Новосибирск 1.5 °C

Хватит историй

11.06.2008 00:00:00
Хватит историй
Конечно, соблазн большой — рассказать о разведчиках. По нашим представлениям у них такая интересная жизнь: интриги, постоянные опасности, тайные встречи, рискованные действия, побеги, слежка и т.п. Но если все эти истории «уложены» в многочисленные телевизионные серии и напоминают слепки с одного лица, да еще с рыхлой и претенциозной сценарной основой, то интерес к этим якобы творческим работам быстро гаснет, и ровно через день-два они уже навсегда улетучиваются из впечатлений. Единственное, что опять же всплывает в памяти, — это «Семнадцать мгновений весны» и фильм военных лет «Подвиг разведчика».




Все остальное — как провалилось, ушло из жизни. Между тем сколько было рассказано и показано в последние годы: о забытых, преданных и предавших разведчиках, о тех, кто верно служил Родине при всех обстоятельствах и кто переметнулся, едва они изменились. Словом, тайное стало явным, открытым, доступным. За последние годы в документооборот введено столько конкретного материала, что можно было бы, как представляется, написать книги не хуже, чем «В августе сорок четвертого», и создать фильмы не менее художественные, чем сериал о Штирлице и коварном, но чертовски интересном Бормане. Только читай, только осмысливай накопленный и доступный материал и… твори.

Но не творят, а вытворяют. Ничего значительного пока на эту выигрышную и, как говорят телевизионщики, смотрибельную тему пока не создано. Аудитории предлагаются преимущественно фильмы-стрелялки о разведчиках, которые, конечно, преодолевают все трудности и над которыми, как я подозреваю, смеются разведчики реальные, подлинные. Эти показы ничуть не лучше и не хуже американских поделок, где все бегают и стреляют. Замечу, что претенциозность этих фильмов ничем не обоснована: ни игрой (за редкими исключениями) актеров, ни логикой развивающихся событий, ни заявлениями режиссеров. Видимо, понимая эту очевидную слабость фильмов о разведчиках, наши творцы из кино и телевидения стали все чаще переключаться на фильмы о бандитах. С такой «заявой»: «Война после войны». Это сопоставление, на мой взгляд, и некорректное, и грешное. Не было войны после войны. Была борьба, а не война с бандитами. Это совсем другое. То время хорошо помню, был уже взрослым пареньком. Всякие «черные кошки» быстро исчезли. Во всяком случае, в Сибири. Затянулась эта борьба только на юге страны. Но она тоже шла без фронтовых операций. У бандитизма и фашизма были разные масштабы.

Конечно, позднее были и войны, как бы они ни назывались официально. Например, в Афганистане и Чечне. Но сравнение и этих конфликтов с Великой Отечественной войной не выдерживает критики. Так же, как и образы и образцы бандитов в нынешних фильмах с давним фильмом Говорухина «Время встречи изменить нельзя». Там штучная игра, а здесь безликая массовка, в которой индивидуальность — редкость. Даже мой любимый актер Миронов почти не выделяется ничем, кроме того, что он везде главный герой. И не более. Ну не подходит субтильный и интеллигентный Миронов к ролям советского супермена. Не накачанный он, не громила. Это скорее актер духа и мысли, чем поступка. Суперменская роль ему еще удалась в фильме «В августе сорок четвертого». Но удалась за счет внутренней, а не внешней энергии, что было очень заметно в фильмах по Достоевскому и Солженицыну. Но уж в «Разведчиках» последнего времени этому главному герою уже не веришь. Тем более что не очень понятно, как он легко проникает в вагоны, спасается от «утопа», взрывов и огня.

Легко понять, почему актеры «ввязываются» в посредственные и утомительные сериалы. Тем более что их многие смотрят и по ним — увы! — часто судят об отечественной истории. Но именно в российской истории запутаться легче всего. Это «предмет» необыкновенной сложности. У нас и вожди были и палачами, и гениями. Досадно и другое: то, что на потребу заслоняет и настоящую жизнь, и настоящих героев. Считаю, например, что история отечественной науки в художественном творчестве отражена бедно и посредственно. А в ней были и герои, и жертвы необыкновенной судьбы и мужества. При всем уважении к разведчикам и полном неуважении к бандитам их место, полагаю, все-таки на периферии общественного внимания. Для развития страны ученые сделали намного больше.

Наконец, есть и еще одна беспокоящая причина: это когда популярность сомнительна, по меньшей мере. То есть когда она приучает людей к усредненным критериям и оценкам. Мы привыкаем к суррогатам. Нам все чаще нравится то, что, по сути, должно не нравиться. Одних попса одолела, других — сериалы. Перед рекламой и пиар-ходами свои цели — меркантильные, коммерческие. Им на душу и сердце человеческое наплевать. В итоге мы приучаем публику, в том числе и молодежную, искать не талантливые образы, а предлагаемые образцы. Теперь в кинотеатрах, едва войдешь в зал, везде воняет попкорном. Ну а когда жуешь, то даже жвачка кажется вкусной. И тогда дешевые страсти выше искусства.

Теперь не странно, когда многих не удивляет, почему это едва появившийся генерал в фильме «Разведчики» вдруг начинает орать на следователей, которые разбираются с тем, отчего это в воинской части разворовывают государственное имущество. Возмущенный генерал даже стращает следователей расстрелом. В эту глупость не хочется верить. Но генерал продолжает орать. И зрителей это уже не удивляет. Раз генерал — ему положено орать. Раз воруют, то тоже ничего удивительного в этом нет. И сейчас воруют. И даже генералы… Не объелись ли мы такими историями? Может, хватит их плодить?!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: