Приоритет номер один

Прошедшее заседание совета администрации по стратегическому развитию было полностью посвящено вопросам развития инновационного сектора экономики. Причем, открывая заседание, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконкий подчеркнул, что главная его цель — не в очередной раз поговорить о целях и задачах, а определиться, что нужно изменить в своей политике для того, чтобы изменилась ситуация в целом, выяснить, что же сдерживает рост данного направления. Тем более что уже не первый год говорится о том, что направление это — самое приоритетное для Новосибирской области.


Вице-губернатор, руководитель недавно созданного департамента стратегического планирования Владимир Никонов выступил с докладом «О развитии базовых условий формирования региональной инновационной системы в Новосибирской области». В качестве содокладчика на трибуну выходил и другой вице-губернатор — Геннадий Сапожников, а также целый ряд представителей СО РАН и самих инновационных компаний.

Выступавшие сошлись во мнении, что инновационная сфера и сфера «высоких технологий» являются главными конкурентными преимуществами Новосибирской области. Подтверждают это и результаты, которых область достигла к настоящему времени. Многие инновационные компании Новосибирска являются лидерами не только в России, но и за рубежом. Например, 70 процентов мирового производства искусственных изумрудов обеспечивают две наши фирмы — «Тайрус» и «Кристаллы Сибири», 70 процентов мирового рынка программного обеспечения в области виртуализации хостинга принадлежит компании «СВ-софт». Более сотни предприятий нефтедобычи и нефтепереработки пользуются корпоративной информационной системой «Нордис» от компании «Алекта». Волоконный лазер компании «Инверсия» отмечен международным журналом «National Photonics» в числе пяти важнейших новых продуктов года. Вообще же в области успешно работают более четырехсот малых и средних предприятий научно-технической сферы. По итогам 2007 года этими компаниями произведено продукции на сумму около 20 миллиардов рублей.

Однако, как отметил глава ассоциации «Сибакадеминновация» Андрей Ременный, отмечая масштабы фирм, чаще говорят об их обороте, нежели о стоимости произведенной продукции. Это потому, что очень небольшой процент фирм занят в сфере производства. А ведь именно здесь, в производственной сфере, инновации сейчас нужнее всего. Нужно продвигать новые разработки в промышленность, развиваться, причем опережающими темпами.

Однако здесь мы встречаемся с целым рядом барьеров самого различного толка. Одна из самых острых проблем — нехватка производственных площадей. Не секрет, что в этом смысле Академгородок давно исчерпал все резервы. Помочь может только системный подход к созданию инфраструктуры, подразумевающей создание целой сети технопарков в научных городках, крупных университетах и на промышленных предприятиях, ядром которой будет являться технопарк новосибирского Академгородка.

Кстати, состояние дел этого проекта стало темой отдельного разговора на совете. Ведь, по всеобщему ощущению, старт строительства этого технопарка несколько затянулся.

— На самом деле этот старт у всех не получился, — признался губернатор журналистам в перерыве заседания. — Технопарки ведь сейчас начали строить по всей стране. Но, как оказалось, дело это совсем не простое. Наш регион следует в авангарде этого процесса. Мы первые, кто перешел от рамочного соглашения с инвесторами к чёткому, полноценному инвестиционному контракту, который я подпишу уже в ближайшие дни. Это очень серьезный документ, в котором детально расписаны все юридические и финансовые обязательства сторон, определены конкретные графики строительных работ и технические параметры объектов технопарка. Подписание этого контракта означает завершение всего этого длительного периода обсуждений и согласований и начало реальной работы.

В январе этого года уже началось возведение первого объекта технопарка — здания площадью 7 тысяч квадратных метров в зоне лабораторно-производственных модулей (50/50 административный блок и производственный). Ввод здания в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2009 года. Ведется строительство шести объектов инженерной инфраструктуры — трех водоводов разного диаметра и протяженностью около 4 км каждый, две линии электропередач, разгрузочная подстанция. Всё это — первая очередь строительства, в которую входят 37,5 тысячи квадратных метров офисно-лабораторных помещений, 35 тысяч кв. метров жилья, торгово-досуговый центр и детский сад. Все эти объекты должны будут построены к 2010 году.

Однако, помимо нехватки площадей, существуют и другие проблемы. Очень не хватает толковых топ-менеджеров, способных вести инновационные проекты. Несовершенна и законодательная база, причем на федеральном уровне. Был назван целый ряд законодательных «ляпов», которые осложняют жизнь инновационным предприятиям. Это и запрет на создание малых фирм институтами РАН, и некоторые положения закона о патентах, и необходимость уплаты налога на прибыль при покупке нового оборудования. Но самой жесткой критике подвергся 94-й закон, обязывающий все государственные структуры каждый мало-мальски серьезный подряд проводить через процедуру конкурса, что отнимает кучу времени и сил. Эту критику поддержал и губернатор области.

— Я думаю, очевидно, что 94-й закон нуждается в серьезной корректировке, — сказал он. — В том виде, каков он сейчас, он не выполняет тех задач, которые возлагали на него разработчики, а лишь создает дополнительные трудности в абсолютно всех сферах государственного управления. Я с этим сталкиваюсь каждый день. Взять, к примеру, сферу дополнительного лекарственного обеспечения. Деньги под это выделяются, и поставщики лекарств есть, но на процедуру конкурса уходит, как минимум, два месяца. И все это время люди, нуждающиеся в лекарствах, вынуждены ждать. Я даже под личную ответственность не могу начать поставку лекарств! Ну это же абсурд! И лекарства есть, и деньги на него есть, но доставить их людям невозможно.

Действительно, все проблемы, которые есть в России, не могут не отражаться на области. А те проблемы, что характерны для малого и среднего бизнеса вообще, характерны и для бизнеса инновационного. Получается, что ему развиваться вдвойне, втройне сложнее, поскольку все эти проблемы наваливаются сразу, накладываются друг на друга. Однако процесс идет. Как это часто у нас бывает, не благодаря, а вопреки. И представьте только, какой отдачи можно будет ждать, когда государство по-настоящему, не на словах, обратит своё внимание на инновационную экономику.
Поделиться:
Копировать