Новосибирск 0.5 °C

Уверенно смотреть в завтрашний день

05.04.2008 00:00:00
Уверенно смотреть в завтрашний день
Основателями многих славных традиций, гордостью и честью магистрали называет ветеранов начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Витальевич Целько. «Во всех больших и малых делах, которые делаются на дороге, мы считаем себя продолжателями ваших трудовых традиций. Мы смогли достичь успеха во многом благодаря тем основам, что были заложены вами. Примите искреннюю благодарность за ваш неоценимый вклад в развитие дороги», — эти слова прозвучали на традиционной встрече начальника ЗСЖД с ветеранским активом в Томске в октябре прошлого года.



И сегодня, ставя в пример молодому поколению убеленных сединами самоотверженных тружеников, профессионалов высочайшего класса, никогда не пасовавших перед сложностями и не ставивших личное выше общего дела, Александр Целько подчеркивает: «Наши ветераны — хранители мудрости и жизненного опыта поколений россиян, золотой фонд Западно-Сибирской магистрали. Их жизнь — пример преданности избранному делу, неиссякаемого трудолюбия, высокой дисциплины и ответственности. Без прошлого нет будущего. В истории магистрали навсегда сохранится летопись трудовых свершений наших старших коллег. Они и сегодня, уже выйдя на заслуженный отдых, продолжают принимать самое активное участие в жизни родных коллективов, вносят весомый вклад в развитие нашей магистрали».

В том, что ветераны по-прежнему «в строю» и живут теми же заботами, что и магистраль в целом, лишний раз убедиться можно было на отчетно-выборной конференции совета ветеранов ЗСЖД, которая состоялась во Дворце культуры железнодорожников в минувшую пятницу, 28 марта.

Сияющий огнями ДКЖ в этот день даже «дышал» по-особенному. Повсюду слышались радостные приветствия и смех. «Как здоровье? Отлично выглядишь! Как внуки? Радуют?» — раздавалось и там, и тут. «А ты слышал, у нас новую машину запустили…» — говорил раскатистый басок справа. Счастливые улыбки сияли на лицах ветеранов, словно моментально сбросивших десяток-другой лет. Омичи, новосибирцы, гости из старинного Томска, представители угольного края и предгорий Алтая, они чувствуют себя единой семьей. Сплоченной, целеустремленной, жизнелюбивой. Делятся новостями из семейной жизни и из сегодняшних рабочих будней родных предприятий, с которыми на самом деле не порывают связь. Потому что оторваться от коллектива — это значит сдаться возрасту, отказаться от того главного принципа, который вел их всю жизнь: дело — прежде всего, а разговоры про болячки, да про щи — после.

Наш на все сто!
— Разговор сегодня непременно пойдет о том, как прожила эти пять лет ветеранская организация и как ей работать дальше. Но я вам так скажу: тот факт, что у нас, ветеранов, не остается никаких вопросов без ответа, нуждающимся оказывается всемерная помощь, все это говорит само за себя. И свидетельствует об отличном взаимопонимании и слаженной работе совета ветеранов и руководства дороги, — говорит ветеран Новосибирского отделения ЗСЖД Олег Дмитриевич Макаров. — Мы довольны. Да разве и может быть иначе? Петр Филиппович Мысик, он же до мозга костей наш, железнодорожник. Я его сто лет знаю! И особенно ценю его принципиальность, умение отстаивать свою точку зрения. Сегодня, пользуясь тем, что в зале присутствуют представители управления дороги и руководители крупных структурных подразделений, обязательно задам вопрос по поводу пенсионеров, живущих на закрытых станциях. Им тоже хочется хоть периодически иметь возможность пообщаться с руководством, большим и малым. Это и контактники, и путейцы, и связисты. А высокие гости у них бывают редко, чаще проезжают мимо…

Забегая вперед, скажу, что проблеме, которую затронул ветеран, Петр Филиппович Мысик, отвечая на вопросы из зала, уделит особое внимание, подчеркнув, что никто из бывших работников магистрали не должен быть обделен вниманием, а присутствующие в зале представители отделений дороги и управления ЗСЖД возьмут замечание на заметку.

Валентина Васильевна Химченко, возглавляющая совет ветеранов Барнаульской дистанции пути, не скрывает радости по поводу долгожданной встречи с коллегами по ветеранской работе, с руководителями, под началом которых довелось трудиться. В интервью нашей газете она сказала:

— Мы очень рады быть здесь. Я сегодня не буду выступать с трибуны, но мне очень хочется выразить благодарность за внимание и начальнику дороги, и, конечно, Петру Филипповичу Мысику. Мы приехали сюда, чтобы вновь избрать его своим председателем. Петр Филиппович пользуется безграничным доверием и здесь, на дороге, и в центральном совете ветеранов. За какой бы вопрос ни взялся, обязательно доведет до конца. И всегда стоит на страже интересов человека. Чтобы он кому-то отказал в просьбе или отложил проблему в «долгий ящик»… Такого не бывает. Мы все за него! И это не просто комплимент. Понимаете, за Мысиком ветераны, как за каменной стеной. Порой приходишь к человеку пожилому, немощному, с праздником поздравишь, гостинец принесешь, о жизни побеседуешь, так люди плачут. Плачут от благодарности. Они не брошены и не забыты. Сегодня редкое предприятие заботится о своих ветеранах так, как железная дорога. И главное в этой заботе — системная, постоянная работа, а не разовая помощь. А главный вдохновитель и организатор этой работы — наш Петр Филиппович. Каждый ветеран знает, что его помнят, уважают, и это знание дает ему силы жить.

Разговор о ветеранских заботах, о делах и свершениях продолжился в зале. Главным событием дня, безусловно, стало выступление председателя дорожного совета ветеранов войны и труда Петра Филипповича Мысика, в котором был дан анализ сделанному в предшествующий период, расставлены акценты и намечены задачи на ближайшую и отдаленную перспективу.

Забота у нас такая
«Жила бы страна родная — и нету других забот. И снег, и ветер, и пуль ночной полет… Меня мое сердце в тревожную даль зовет», — поется в одной из любимых песен этого поколения. Они действительно не мыслят себя вне кипучей жизни страны, вне магистрали. Они гордятся ее успехами (в последнем квартале 2007 года Западно-Сибирская в очередной раз стала лучшей на сети дорог), сопереживают трудностям, которых в период акционирования компании возникает немало, и всегда готовы помочь.

— После прошлой отчетно-выборной конференции, которая была в 2003 году, минуло ровно пять лет. За это время произошли коренные изменения в жизни не только нашей дороги, но и в целом отрасли, — сказал Петр Филиппович Мысик. Он отметил, что в связи с реформированием железнодорожного транспорта появились сложности и в работе ветеранских организаций. — Все дело в том, что единые ветеранские организации дорог и отделений в результате структурных изменений перестают быть единым целым. Расчленяются не только управленческие структуры, но и на уровне производственных коллективов возникает много структур, которых не было раньше, разделяются балансы по сферам деятельности в подразделениях, которые, казалось бы, невозможно поделить. Например: вагонные и локомотивные депо — на ремонтные и эксплуатационные и так далее.

Это все учтено руководством нашей компании, Роспрофжелом и центральным советом ветеранов и подкреплено соответствующими документами. Все четко и ясно изложено в постановлениях президента компании. Положения всех этих документов полностью соответствуют предложениям, исходившим от руководства нашей дороги, дорпрофсожа и дорожного совета ветеранов. Однако вновь созданные и вышедшие из состава ОАО «РЖД» структуры (дочерние компании, филиалы, дирекции), их руководящие организации в Москве пытаются оставить пенсионеров на учете на железных дорогах, не принимают своевременно свои коллективные договоры с размером социальных гарантий неработающим пенсионерам не ниже, чем в коллективных договорах компании и на дорогах. Не предусматривают в своих бизнес-планах денежные средства для обеспечения социальных гарантий неработающим пенсионерам и, соответственно, не решают эти вопросы, — сказал в своем докладе Петр Филиппович Мысик.

Такая острая постановка вопроса никого не оставила равнодушным. И когда слово было предоставлено первому заместителю начальника Западно-Сибирской железной дороги А.К.Бородачу, он детально проанализировал ситуацию. В частности, Александр Константинович сказал:

— Прошедшие пять лет были наполнены большой работой по реформированию железнодорожной отрасли. Это сложный, емкий по содержанию процесс, затронувший судьбы тысяч людей. Тем не менее компания сохранила традицию, согласно которой поддержка ветеранов, годы жизни, силы и здоровье отдавших производству, возведены в ранг высших корпоративных ценностей и приоритетов. Об этом не раз заявлял президент нашей компании, это положение закреплено в резолюции железнодорожного съезда и в решениях правления. В компании созрело понимание того, что очень важно, чтобы при переходе в дочерние общества сотрудники не потеряли социальные льготы и гарантии, но при этом обеспечивали высокий уровень ответственности и высокую производительность труда. Не далее как две недели назад, 14 марта, правление ОАО «РЖД» одобрило отраслевое соглашение по организации железнодорожного транспорта, распространившее положение коллективного договора ОАО «РЖД» на вышедшие из его состава дочерние структуры.

Соглашение заключено согласно законодательству между общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта и Роспрофжелом. В нем закреплен целый ряд основных обязательств материального плана со стороны работодателей. В частности, в выделяемых ОАО «РЖД» дочерних компаниях обеспечение льгот пенсионеров, ветеранов будет осуществляться в соответствии с коллективным договором с головной компанией. Можно считать заключение отраслевого соглашения большим социальным завоеванием.

Увы, горькую истину: старость — не радость познало в годы реформ огромное количество россиян. Мы, сегодняшние работники Западно-Сибирской магистрали, будем стремиться к тому, чтобы ни один из наших старших товарищей не чувствовал себя оторванным от коллектива, одиноким, согреем теплом и заботой людей, давших нам жизнь, поставивших на ноги и благословивших в путь.

По традиции первый заместитель начальника дороги подробно проинформировал ветеранов об успехах и достижениях магистрали, о проблемах, которые она решает сейчас, а также о перспективных проектах и задачах.

— В прошедшее с последней отчетно-выборной ветеранской конференции время мы отметили несколько славных дат. Это 60-летие Великой Победы в Отечественной войне, 170-летие Российских железных дорог, десятилетие объединения Западно-Сибирской и Кемеровской железных дорог. С момента объединения дорог объем основных перевозок увеличился на 110 миллионов тонн в год. Производительность труда возросла в 2,3 раза. Мы неплохо закончили и прошедший год. Со станций дороги отправлено порядка 260 миллионов тонн грузов. В бюджет компании дорога дополнительно перечислила более двух миллиардов рублей. Эти цифры очень значимы, потому что социальные гарантии рабочих и служащих магистрали, размеры социально-экономической поддержки и помощи ветеранов напрямую зависят от увеличения производительности труда, повышения эффективности работы каждого подразделения и предприятия.

С удовлетворением могу доложить, что в 2007 году на выполнение ста восьмидесяти пунктов обязательств коллективного договора (в том числе на улучшение социально-бытовых условий пенсионеров-железнодорожников) дорога направила более 5,4 миллиарда рублей. Успешно выполнена инвестиционная программа минувшего года, введен целый ряд важнейших объектов. А на текущий год основные вложения предусмотрены в объеме 22 459 миллионов рублей. Это гигантская сумма. Она составляет 176,2 процента объема инвестиций 2007 года. Мы уверенными темпами продвигаемся к поставленной цели: перевести в 2009 году транссибирский, а в 2011 году среднесибирский ход на бесстыковой путь на железобетонном подрельсовом основании.

Ветераны аплодисментами выразили поддержку курсу руководства дороги на устойчивое поступательное развитие и сохранение социальных гарантий ее сегодняшним и бывшим работникам.

Пример другим
«Люди старшего поколения в нашей стране живут в постоянном страхе. Мы боимся, что заболеем, а денег на лекарства не хватит и лечить нас никто не будет. Боимся ходить по улицам и заходить в подъезды — трое ветеранов у нас в прошлом году погибли от рук уличных воров и бандитов. Боимся любых новостей от сферы жилищно-коммунального хозяйства. Огорчаемся, что пенсии растут на сумму, равную цене ведра картошки… Горько усмехаемся тому, что соцзащита, узнав о выплате ветеранам-железнодорожникам 300 рублей из фонда «Почет», тут же «скостила» размер пособия… На этом фоне заботу руководства дороги о своих ветеранах переоценить невозможно. Все мы знаем, что Александр Витальевич Целько очень трепетно относится к нашему поколению. Низкий поклон ему от всех ветеранов. Мы благодарны за то, что льготы для нас, пенсионеров, в коллективном договоре не только сохранены, но и расширены. Это дает душевное спокойствие и настраивает на нормальную жизнь», — подчеркнула в своем выступлении председатель совета ветеранов Новокузнецкого подотдела Альбина Павловна Мизгулина.

Высокую оценку социальной защищенности тружеников магистрали и ее ветеранов дал в своей речи и председатель Новосибирской областной ветеранской организации Вячеслав Васильевич Журавлев. Он особо отметил стремление руководства магистрали поддерживать своих бывших работников. А работу самого совета ветеранов ЗСЖД оценил как успешную. «Ветеранская организация Западно-Сибирской железной дороги в нашей области является дружным, сплоченным костяком пожилых людей и местом, где сосредоточивается положительный опыт ветеранской работы. За это вам огромное спасибо и особая благодарность председателю Петру Филипповичу Мысику», — подчеркнул он.

Детальный анализ того, что именно делается для поддержки ветеранов, в своих выступлениях дали председатель совета ветеранов Петр Филиппович Мысик и первый заместитель начальника дороги Александр Константинович Бородач. Было подчеркнуто, что на Западно-Сибирской магистрали действует отлаженная система такой поддержки. Вот лишь несколько фактов и цифр. Ветераны магистрали, в соответствии с коллективными договорами, получают материальную помощь к юбилейным и праздничным датам. Согласно «Положению о почетном ветеране Западно-Сибирской железной дороги» более пятисот человек получают дополнительно двадцать процентов к пенсии. На дороге создан и работает благотворительный фонд, который только в 2007 году оказал помощь 1140 пенсионерам на общую сумму 8700 тысяч рублей, в основном на дорогостоящие хирургические операции и медикаменты.

С 2003 года на дороге работает программа «Благотворительный поезд», благодаря которой оказывается адресная медико-социальная помощь нуждающимся работникам дороги, членам их семей, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и малообеспеченным семьям. За минувшие пять лет в санаториях и профилакториях отдохнули и поправили здоровье около десяти тысяч пенсионеров. Было отремонтировано более двух тысяч квартир ветеранам. В денежном выражении это выглядит так. Если в 2003 году на социальную поддержку ветеранов было потрачено 219 миллионов рублей, то в минувшем году уже 649 миллионов. И это далеко не все. Как говорится, многое осталось «за кадром». В частности, единовременные выплаты работникам, выходящим на пенсию (размер которых в среднем составляет порядка 68 тысяч рублей), корпоративная пенсия, которую получают 12700 пенсионеров, и многое, многое другое.

Неудивительно, что не только «люди со стороны», не железнодорожники, с восхищением и, что греха таить, порой с завистью говорят о той беспрецедентной помощи, которую ЗСЖД оказывает своим бывшим работникам, но и свои, коллеги, бесспорно отдают пальму первенства в деле социальной защищенности ветеранов Западно-Сибирской дороге. Гость из Москвы, заместитель председателя отраслевого совета ветеранов ОАО «РЖД» Игорь Владимирович Харланович, тепло поприветствовав сибиряков, сказал:

— Мне очень приятно присутствовать на этом торжественном собрании. Очень интересно слушать ваши выступления, в которых вы отмечаете, что было сделано хорошего, анализируете, говорите о проблемах и намечаете дальнейшие пути своей деятельности. И по численности, и по работе, безусловно, среди семнадцати дорог ветеранская организация ЗСЖД стабильно входит в первую пятерку. Она сплоченная, деятельная, инициативная. И прекрасно работает в содружестве с профсоюзным комитетом и руководством магистрали. Начальник дороги Александр Витальевич Целько очень много внимания уделяет ветеранам и не жалеет средств на материальную помощь им. Не везде ветеранам удается находить такое понимание и поддержку.

Игорь Владимирович подчеркнул, что многое из того, что сегодня стало приоритетом социальной политики компании ОАО «РЖД», почерпнуто из опыта нашей магистрали. Чему немало способствует тот факт, что в руководстве ОАО «РЖД» много выходцев с Западно-Сибирской дороги, в их числе Николай Никифоров, председатель отраслевого профсоюза. А главный аргумент «за» — высокий авторитет начальника дороги, совета ветеранов и хорошие экономические показатели деятельности ЗСЖД.

По-прежнему в строю
Большое внимание на конференции было уделено работе общественных комиссий по безопасности движения и охране труда. В частности, Александр Константинович Бородач сказал:

— Как люди умудренные опытом вы прекрасно понимаете, что мы испытываем немало реальных проблем. Значительная часть из них связана с обеспечением безопасности движения. Мы оцениваем ее состояние как нестабильное. Основная доля нарушений приходится на человеческий фактор. Поэтому постоянно подчеркивается особая значимость участия ветеранов в организации производственного процесса на всех предприятиях магистрали. Огромная благодарность специалистам, взявшим под контроль вопросы обеспечения безопасности и охраны труда. Со своими старшими товарищами действующие железнодорожники готовы и по душам поговорить, и замечание принять…

Цифры говорят сами за себя. Только в 2007 году общественными инспекторами произведено 1935 проверок, встреч в коллективах и бесед. Не раз руководством отмечалась особая активность комиссий под командой Василия Гавриловича Принько, Анатолия Филипповича Солодовника, Станислава Васильевича Карташевича и других заслуженных ветеранов. Ежегодно самым активным присваивается звание «Лучший общественный инспектор по обеспечению безопасности и охране труда на Западно-Сибирской железной дороге» с вручением нагрудного знака и денежной премии. За минувшие пять лет этой награды удостоились 28 общественных инспекторов.

Но не только в деле обеспечения безопасности железнодорожных перевозок компания опирается на своих ветеранов. Игорь Владимирович Харланович привел такой пример:

— Некоторое время назад на одной из дорог возникла нехватка машинистов. Подобрали кадры из недавно вышедших на пенсию, они прошли медкомиссию и сели за штурвал. В самое сложное время они проработали и никакого брака не допустили. Другой раз на Красноярской дороге был случай. Вышла из строя котельная. Несколько специалистов решить проблему не могли. Нашли умельца-пенсионера, который за три часа все отладил. Или вот еще пример — два бывших машиниста-инструктора обкатали за год по пятьдесят машинистов. Вам не надо объяснять, что это такое. Также на ряде участков необходимы опытные осмотрщики вагонов, специалисты других профессий. Поэтому, когда мы встречаемся с руководством РЖД, мы всегда говорим, что у нас на повестке дня главный вопрос — помощь… Вы позаботьтесь о нас, ветеранах, а мы дадим родной железной дороге гораздо больше.

О героях былых времен
Еще одно направление, в котором ветераны просто незаменимы, это воспитательная, патриотическая работа с подрастающим поколением и с теми, кто только-только пришел на железную дорогу и пока не знаком с ее славной историей, ее традициями.

Председатель совета ветеранов Новосибирского отделения дороги Иван Алексеевич Гончаров подробно рассказал о том, как трепетно ветеранская общественность и руководство магистрали относятся к сохранению и увековечению памяти легендарных железнодорожников.

— За отчетный период усилиями управления дороги и нашего отделения была сооружена прекрасная площадь имени бывшего начальника дороги Ивана Ефимовича Трубникова. Силами отделения благоустроена территория у паровоза Николая Лунина, которая решением городских властей теперь переименована в мемориал в честь тружеников тыла. Установлены памятные доски бывшему начальнику станции Сажину — на Инской, Герою Социалистического Труда бывшему поездному диспетчеру Петру Семеновичу Енину — на здании отделения дороги, человеку, которого называли путейцем «номер один» Павлу Трофимовичу Семешко — на административном здании станции Новосибирск-Главный, а также бывшему начальнику Барабинского отделения Юрию Михайловичу Медведеву.

Тему сохранения исторической памяти поддержал в своем выступлении и Александр Иосифович Попов, член совета ветеранов Алтайского отделения дороги. Он сказал:

— Дорогие товарищи, всем нам хочется, чтобы наши дети и внуки по своему отношению к труду и к служению Родине были похожи на нас, а по уму и способностям превосходили бы нас. Этот извечный диалог «отцов и детей», особенно обостряющийся в эпоху смены ценностей и приоритетов, не теряет своего значения и сегодня. Музеи Западно-Сибирской железной дороги — одни из лучших на сети дорог, и они ведут огромную работу. Хочется поблагодарить руководство дороги и профсоюзную организацию за дальновидную политику поддержания и сохранения исторического наследия, позволившую, в частности, нашему музею улучшить материальную базу и обновить экспозицию. Его за последний год посетило более 4,5 тысячи человек, — сказал он и затем коснулся больного вопроса: — Меня очень волнует сегодняшнее неопределенное состояние музея. Здание локомотивного депо, в котором он находится, — на капитальном ремонте. У нас более 4000 экспонатов основного фонда, большие архивы. Переезжая с места на место, можно растерять все это богатство, собранное не одним поколением железнодорожников. Как говорит народ, два переезда равны одному пожару.

Ветеран также заметил, что иногда после таких ремонтов «временно» выехавшие музеи не возвращаются на свое законное место, а иногда и вовсе перестают существовать. Как вариант решения проблемы он предложил отремонтировать пустующее здание старого вокзала и превратить в единый музейный комплекс, собрав под его крышей музеи разных предприятий отделения дороги.

Тут же последовал комментарий председателя совета ветеранов Западно-Сибирской железной дороги Петра Филипповича Мысика, который строго заметил сидящим в зале руководителям структурных подразделений дороги, что случаи, когда музеи выселяют «на время ремонта», а потом про них забывают, уже не единичны. «Эта практика недопустима, — сказал он. — Мы уже беседовали на эту тему с Александром Витальевичем Целько, и он пообещал держать этот вопрос на особом контроле».

Так держать!
Рассказать обо всех аспектах деятельности совета ветеранов, о его заботах и планах просто не представляется возможным. Можно только догадываться, каких больших свершений способна достичь пятидесятитысячная «армия» неравнодушных людей, активных, деятельных, жизнелюбивых.

— Ветеранская организация Западно-Сибирской — одна из самых многочисленных на сети железных дорог. Ядро ее — люди активные, не утратившие душевной бодрости, не растерявшие готовности помочь и родному производству, и своему товарищу, если в его дом стучится беда. Первичные организации возглавляют активные общественные деятели. Особенно плодотворно и инициативно действуют узловые советы под руководством Владимира Яковлевича Львова, Николая Васильевича Борзова, Альбины Павловны Мизгулиной, Василия Васильевича Скибы, Виктора Николаевича Рыжих и других активистов, людей с горячим сердцем. Мы понимаем, как непросто тянуть груз ветеранских проблем. И хотя старая железнодорожная гвардия не сдается, тем не менее считаем своей задачей деликатно и бережно подставить ей свое плечо, — сказал первый заместитель начальника дороги Александр Константинович Бородач.

Все выступавшие и зал были едины во мнении: дать работе совета ветеранов дороги в минувшие пять лет оценку «хорошо» и вновь избрать председателем совета Петра Филипповича Мысика. Евгений Николаевич Кулинич, заместитель начальника дороги по кадровым и социальным вопросам, рекомендуя от лица управления дороги Петра Филипповича на этот высокий пост, сказал:

— Думаю, сегодняшняя конференция подтвердила, что на Западно-Сибирской магистрали совет ветеранов — это рабочий орган. Я не помню ни дня в своей работе, чтобы не пришлось с Петром Филипповичем решать какие-то вопросы, касающиеся или организации в целом, или отдельных наших ветеранов. Огромную работу, которую проводит совет ветеранов, просто невозможно переоценить.

Заслуженные ветераны, самые активные общественники в этот день получили высокие отраслевые награды. Конференция также избрала новый состав дорожного совета ветеранов, его правление и ревизионную комиссию. А под занавес заседания по традиции ветераны-железнодорожники приняли обращение к своим молодым коллегам, в котором есть такие строки: «Мы рады, что передали дорогу в крепкие и надежные руки, мы верим, что честь и славу ее вы не уроните, а ее лучшие традиции сохраните и приумножите. Трудитесь честно! Храните верность и преданность железнодорожному транспорту, родной Западно-Сибирской стальной магистрали. Будьте настоящими патриотами страны и своего дела!»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: