Новосибирск 3.1 °C

Они и мы

04.10.2008 00:00:00
Они и мы
Дети и взрослые — это разные миры. У каждого из них свое представление о жизни и свое, весьма своеобразное, воображение. Конечно, пересечения между двумя мирами многочисленные и постоянные. Куда уж тут денешься?! Но свойственную им обособленность и неповторимость дети постоянно не только демонстрируют, но и защищают, словно говоря нам, взрослым: «Да оставьте нас в покое, вы в наших делах мало что понимаете». И нередко замечаю, что так и есть. Особенно когда присматриваешься к поведению и поступкам нынешних детей.



Все чаще убеждаюсь, что нам на смену приходят совершенно новые и во многом необыкновенные, неожиданные поколения. Не поддамся старческой привычке говорить о том, что они будут лучше или хуже, чем поколения предыдущие. Эти сравнения нелепые по сути. Потому что всегда жива данность: они такие, какие есть, а мы были другими. И тут бы я еще добавил: не дай Бог, если бы мы были такими же.

Хотя бы потому, что за нашими поколениями, наряду с огромными достижениями и героическими поступками, тянется такая волна ошибок, упущений и преступлений, что мрачная тень от них никак окончательно не скроется до сих пор. Достаточно вспомнить диктаторскую манеру Саакашвили добиваться своих сомнительных целей кровавой бойней и «по-быстрому». Это ведь, в сущности, наша старая имперская отрыжка — силой, а не умом и разумом доказывать свою правоту. Хотя, судя по публикациям, этот Мишико был когда-то очень милым мальчиком. А вот надо же…

Смотрю на сегодняшних ребятишек с большой надеждой и думаю: «Неужели и среди них будут диктаторы?!» Надеюсь, что едва ли. Они с детства получают столько информации, которая в родителях взращивает добрые надежды. Информатизация детства и юности шагает по миру с колоссальной скоростью. Когда я, технически малообразованный человек, обращаюсь к сыну за помощью при пользовании компьютером, то в ответ слышу: «Спроси у внучки, она тебе подскажет». А внучке-то всего семь лет. Но она уже года два с компьютером, мобильником, диктофоном и прочими современными чудесами «на ты». Для нее это уже привычно и естественно. Правда, перед школой ее спросили: «А ты знаешь, кто такой Ленин?»

— Нет,— ответила внучка, — я этот мультик еще не смотрела.

И хорошо, на мой взгляд, что не смотрела про то, «когда был Ленин маленьким».

У внучки другие герои в мультиках — бременские музыканты, ежик в тумане, Том и Джерри, растяпистые и незлые волки и другая симпатичная «животина».

Однако тотальная информативность детства побуждает и к другим размышлениям. Она создает в умах мальчишек и девчонок, как мне кажется, иллюзию знания. Дети столько насмотрелись и такого в последние годы, что уверены: они все знают. Это верхоглядство может пройти, а может и укорениться. От иллюзий детства отказываются с трудом. Для этого, как ни странно, нужны трудности, чтобы усомниться в своей правоте. А преодолевать их ребятишкам не хочется. Именно с этих противоречий начинается приспособленчество. Хорошо еще, если родители в срок поймут эту сложность детства и отрочества. А если не заметят и не поймут?!

Кроме того, массовая информатизация детства несет в себе еще одну угрозу, которая становится все очевиднее. Это изобилие доступной информации. Нынешние дети убеждены, что через «комп» можно все узнать. Им доступен интернет. Зачем, мол, в книгах рыться, когда щелкнул мышкой по экрану — и вылезет то, что тебе надо?! Но в интернете словно скрыто наслаждение от красоты слова, мысли, стиля и языка — все пролетает и мелькает перед глазами мгновенно. Вчитываться и вдумываться, выполняя те же домашние задания, некогда. Во-первых, за интернет платить надо. А во-вторых, в интернете информация чаще всего убогая, сжатая, не заставляющая подумать и «покумекать». В нем пища уже приготовлена — ешь, а об остальном забудь.

Знаю родителей, которые выбросили ради детей телевизоры из дома. Считая, что они оглупляют ребятишек. И воруют у них время. Конечно, я к этому никого не призываю.

Это тоже экстремизм, но уже какой-то бытовой. Однако и такие факты о многом говорят в нашей жизни и культуре. Природа детей тонкая, подвижная, они уязвимы, доверчивы. И когда с экрана им долбят, в тех же мультиках,— будь ловким, выкручивайся, хитри, обманывай, наступай, удирай, бей, накажи, догони, не жалей, то все это бесследно для психики ребенка не проходит. Сегодняшние ужастики, которые дети почти поголовно любят смотреть, создают такую пищу для поведения, которая может очень горько отозваться в будущем детей. Не случайно у многих из них любимая фраза «Я хочу!». Независимо от обстоятельств — хочу… и все.

Так что я еще не решил окончательно — вырастут из нынешних детей новые диктаторы или нет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: