Доживем – увидим

Доживем – увидим
Средств на льготные лекарства, по расчетам, достаточно Льготники сделали непростой выбор: социальные услуги в натуральном виде или деньги. В этом году было принято свыше 131 тысячи заявлений об отказе от различных социальных услуг. По последним данным, в нашей области в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включено свыше 237 тысяч человек. Они составляют немалую часть от всего населения области.


Государственная поддержка им ляжет существенной нагрузкой на бюджет. Хватит ли денег на самую проблемную статью расходов — бесплатные и льготные лекарства?

Многие люди, имеющие право на льготы, тянули с выбором — социальные услуги или денежная выплата — до последних дней. Прием заявлений шел до 1 октября включительно. Это привело к обманчивым ожиданиям, что в этом году увеличится число лиц, делающих выбор в пользу лекарственного обеспечения. Но надежды не оправдались. Об отказе от дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей обеспечение лекарственными средствами и предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, подали заявления свыше 10,5 тысячи человек. От бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте отказались свыше 19 тысяч, от всего набора социальных услуг — свыше 101,7 тысячи человек. Это составило 55,4 процента от всех учтенных граждан, имеющих право на федеральные меры социальной поддержки. Год назад было 46,7 процента отказников.

Более половины льготников, сделавших ставку на денежную выплату, были не удовлетворены лекарственным обеспечением. Однако среди льготников немало и таких, кому бесплатные лекарства в текущем году почему-то не понадобились. К 1 августа 30 процентов от всего количества лиц, имеющих право на бесплатные медикаменты, им не воспользовались, и наверняка часть из них предпочла на будущий год денежную выплату. Стало быть, среди льготников были два полюса. На одном люди во что бы то ни стало жаждали реализовать право на получение лекарств, что, по словам специалистов департамента здравоохранения области, превратилось в своеобразный «спорт»: больше выписать препаратов, получить и принять лекарств. На другой стороне были льготники, которые, видимо, совсем не посещали участкового врача и не выписывали льготных рецептов. Некоторые просто предпочли оздоровление домашними средствами, другие, избегая лишних треволнений, делали покупки в аптеках за свои деньги.

Программа дополнительного лекарственного обеспечения работает по страховому принципу. Каждый льготник, согласно заложенной в нем социальной солидарности, с одной стороны, содействует полноценному обеспечению лекарствами тех, кому они необходимы, с другой стороны, он должен быть уверен в том, что если завтра ему потребуется амбулаторное лечение, он получит требуемые медикаменты бесплатно. В 2006 году страховой принцип действительно работал, как положено. Например, 28 тяжелобольных новосибирцев получили по льготным рецептам лекарства, стоимостью 500 тысяч рублей каждое. Еще 8 человек были обеспечены препаратами, цена которых 1 — 4 миллиона рублей. Наряду с больными гемофилией, раком, рассеянным склерозом и другими тяжелейшими заболеваниями и остальные льготники не были обижены. Но к концу 2006 года начал ощущаться «перебор» финансовых средств. А на следующий год федеральный центр установил для каждого из российских регионов жесткие финансовые лимиты на реализацию программы ДЛО.

Запланированные на 2007 год денежные суммы были заведомо ниже реальной потребности. Был период, когда из-за дефицита шло обеспечение лекарствами по жизненным показаниям. Но на искусственное сокращение выписки и отпуска льготных лекарств в нашей области, в отличие от ряда других регионов, не пошли. В конце концов Министерство здравоохранения и социального развития РФ вынуждено было дополнительно выделить регионам финансовые средства. «Подставил плечо» и областной бюджет. Руководство фонда ОМС заверяет, что сегодня в области нет проблем с обеспечением льготными медикаментами.

В будущем году основная часть средств на ДЛО будет перечисляться непосредственно из областного бюджета. Это, по словам специалистов департамента здравоохранения, которые комментировали данные принципиальные изменения, позволит подходить к распределению денег на закупку медикаментов в рамках ДЛО более рационально — с учетом реальных потребностей населения. В 2008 году также будет решена проблема адресного финансирования лечения заболеваний, требующих больших затрат на лекарства, из федерального бюджета.

В ближайшие три года объем бесплатной медицинской помощи с использованием современных технологий и лекарств нового поколения, наверное, будет расширен. На это позволяет надеяться проект бюджета Новосибирского фонда ОМС, который имеет два принципиальных отличия от бюджетов прошлых лет: его реализация рассчитана на три года, и, несмотря на сложности долговременного планирования, проект является бездефицитным. В 2008 — 2010 годы область получит на 17 процентов больше дотаций из федерального бюджета. Добиться такого решения удалось благодаря переговорам руководства администрации области, фонда ОМС с Правительством РФ. Намеченных сумм должно хватить на полноценное финансирование программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи и на обеспечение льготных категорий граждан бесплатными медикаментами.

Предугадывать уже сегодня проблемы с обеспечением льготными медикаментами по программе ДЛО, которые могут быть ощутимы в будущем году, вряд ли имеет какой-то смысл. Ведь, как мы уже сказали, в области эта система будет рационализирована с учетом потребностей населения. Думается, будут учтены и потребности времени, новые технологии, и новые лекарства. Доживем — увидим.

Сегодня общая стоимость набора социальных услуг составляет 513 рублей (медицинская составляющая набора — 456 рублей, транспортная — 57 рублей). Стоимость набора должна повыситься до 549 рублей (соответственно — до 488 и 61 рубля) с 1 апреля 2008 года.
Поделиться:
Копировать