоднократно озвучивал эту проблему, откровенно говоря о системном кризисе нехватки специалистов инженерного и строительного профиля — тех кадров, от которых зависит физический облик завтрашних инноваций: зданий, мостов и прочих объектов, требующих приложения таких знаний.

Закономерно, что растить кадры надо со студенческой скамьи, когда человек еще стоит на пороге своей профессиональной жизни. Именно на эту задачу — вовлечь, заинтересовать, дать новую мощную мотивацию студентам, которые завтра способны решать крупные проектные задачи, — нацелен инновационный проект «Молодежные творческие мастерские».

Марина Ананич, заместитель руководителя областного департамента науки, инноваций, информатизации и связи:

— На самом деле это один из проектов, реализуемых департаментом. Восемь лет мы активно развиваем инновационную среду, по ходу корректируя эту работу и дополняя ее. С 2006 года пришло осознание, что инновационная культура важна именно в студенческой среде, ведь переучивать всегда гораздо сложнее, чем обучать.

В 2007 году было создано 9 центров развития инновационных компетенций, а в 2008 — три центра развития творческих способностей и две «молодежные творческие мастерские».

Мастерские были организованы на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ) и Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) и Сибирской государственной геодезической академии (СГГА). Сюда пришли средства из областного бюджета для реализации инновационных проектов молодых ученых. Вузы со своей стороны вкладываются более чем серьезно — покупая новое оборудование и предоставляя помещения. Цель совместных усилий — дать студентам и молодым ученым возможность поучаствовать в реальных крупных инженерных и строительных проектах области. Так, совместная мастерская НГАСУ и НГАХА будет помогать студентам приобретать опыт в архитектуре и дизайне. А в СГГА особое внимание будет уделяться инженерам строительства.

Евгений Лихачев, проректор по научной работе НГАХА:

— Особая задача, стоящая перед нами в рамках творческой мастерской, — подобрать студентов, подготовить, сориентировать преподавательский состав. Что касается именно молодежи, то здесь мы делаем ставку на магистрантов — студентов в науке. Ведь это люди, у которых уже есть реально сформировавшийся вектор профессионального развития, — они, скажем так, настроены заниматься своим делом «всерьез и надолго».

Несмотря на то, что в фокусе проекта — студент, закономерным видится обращение столь пристального внимания на переподготовку, повышение квалификации преподавательского состава — «со старым грузом сложно учить новому», — прокомментировала Марина Ананич.
Чему и как учить? При проведении пристального анализа департаментом науки, инноваций, информатизации и связи стал очевиден дефицит специалистов, способных видеть весь производственный процесс при воплощении своей идеи в жизнь, как и дефицит молодых инженеров, готовых выполнить ответственный проект.

Дмитрий Обозный, заместитель проректора по научной работе НГАСУ:

— Именно в решении этой проблемы и заключена одна из важнейших задач проекта «Молодежные творческие мастерские» — научить студентов, как довести свои конкретные разработки до стадии внедрения и дальнейшего воплощения. И на это направлена сейчас потенциальная мощность таких мастерских, которые, по сути, являются научно-образовательными комплексами, призванными консолидировать накопленный вузом опыт с инициативой студентов.

* * *
По всей видимости, говорить о результатах работы «Молодежных творческих мастерских» еще рановато — в активную фазу проект вошел в сентябре. Однако уже сегодня, по словам начальника отдела управления научно-исследовательских работ НГАХА Натальи Багровой, можно констатировать небывалый всплеск интереса к проектной деятельности со стороны самих студентов — «у вуза, можно сказать, открылось второе дыхание!» Это в совокупности с более чем серьезными (и стоит заметить — обоснованными) амбициями — сформировать в мастерских пакет заказов и выйти в конечном итоге из стен вузов в реальный сектор экономики — дает веские основания полагать, что в самое ближайшее время результаты этой работы скажут сами за себя.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: