Новосибирск 3.6 °C

«По маршруту Мастера»

16.02.2008 00:00:00
«По маршруту Мастера»
Под таким названием с 19 февраля по 15 марта в здании Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук будет работать фотовыставка Людмилы Васильевны Шапошниковой, предоставленная Московским центром-музеем им. Николая Константиновича Рериха. Выставка авторских фоторабот Л.В. Шапошниковой — первого вице-президента Международного центра Рериха, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, академика РАЕН и РАКЦ, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и лауреата международной премии им. Дж. Неру, посвящена Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1923 — 1928).



Этот же путь в одиночку она прошла во время серии экспедиций в 1974 — 1980 гг. по Алтаю, Монголии, Индии, Тибету.

В феврале — апреле 2007 года новосибирцы имели счастливую возможность увидеть в Новосибирском художественном музее выставку подлинников картин Николая Рериха из его знаменитой Гималайской серии, сделанных на маршруте ЦАЭ. И вот теперь, в продолжении, те же экзотические и священные места — на фотографиях другого Мастера, продолжившего его стезю.

Людмила Васильевна Шапошникова — ученый с мировым именем, индолог, писатель, книги которой изданы на всех европейских языках, а также на хинди, телугу, каннада. Кроме того, она известна как ученый-путешественник, повторивший в 1974 — 1980 гг. в одиночку маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов и подаривший будущим поколениям первопроходцев и исследователей книгу-альбом «От Алтая до Гималаев» и трилогию «Великое путешествие».

Фотографии, как и произведения искусства, появляются не случайно. Фиксируя на фотопленке объект, художник выделяет его из ряда привычных явлений, делает на нем акцент, который может стать открытием для зрителей. Выставка авторских фоторабот открывает еще одно яркое дарование автора — умение видеть суть самых разнообразных явлений, будь то архитектурные пейзажи и ландшафт, памятники культуры и лица людей. Это удивительная способность запечатлевать их в художественных фотообразах, как в живописи.

Выставка «По маршруту Мастера» воссоздает облик Азии, той части мира, которая наиболее тесно связана с древнейшими этапами культурной эволюции человечества и которая до наших дней таит в себе неисчислимое множество загадок. Не каждому путешественнику открывает Азия страницы своей истории, свою заповедную красоту. Не каждому пришельцу расскажут индус, кочевник-монгол, житель тибетского племени о сокровенном. Легенды и сказания Азии о мудрых Учителях человечества не прозвучат всуе. Сокровища доверяются лишь тому, кто готов их оценить по достоинству и принять сердцем.

«Продвигаясь по маршруту, я все больше убеждалась, что экспедиция была главным свершением в жизни Николая Константиновича Рериха. Вся предыдущая его жизнь была подготовкой к ней, вся последующая — работой над ее результатами. Тогда я окончательно поняла, что надо пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции спокойно, не торопясь, внимательно вглядываясь в то, что открылось Рериху на этом пути, о чем он писал и размышлял.

В общей сложности мое предприятие заняло пять лет, с 1975 по 1980 годы. Но непосредственная работа на маршруте заняла чуть больше года. Остальное же время я продолжала работать в Московском университете, ждала подолгу оформления на выезд, каждый раз доказывая необходимость зарубежной командировки. Но, так или иначе, все свершилось. И теперь я могу написать о том, что я видела на маршруте крупнейшей экспедиции нашего века, о чем думала и к каким выводам пришла», — пишет Л.В. Шапошникова в трилогии «Великое путешествие».

Индия, Тибет, Монголия, Алтай... Почему эти страны стали объектом исследования фактически двух российских экспедиций — первой и последней четверти двадцатого века? Экспедиция Н.К. Рериха прошла по обширным азиатским просторам и запомнилась современникам как событие, о котором писали пресса, научные издания; экспонаты этой знаменитой экспедиции пополняли коллекции известных музеев. Вторая экспедиция была иной: постоянным ее участником стала сама Людмила Васильевна. Одна, иногда с коллегами-учеными, иногда с проводниками из местных жителей, Людмила Васильевна спустя ровно полвека прошла труднейший маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. Вторая экспедиция явилась не повторением первой, а новым витком в изучении планетарных культурно-исторических закономерностей.

Первую и вторую экспедиции объединяли цели: поиск фактов изначального культурного единства Востока и Запада, изучение древних памятников, открывающих новое понимание проблем этнокультурного взаимодействия народов планеты и путей исторических миграций, поиск нитей, связывающих Россию и Азию.

«Н.К. Рерих, — пишет Л.В. Шапошникова, — искал то, что объединяет разные народы и культуры, а не разъединяет их. Единство древнее, пройдя через разъединение, должно было завершиться более высоким единством в будущем. Каждая культура принесет в это единство свои неповторимые дары». <…> «Он остро ощущал историческое время, видел закономерности, связывающие воедино прошлое, настоящее и будущее, и умел найти в этом потоке времени то, что было способно к дальнейшему развитию, то, что составляло «чудесные камни» человеческой культуры…<…> Рерих закономерно мерил прошлое и настоящее будущим!» По мнению Людмилы Васильевны, этот метод исследования можно назвать «вдохновенный иероглиф будущего». Он и определял маршрут Центрально-Азиатской экспедиции.

80 лет назад маршрут Центрально-Азиатской экспедиции прошел по территории России. Нынешний год отмечен 80-летием автора выставки — Л.В. Шапошниковой. Два знаменательных юбилея соединились во времени и стали еще одной ступенью культурного моста «Россия — Азия».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: