Новосибирск 1.1 °C

Эффективно и ответственно регулировать потребительский рынок

01.11.2007 00:00:00



Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги!
Прежде чем я остановлюсь на вопросе о росте цен на продукты питания, который сегодня действительно является одним из самых острых для всех органов власти и управления, я хочу поблагодарить депутатов областного совета, все комитеты и комиссии за активную профессиональную работу над бюджетом.

О работе над планом и бюджетом
Никаких системных проблем этот бюджет не должен вызвать. В процессе работы над бюджетом ко второму чтению прошу специалистов управления финансов и налоговой политики снять все вопросы по дотациям муниципальным образованиям; ни у одного города, ни у одного района они уменьшены не будут. Нужно уточнить всю сумму средств, которая идет по фондам софинансирования. Точно так же нужно уточнить всю информацию о наказах депутатов областного Совета, которые включены во все инвестиционные программы. Прежде чем принять инвестиционный план, мы всегда учитываем предложения депутатов. Я обещаю, что руководители и специалисты структурных подразделений администрации примут самое активное участие в работе над бюджетом между первым и вторым чтением, чтобы учесть все те предложения, которые будут поступать. Необходимо еще раз обсудить и дать незамедлительные ответы на вопросы, которые депутаты задавали на сессии. Вот, например, руководитель федерации профсоюзов области Александр Александрович Козлов считает, что зарплату в бюджетной сфере мы индексируем только в половину величины инфляции. Это предложение правительства — ориентироваться на дефлятор 7—8 процентов, а мы закладываем рост зарплаты в бюджетной сфере на уровне 20 процентов. И во внебюджетной сфере заработная плата каждый год у нас растет на 20 процентов. Если учесть переход на новые отраслевые формы оплаты труда и возможности внутренней оптимизации фонда оплаты труда, то, думаю, что средняя зарплата в следующем году возрастет более значительно.

О причинах всплеска цен на продовольственные товары
Теперь о том вопросе, который сейчас вызывает, безусловно, повышенное внимание, беспокойство и требует принятия дополнительных решений от всех органов власти. Прежде чем я остановлюсь на этих решениях и первых результатах их реализации, скажу об основных системных причинах резкого роста цен на основные продовольственные товары, потому что, если мы неточно понимаем причины, вряд ли удастся правильно и точно спланировать и реализовать необходимые меры.

Понятно, что инфляция присутствовала на нашем рынке все эти годы, но с ростом уровня жизни, ростом денежных доходов населения цены на продовольственном рынке, особенно на основные продукты питания, стали расти быстрее, чем другие ценовые показатели. Связано это с тем, что предложение основных продовольственных товаров на рынок росло крайне медленно, оно существенно отставало от покупательского спроса. У нас прирост производства основных продуктов питания исчислялся в эти годы буквально единицами процентов, а спрос рос очень серьезно. Поэтому напряжение несоответствия спроса и предложения в этом году очень серьезно обострилось.

Вторая системная причина — это рост монополизации как в сфере перерабатывающей промышленности, так и в сферах оптовой и розничной торговли. Что тоже объяснимо: эти отрасли стали более привлекательными в инвестиционном отношении. Сюда пришел более организованный крупный капитал, и степень монополизации значительно возросла. Это произошло в переработке мясных и молочных продуктов, зернопродуктов, в оптовом торговом звене и даже розничной торговой сети. Мы теперь говорим «сети», а не «магазины», как это было всегда.

Ситуацию с ценами подогрел ряд субъективных факторов, которых, на мой взгляд, можно было избежать, не допустив здесь некоторых ошибок. Первое, о чем все время говорили аналитики, — резкий рост цен на импортное продовольствие. Цены на продовольствие в Европе, на других мировых рынках из-за сильных неурожаев действительно возросли в разы, и это уже не могло не повлиять на ввозимые в Россию импортные товары. Но если бы мы приняли своевременные меры по снижению импортных продуктов питания и росту своего производства, тогда бы мы избежали такой зависимости.

Я считаю, что на эту ситуацию повлияла непродуманная и не очень объективная информация, появившаяся летом этого года о перспективах урожая 2007 года. Нам с июня говорили: «Юг весь сгорел, зерна не будет, хлеба не будет», и эту ситуацию держали в таком напряжении достаточно длительное время. Сегодня статистика докладывает: «Собрано 80 миллионов тонн — самый большой урожай за все годы». Но при этом ситуацию на рынке зерна серьезно всколыхнули, объемы продаж зерна осенью этого года — самые минимальные за все годы наблюдений, хотя урожай есть и зерно у производителей в совершенно достаточном количестве.

О мерах по стабилизации цен на продовольственном рынке
Прежде чем проинформировать депутатов о тех оперативных мерах, которые мы приняли в октябре уже в этой возникшей ситуации, хочу напомнить, что, по существу, мы с вами задолго до этого приняли ряд специальных законов и решений, направленных на противодействие развивающимся ценовым тенденциям. Вот некоторые из них.

Мы с вами принимали и законы, и управленческие решения о специальной государственной поддержке, стимулирующей рост сельскохозяйственного производства. Эту поддержку мы оказывали все эти годы, постоянно совершенствуя её формы. В результате мы не только сохранили потенциал аграрно-промышленного комплекса, но и имеем сегодня все возможности, чтобы существенно увеличить в области производство основного сельскохозяйственного сырья и основных видов продовольствия.

В этом году уже действовал закон, принятый в конце 2006 года. Мы выделили 1 миллиард 300 миллионов на государственную поддержку сельхозпроизводства. В бюджет будущего года на эти цели заложено уже более полутора миллиардов рублей. Принимая закон, мы понимали управленческую и политическую задачу стимулирования роста сельскохозяйственного производства. Новый закон более качественный и совершенный, потому что формы господдержки стали активно стимулировать технологическое обновление сельхозпроизводства, рост производительности труда, что дает основание для снижения в перспективе издержек производства и себестоимости сельхозпродуктов. Бюджетная поддержка в основном выделяется хозяйствам, которые приобретают новую технику и внедряют новую технологию. В последние годы сельхозпроизводители обычно покупали новой техники примерно на 400 миллионов рублей в год. В этом году уже сегодня такой техники куплено на сумму более трех миллиардов рублей, а последние месяцы года тоже будут временем активной покупки, потому что у хозяйств есть урожай, есть прибыль, есть ресурсы, есть оборотные средства. Новая техника во многом обеспечила и другой уровень урожайности, и другие затраты на производство единицы зерна, животноводческой продукции.

Мы с вами принимали решения по стимулированию личных подсобных хозяйств. Государственный национальный проект позволил сельским жителям взять большие кредиты. У нас в области такие кредиты взяты на сумму 1 миллиард 700 миллионов — на приобретение скота, техники. Мы создавали и расширяли систему закупа сельхозпродукции. В этом году впервые мы закупим у населения 60 тысяч тонн молока. Это молоко пополнит товарный рынок, увеличит товарный ресурс, тогда как раньше оно потреблялось исключительно внутри хозяйства.

Еще несколько лет назад сельские жители испытывали трудности с забоем и сдачей скота. Мы специально приняли программу, и сегодня в целом ряде районов построены небольшие мобильные, в основном для сдачи мяса населением, забойные пункты, которые тоже работают на стимулирование роста производства сельхозпродукции. Мы будем продолжать строить такие забойные пункты.

Создавались новые мощности, перерабатывающие сельхозпродукцию, что позволило в определенной мере избежать монополизации этой сферы. Так, достаточная конкуренция в мясопереработке позволила нам даже в этот период сохранять стабильные цены на эту группу товаров. Создаются дополнительные мощности по производству целого ряда другой продукции.

Мы старались не допустить монополизации торговой сети, не допустить управленческую и собственническую монополизацию торговых рынков. Поэтому старались как можно больше привлечь торговых сетей, не допускали выделения одной торговой сети большого количества мест для торговли.

Безусловно, новые законы, связанные с регулированием работы уличных рынков, какое-то количество торговых мест сократили, но мы не пошли на громкие политические решения закрыть все рынки и уличную торговлю. У нас в целом эта система сохранена, моим решением утверждена дислокация более чем пятидесяти больших розничных рынков, которые позволяют вести упрощенную форму торговли с меньшими издержками обращения.

Я также должен напомнить депутатам, что мы с вами всегда принимали действенные меры социальной поддержки людей с низкими доходами. У нас есть особый закон о ветеранах Новосибирской области, и почти двести тысяч пожилых жителей области получают дополнительное право на льготы сверх утвержденных федеральным законодательством. Бюджет Новосибирской области тратит на эти цели большие средства.

У нас в области сформирована единственная в России система жилищных субсидий, согласно которой гражданам выделяются субсидии не с 22 процентов удельного веса расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе, а начиная с 6 процентов. Количество этих граждан, доля этих расходов в нашем бюджете — самая высокая во всей Российской Федерации.

Мы также единственный регион, который ввел все профессиональные льготы в сельской местности. Мы очень жестко ограничивали, контролировали рост тех тарифов и коммунальных нормативов, которые зависят от региональной или местной власти.

Пользуясь случаем, хочу пояснить наши действия относительно обращения к гражданам по возможной форме получения субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Такие обращения и заявления действительно были направлены, но больше никаких решений не принималось. Этот вопрос пока находится в стадии обсуждения. В 2008 году мы сохраним предоставление всех льгот по жилищно-коммунальным услугам в том виде, как они сейчас существуют. Мы намерены выделять людям полноценные деньги, чтобы они понимали, что им идет государственная социальная помощь, реально понимали ее размеры. Всегда больно слышать, что у нас в области много граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Но никто не прибавляет к этим доходам величину льгот и субсидий, их никто не считает. А это пять миллиардов рублей ежегодно, которые мы передаем в безденежной форме малообеспеченным людям.

Теперь о дополнительных мерах, которые были приняты непосредственно в октябре. Решение мы приняли 9 октября. Специально на этом акцентирую внимание, чтобы все понимали, что мы ничего не ждали. Поручение президента было получено 11 октября, а решение правительства было принято 16 октября. К этому времени мы уже приняли необходимые решения и начали реализовать меры, направленные на регулирование потребительского рынка области. При этом хочу подчеркнуть, что действовали мы в рамках рыночного законодательства, избегая запретительных мер и громких административных решений. Мы стремились так повлиять на работу и производителей, и переработчиков, и торговцев, чтобы не допустить ухудшения ситуации на рынке потребительских товаров. Любой участник рынка прекращает деятельность, выводит капитал, если ему это направление деятельности становится невыгодным. Поэтому мы взвешиваем свои решения, учитываем как рыночную, так и социальную целесообразность. Первые результаты работы показывают, что такое совмещение вполне возможно.

С первого же дня ежедневно специальная группа управленцев работает над срочным повышением предложения продовольственных товаров на рынке. Мы добились увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий и предложения их на рынке. Увеличено производство молока — это было очень трудно сделать. Аграрники понимают, что осенью надои падают объективно, тем не менее за эти две недели удалось увеличить валовое производство молока на тысячу тонн. Этот миллион литров мы и дали на рынок. Мы увеличили производство мясопродуктов и колбасных изделий, увеличили поставку на рынок области рыбопродукции, ну и, конечно, воспользовались сезонной ситуацией и постарались максимально насытить рынок овощами и картофелем.

Не по всем видам продовольственных товаров нам удалось увеличить предложение, потому что целый ряд видов продукции у нас в области не производится, но и здесь мы не опускаем руки, а пытаемся создать новые производства. Так, сейчас активно занимаемся созданием новых мощностей по производству растительного масла, цена на которое особенно сильно возросла.

Мы централизованно стараемся помочь в кредитовании молокоперерабатывающих предприятий, чтобы было закуплено дополнительно сухое молоко для производства животного масла.

Второе большое направление наших действий — это расширение упрощенной уличной торговли продуктами питания. За счет этого мы снижаем издержки обращения, уходим от торговых надбавок и получаем другие ценовые показатели. Решением 9 октября был определен перечень продовольственных товаров, которые должны присутствовать на этих рынках. Мы стараемся, чтобы такие упрощенные торговые ярмарки работали в ежедневном режиме, а не только по выходным дням. Только в Новосибирске создано семьсот дополнительных торговых мест. Цены там ниже по всем параметрам. Хлеб в больших магазинах и торговых сетях в среднем стоит 13 рублей, здесь — 10 рублей, яйцо в больших супермаркетах стоит 31 рубль за десяток, на рынках — 21 рубль, капуста свежая в магазинах стоит 11 рублей за килограмм, на этих ярмарках — 5 — 6 рублей. То же самое по молочной продукции и по целому ряду других товаров. Мы одновременно стараемся создать дополнительную упрощенную торговую сеть для тех производителей, которые гарантируют низкие ценовые предложения. Мэрия должна принять решение по размещению дополнительных торговых мест по продаже хлеба и хлебобулочных изделий на станциях метро и в других местах массового пребывания людей, заключить специальные ценовые соглашения с малыми пекарнями, с новым производителем хлеба, например с «Хлебницей». Эта сеть имеет свое зерно, свое производство муки и за счет этого имеет возможность предложить ценовые параметры на хлеб, как минимум, на 20 процентов ниже всех других производителей. Если учесть минимальные торговые надбавки, то цена будет в этих торговых местах существенно ниже.

Третье направление, которое, может, и менее рыночное, но мы находим и здесь аргументы рыночного характера, — соглашения, которые мы заключаем с производителями, переработчиками и торговыми сетями. В чем смысл этих соглашений? Производителей и переработчиков мы просим увеличить долю производства ассортимента продукции с объективно низкими ценами. Они не потеряют здесь особой рентабельности, но сконцентрируют ресурс, сырье на более дешевом ассортименте. Быстро продадут, получат быструю оборачиваемость средств и вполне реальную выгоду. С торговыми сетями заключается соглашение, по которому торговая надбавка на товары первой необходимости не может превышать 10%. Сейчас она составляет в среднем 25%.

Результаты наших действий наглядно можно будет увидеть и на рынках, и в магазинах, и в торговых сетях. Я уверен, что ценники на большинство товаров первой необходимости в большую сторону меняться не будут, а по многим товарам изменятся в меньшую сторону.

О динамике доходов населения
Рост зарплаты работающего населения области в этом году составит 25%. У работников бюджетной сферы рост заработной платы составит 21%. Сложнее ситуация с пенсионерами, и в основном ситуация с ростом цен ударила больно по этой категории граждан.

Поэтому первое решение, которое глава государства принял 11 октября и огласил на заседании Государственного совета в Уфе, было решение об увеличении размера пенсии на 300 рублей. Таким образом, суммарно размер пенсии возрастет не менее чем на 15%, а на 2008 — 2009 годы дано поручение правительству увеличить параметры индексации. Убежден, что у государства будут такие возможности.

Индексацию заработной платы мы в бюджете предусмотрели. Я внимательно рассмотрел обращение руководителей профсоюзных организаций. Мы найдем возможность максимально проиндексировать фонд оплаты труда в 2008 году. С переходом на новые отраслевые системы оплаты труда мы впервые максимально увяжем рост зарплаты с эффективностью, с качеством работы, с производительностью. До сих пор имела место диспропорция: индексация зарплаты шла по одним правилам, а учет роста производительности, эффективности — по другим. Убежден, что 20-процентный прирост бюджетных фондов оплаты труда для всех работников бюджетной сферы мы обеспечим.

Кроме того, мы предложили в бюджете индексацию всех видов социальных пособий, причем целый ряд будет индексироваться по отличным от инфляции критериям. Детское пособие — самое массовое, мы планируем увеличить вдвое, а не на 10 процентов, как уровень инфляции. Это сразу дополнительно потребует примерно 400 миллионов рублей к тем 400 миллионам рублей, что выплачиваются из бюджета сегодня. У нас также индексируются выплаты за рождение ребенка, единовременные денежные выплаты, которые получают все ветераны и пожилые люди — все это в бюджете сбалансировано, обеспечено, мы гарантируем, что все выплаты будут обеспечены.

В заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что мы с вами всегда вполне ответственно реагировали на острые ситуации на потребительском рынке. Я не утверждаю, что мы использовали все меры, что здесь нет дополнительных резервов и возможности усилить эту работу. Поэтому я говорю: все рекомендации, все предложения, от кого бы они ни исходили, будут внимательно рассмотрены, изучены.

Я благодарен всем депутатам за активную ежедневную работу в оперативном штабе. Мы работаем вместе, потому что вместе несем ответственность, мы — единая государственная власть. Каждый день, без выходных, штаб принимает конкретные тактические решения. И все, о чем я здесь вам рассказал, — предмет рассмотрения штаба, который возглавляют Василий Алексеевич Юрченко и Виктор Александрович Гергерт. В штабе работают Юрий Петрович Алаферовский и ряд других депутатов. Я еще раз хочу заверить вас, что мы со всей ответственностью подходим к этой работе. Мы не допустим никаких ухудшений положения граждан, связанных с этой ситуацией. И примем все необходимые решения, чтобы эффективно и ответственно регулировать потребительский рынок.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: