Новосибирск 7.7 °C

И станет чище путь земной! Когда приложит силы космос...

22.11.2007 00:00:00



«На снегоуборочные работы выделено столько-то единиц техники…» — скоро-скоро традиционным сезонным сводкам снова не будет видно конца-края. Но как у нас бывает? «Столько-то единиц» вроде бы хорошо потрудились, а затор на дороге пуще прежнего образовался. Вроде бы песком ледяную катушку присыпали, а там опять двадцать пять (или больше) автомобилей юзом пошли. В чем дело? Да в элементарном: никто сегодня не в состоянии проконтролировать досконально качество этих работ, надзирателя ведь возле каждого трактора не поставишь! Случается к тому же, что сама снегоочистительная техника из строя выходит. А иной раз, что греха таить, у руля ее не самый добросовестный работник окажется: на заснеженную трассу выехал, чуть скребнул по обочине — и был таков. Где его (вместе с трактором) потом носит? На кого работает? Пойди разберись. А на дорогах — полный тарарам…

Вот и задумались в территориальном управлении автомобильных дорог (ТУАД) Новосибирской области: как быть? Последней каплей для принятия радикальных мер послужила вопиющая ситуация, зафиксированная в одном из районов области прошлой зимой: техника, вышедшая тогда в наш «фирменный» сибирский снегопад на очистку дороги, несколько часов печально простояла у обочины... из-за нехватки топлива. Сказать, что движение между тем было парализовано — ничего не сказать. И тогда специалисты — во главе с начальником информационно-аналитического отдела ТУАД Новосибирской области Алексеем Конкиным — взяли и придумали то, что сами они сегодня называют системой спутникового контроля дорожных механизмов при зимнем содержании автомобильных дорог. Журналистам эту систему представили уже под именем собственным (пускай пока условным): AutoGis. Разработали оборудование и теперь собственноручно размещают его «по месту назначения» специалисты ООО «Сити групп».

«Суть в том, что на каждый дорожный механизм устанавливаются специальные датчики, которые работают в известной нам системе GPS, — рассказывает Алексей Конкин. — Спутник транслирует сигнал о местоположении механизма на центральный диспетчерский пункт. Там в режиме реального времени диспетчер отслеживает, где конкретно находится машина, в каком направлении она движется, каково ее техническое состояние и так далее».

Определять «из космоса» координаты дорожной техники — на это хитромудрая система рассчитана прежде всего, таково предназначение ее базового блока. А уже дополнительно к этому блоку можно устанавливать разные другие. Позволяющие, например, контролировать расход топлива автомобилем или работу отдельно взятых его узлов (открывание дверей, подъем кузова, включение зажигания, соответственно, процессы, обратные названным, и прочие). Да что угодно! Кстати, задача-максимум «космического наблюдателя» именно в том и состоит, чтобы взять под контроль мало-помалу весь комплекс дорожных механизмов. Со всеми значимыми узлами-деталями. Со всеми индивидуальными параметрами каждого автомобиля. Но это дело будущего. По расчетам экспертов, недалекого. А пока…

Пока система только-только внедряется. На первом этапе данного процесса планируется оснастить спутниковой навигационной системой всю технику в Новосибирской области, занятую в работе по зимнему содержанию дорог. Принадлежащую при этом, уточним, подрядчикам, с которыми работает территориальное управление автомобильных дорог. А это порядка 700 всевозможных машин (грейдеров, бульдозеров, самосвалов, ДМК — дорожных механизированных колонн, и так далее), из которых ныне около 300 уже имеют при себе «волшебные датчики». В дальнейшем таковыми будут наделены и другие механизмы, приводящие в порядок наши дороги не только в снежно-ледовую пору, но и круглый год. Кроме того, сегодня рассматриваются частные заказы на ее установку.

Обо всем этом Алексей Конкин и представитель «Сити групп» Юрий Власов рассказали журналистскому десанту, вместе с ним посетив очередную подрядную организацию — филиал предприятия «Новосибирскавтодор» в городе Обь. Процесс монтажа оборудования специалисты продемонстрировали наглядно. Ничего из ряда вон выходящего: в кабине оснащаемого объекта (им в нашем случае оказалась горделивая громадина ДМК) производится просто «легкая пертурбация». Датчик встраивается под лобовое стекло, на которое затем выводятся антенны. Все, поехали! Диспетчер тем временем сидит на своем месте перед компьютером, на монитор выведена электронная карта контролируемой территории, позволяющая фиксировать происходящее.

Сами подрядчики сегодня активно проявляют интерес к внедрению у себя такой системы. А заказчик в лице территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области, в свою очередь, подкрепляет уверенность в том, что техника будет работать только по назначению, дороги — содержаться в надлежащем ключе, водитель не станет использовать автомобиль в личных целях и не даст ему простаивать без уважительной причины. Также эта система позволит решать вопросы при каких-либо спорных ситуациях. Например? Нередко случаются ДТП по причине так называемых дорожных условий. Возникают претензии к дорожникам: дескать, они вовремя не сработали и спровоцировали тем самым ситуацию повышенной опасности. Внедрение же новой системы исключит такие споры, ибо позволит отслеживать каждый шаг дорожной техники. Всегда можно будет посмотреть, где она в такой-то момент находилась, что конкретно делала. Если даже из-за какого-либо форс-мажора ничего не делала (а уж этого специалисты теперь всеми силами стараются не допустить), то по крайней мере претензия окажется небеспочвенной. Все довольно прозрачно.

Разумеется, журналистов заинтересовала стоимость оборудования. Базовая комплектация, пояснили наши эксперты, составляет порядка 20 тысяч рублей для одной единицы. Подрядные организации (как правило, это акционерные общества) ставят систему за свой счет, осознавая опять-таки всю выгоду, весь экономический эффект от подобного шага. Одна только экономия ГСМ составит на начальном этапе внедрения системы 30 процентов! Окупается же она полностью примерно за три месяца.

И еще один закономерный интерес: есть ли в России что-то подобное? Конечно, в транспортных организациях, работающих в основном с дальнобойщиками, оборудование спутниковой навигации GPS внедряется давно. Но вот применительно к дорожному хозяйству новосибирцы его использовали первыми. По крайней мере, недавно на семинаре в Москве, посвященном информационным технологиям в управлении дорожным хозяйством, никто более ни о чем подобном не говорил. Хотя были там представители практически всех субъектов Федерации. Куда, кстати, наши изобретатели со своим ноу-хау пока не спешат. И не поспешат, пока не достигнут намеченного результата здесь, в Новосибирской области. Ряд районов которой — Черепановский, Маслянинский, Сузунский, Тогучинский, Болотнинский, Мошковский и другие — уже активно внедряет у себя в дорожных хозяйствах спутниковую навигационную систему. Скоро ее действенность оценим. Визуально оценим: зима наступает! Снег…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: