Новосибирск 1.8 °C

Переезд — не повод отказываться от пенсии

27.09.2007 00:00:00
Переезд — не повод отказываться от пенсии
Тема международных взаимоотношений напрямую касается и вопросов пенсионного обеспечения. В отделение ПФР нередко поступают вопросы от лиц, которые прибывают на жительство в Российскую Федерацию из бывших союзных республик либо выезжают на постоянное место жительства в другие государства. Как же решается вопрос пенсионного обеспечения таких лиц?



Решение вопроса о назначении пенсии в России для этих категорий граждан будет зависеть от нескольких обстоятельств. Во-первых, от того, откуда прибыл человек: из бывшей союзной республики, которая имеет соглашение с Россией в части пенсионного обеспечения, либо из бывшей союзной республики, не заключившей соглашения. Во-вторых, от того, является ли конкретное лицо гражданином Российской Федерации, или гражданином иностранного государства, либо лицом без гражданства.

Остановимся на пенсионном обеспечении лиц, прибывших в Россию из республик бывшего Союза ССР, заключивших с Россией соглашения (международные договоры) в части пенсионного обеспечения. Вот бывшие союзные республики, с которыми Россия имеет соглашения: Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Беларусь, Молдова, Литовская Республика, Грузия. Все соглашения (кроме договора с Республикой Беларусь) содержат практически одинаковые гарантии при пенсионном обеспечении.

При переезде пенсия назначается по законодательству того государства, на территории которого лицо постоянно проживает. Кроме этого, в соответствии с нормами федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию в России только в случае постоянного проживания на ее территории.

Поэтому при переселении из указанных республик в Россию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства пенсия в России с соблюдением гарантий, предусмотренных соглашениями, может быть назначена только при условии документального подтверждения лицом постоянного проживания на ее территории.

При назначении пенсии в России для исчисления расчетного размера трудовой пенсии засчитывается в общий трудовой стаж работа до 01.01.2002 г., в том числе и в бывших союзных республиках, являющихся участниками соглашений.

Что касается сведений о заработке, то если лицо не работало в России в 2000 — 2001 годах и соответственно на него не сдавались данные по индивидуальному (персонифицированному) учету, то по документам о заработке для расчета пенсии может быть учтен заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2000 г. При этом, если заработная плата выплачивалась в национальной валюте, то пенсионные органы России осуществляют перевод по курсу к российскому рублю по состоянию на 01.01.2002 г. Заработок можно представить и за больший период для того, чтобы у пенсионных органов была возможность выбрать из представленных сведений наиболее выгодный вариант.

Если до переезда в Россию лицо уже получало пенсию по прежнему месту жительства, то пенсия в России устанавливается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в России, если обращение в пенсионные органы России последовало не позднее этих 6 месяцев.

Исключение в части требования регистрации по месту жительства в России предусмотрено для граждан Российской Федерации, которые при отсутствии регистрации по прежнему месту жительства и неполучении там пенсии (и то, и другое должно быть подтверждено документально), имеют право обратиться за назначением пенсии в России либо по месту пребывания, либо по месту фактического проживания. Но в этом случае не применяются гарантии, закрепленные в соглашении от 13.03.92 г., в том числе и по сроку назначения пенсии. Пенсия назначается исходя из даты обращения в территориальный пенсионный орган. Стаж в безусловном порядке учитывается только до распада Союза ССР, т.е. только до 01.12.1991г., а после указанной даты для иностранных граждан и лиц без гражданства — при условии, что 2/3 стажа приходится на работу в СССР. Соответственно заработок будет учитываться исходя из тех периодов, которые учтены в общий трудовой стаж и с исключением периодов работы за границей.

Договор с Республикой Беларусь отличается от других соглашений. Его суть заключается в том, что каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсии пропорционально периодам страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года, а за приобретенные до этой даты периоды стажа пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией.

Нет действующих соглашений со следующими бывшими союзными республиками: Азербайджаном, Латвией, Эстонией.

Если заявитель на постоянное жительство в Россию прибывает из бывшей союзной республики, не заключившей с Россией международного договора в части пенсионного обеспечения, то для иностранных граждан и лиц без гражданства для назначения пенсии необходимо также подтвердить постоянное проживание на территории России. Граждане же Российской Федерации будут иметь право на назначение пенсии независимо от места проживания, то есть и в случае отсутствия регистрации по месту жительства в России.

При этом пенсия по российскому законодательству может быть назначена только исходя из даты обращения в территориальный пенсионный орган. И при определении права на пенсию в страховой стаж учитывается работа в бывших союзных республиках только до распада Союза ССР, т.е. только до 01.12.1991 г., общий же трудовой стаж в безусловном порядке учитывается также только до распада Союза ССР, а после указанной даты для иностранных граждан и лиц без гражданства — при условии, что 2/3 стажа приходится на работу в СССР. Соответственно заработок будет учитываться исходя из тех периодов, которые учтены в общий трудовой стаж, и с исключением периодов работы за границей.

При переселении пенсионера за пределы Российской Федерации в государства, которые являются участниками СНГ, он должен оповестить пенсионные органы Российской Федерации о выезде на постоянное место жительства в другое государство, и соответственно выплата пенсии в России прекращается.

Выплата пенсии на территории России может быть продолжена только в том случае, если назначенного в России вида пенсии нет по законодательству другого государства, куда осуществлен выезд на постоянное место жительства. Данный факт (т.е. отсутствие права на определенный вид пенсии по законодательству государства, куда осуществлен выезд) должен быть подтвержден официальным документом, выданным полномочным органом соответствующего государства.

Для продления выплаты назначенной пенсии на каждый следующий год необходимо представлять документ о нахождении в живых по состоянию на 31 декабря соответствующего года. Этот документ может быть оформлен в консульском учреждении России за границей либо в соответствующем компетентном органе по месту жительства.
Из практики пенсионных органов просматривается, что многие пенсионеры переезжают из одного государства в другое, предварительно не выяснив вопросы пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством по новому месту жительства. В результате чего в течение продолжительного промежутка времени пенсионер остается без пенсии ввиду длительных сроков получения документов, подтверждающих личность и место жительства.

Поэтому как при переселении в Россию, так и при выезде из России всем пенсионерам рекомендуем у специалистов пенсионных органов выяснять, какие могут возникнуть правовые последствия в части назначения пенсии по новому месту жительства, а также — возможности продолжения выплаты пенсии по прежнему месту жительства до устройства на новом месте.

«Действующие в настоящее время международные соглашения о пенсионном обеспечении, заключенные Российской Федерацией с зарубежными странами, в основной массе основываются на принципе территориальности, заключающемся в осуществлении пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого проживают граждане одного из государств — участников соглашения. При этом все расходы, связанные с осуществлением данного обеспечения, несет государство, его предоставляющее, и взаимные расчеты между государствами не производятся».
Г. Н. БАТАНОВ.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: