Новосибирск 2.1 °C

Пятьдесят пять лет стажа — это вам не шутка

13.09.2007 00:00:00
Пятьдесят пять лет стажа — это вам не шутка
Его трудовая биография начиналась, как у многих сверстников, пацанов военной поры, оставивших школьную парту и вставших к станку. Витя Мелехов пошел в ФЗУ, где его мама, Ульяна Михеевна, работала комендантом. В сорок втором пареньку едва исполнилось пятнадцать, когда он начал трудиться на комбинате № 179, будущем Сибсельмаше. А в сорок четвертом, когда пришло известие о гибели отца на фронте, семья вернулась на малую родину — в Болотное.



«Вы — здешний?» — спрашиваю почетного ветерана ЗСЖД, председателя совета ветеранов Болотнинской дистанции пути Виктора Михайловича Мелехова. А он с лукавой улыбкой отвечает: «Родился в селе Болотное, жил на станции, а теперь вот в городе с тем же названием...» Хорошее чувство юмора, а еще весьма бодрый вид для человека, который через какие-то два месяца справит восьмидесятилетний юбилей — вот что прежде всего бросается в глаза собеседнику. А секрет прост — здоровый образ жизни плюс незлобивый характер. Беседа у нас была долгая, всю жизнь, считай, если не по денечкам, то по годочкам, точно, перебрали, и трудности вспомнили, и печальные страницы, но с уст моего собеседника почти не сходила мягкая мудрая полуулыбка, и глаза не теряли своего лучистого блеска.

Он пришел на железную дорогу сразу же по возвращении в Болотное, в сорок четвертом. Можно сказать, продолжил семейное дело. Отец Виктора Михайловича, Михаил Сысоевич Мелехов, до войны долгие годы трудился на железной дороге заместителем начальника угольного склада. А сына направили в кузницу. Сначала подсобным рабочим, но уже недельки через две сделали молотобойцем.

— Тяжело приходилось?

— Очень тяжело, — откровенно отвечает Виктор Михайлович, — оборудование старое, молот паровой — 250 килограммов. На нем в основном и работали. Прокладки, накладки разные делали, противоугоны, клинья, костыли ремонтировали. Четыре смены, каждая по восемь часов работала. Иногда, правда, приходилось и по десять, и по двенадцать часов отстоять. С дисциплиной очень строго в военные годы было. А работа такая, что до обеда два раза рубаху выжмешь и после обеда тоже. Все солью пропитано. Рубахи хватало месяца на полтора, не больше. Нам же из спецуры только рукавички давали. Да еще работавшим в кузнице и сварщикам один раз в день полагалось горячее питание. На том и держались.

Ясно, что война, не до шуточек, не до развлечений, но ведь молодость сильнее любых тягот и любых запретов. «Неужто не находили отдушину?» — спрашиваю Мелехова. А он смеется: «Конечно, отдушина была! Вот тут, недалеко от вокзала, располагался КОР — наш клуб Октябрьской революции. Теперь там магазин. Нашим культурным досугом могло быть кино или концерт, правда, не часто. А самое любимое и доступное развлечение — коньки. Прямо у клуба заливали площадку, и получался отличный каток».

Как мне удалось выяснить чуть позже, мой собеседник и сегодня не прочь подышать свежим воздухом, рассекая по льду на коньках или мчась лесной тропкой на лыжах. Вот зима придет и ничто не удержит его дома в погожий выходной денек, в будние-то он ветеранскими заботами и делами занят. А сейчас по грибы ходит. Недавно, говорит, по своим местам, правда, за кем-то более шустрым пробежался, но и то полтора ведра опят домой принес. Он всегда был активным участником различных соревнований среди железнодорожников, и на «Командирской лыжне», которую в свое время организовал бывший первый секретарь Болотнинского РК партии Николай Демьянович Бурдыко, неоднократно призы брал.

В 1947 году Виктор Мелехов сам попросился в армию. Боевой дух закалять довелось в Германии, в погранвойсках, относившихся к Министерству госбезопасности. Привыкший все, за что берется, делать качественно, заместитель командира отделения Виктор Мелехов и в боевой, и в политической, и в строевой подготовке числился среди передовых. А из снайперской винтовки сорок очков из сорока умудрился выбить и тем самым заслужить долгожданный отпуск домой.

Демобилизовался он в июне пятьдесят первого и вернулся в кузницу, где работали коллеги, настоящие мастера своего дела (многих из которых, к сожалению, уже нет в живых), кузнецы Порфирий и Фрол Козловы, слесарь Сергей Чеканов жив и поныне, находится на заслуженном отдыхе. В те годы, да и в последующие, на дороге не хватало квалифицированных кадров. Часто готовили по-быстрому — теорию месяц-другой поучил, практики набрался маленько — давай работай! Самому Мелехову в свое время, когда он только с месяц поработал молотобойцем, начальник механических мастерских Лукьян Герасимович Марагин сказал: «Принимай кузницу и работай!» И работал. Набирался бесценного опыта.

А в пятьдесят третьем году Виктора Мелехова направили учиться в техническую школу на станции Северянин, под Москвой. Через год свежеиспеченный механик машин тяжелого типа окончил техшколу с отличием и вернулся в родной коллектив.

— Виктор Михайлович, а если честно, о какой работе на железной дороге вы мечтали? — спрашиваю его.

Задумался. Словно попытался в глубь себя заглянуть. А потом грустно так говорит: «Время было особое. Тогда не то что некогда мечтать было... А просто трудно мечтать. Надо было выживать, находить свое место в жизни. И если нашел дело, которое тебе по душе, в котором у тебя что-то получается, значит, выбор сделал верный».

Вроде просто сказано, без эмоций, без особой лирики, а получилось искреннее признание в любви к тому делу, которому служил всю жизнь.

Первое время Виктор, впрочем, теперь уже Виктор Михайлович, трудился механиком снегоуброчных машин. Сейчас мощные машины СМ-2, а тогда, по его воспоминаниям, была слабенькая снегоуборочная техника. Сейчас дизель огромный и транспортеры металлические, а раньше... Транспортер — деревянные дощечки, все проваливается, то и дело ремонтировать надо. А зимы порой выдавались лютые. Как-то, на памяти Мелехова, в один год метель сменялась новой метелью и на снегоуборочных машинах работали даже в апреле и мае. То подтает, то снова буран — того и гляди заметет.

С полгода наш герой поработал сменным мастером, набрался управленческого опыта, людей лучше узнал, и в 1955 году был назначен начальником механических мастерских. Главная, основная, знаковая... Хоть как назови эту должность, все будет верно. Тридцать три года бессменно Мелехов руководил работой механических мастерских, создавая коллектив, укрепляя материальную базу, решая социальные вопросы, добиваясь высоких показателей в труде.

В его трудовой книжке сто сорок девять благодарностей, записей о премиях и прочих приятных «мелочей». А завоеванные знаки победителя соцсоревнования он и не считает — много. Коллектив был хороший. Трудились всегда с огоньком, с выдумкой, как принято говорить, творчески подходили к делу. Скажем, четырехгранный болт в каком-нибудь механизме заменили на шестигранный, вроде мелочь, а экономический эффект дает и производительность труда растет. И таких «мелочей» было сотни.

На мои настойчивые просьбы рассказать о своих рацпредложениях Мелехов только отмахивается: подумаешь, обычное дело. Наш народ талантлив, как говорят, на выдумку хитер. В коллективе всегда найдется умелец, у которого в запасе свежая идейка имеется. А хороший начальник, он ведь не только собственные идеи выдвигает, но и умеет чужую оценить и помочь ее реализовать. Виктор Михайлович с глубоким уважением вспоминает Михаила Федоровича Беспрозванных, слесаря, который не только немало рацпредложений внес, но и всегда был наставником молодых, их учителем в профессии.

Мы прошли от конторы дистанции пути по симпатичной улочке, вытянувшейся вдоль железнодорожного полотна до механических мастерских. По пути Виктор Михайлович вспоминал, как делали современный кузнечный цех, котельную, благоустраивали территорию и помещения, в пятидесятых активно строили жилье для работников. «Тогда же красный уголок построили, — рассказывает он, — а сейчас вы, наверное, видели, там ремонт идет. Скоро в это помещение переселится наш районный историко-краеведческий музей».

Мой собеседник говорит это душевно, без капельки горечи или сожаления, и я понимаю, что в его душе равно значимы и любимая железная дорога, и малая родина. Пришли другие времена, сегодня меньше внимания уделяется идеологической составляющей, сегодня труднее чувствовать себя созидателем, но важно сделать так, чтобы все, что создавалось годами, не пропало, продолжало служить людям. Пусть и в новом качестве. Музей, в который будут ходить ветераны и находить там строки и фотографии, свидетельствующие об их боевой и трудовой славе, куда учителя приведут их внуков и правнуков — это же замечательно.

Так за разговорами и размышлениями вслух мы и дошли до механических мастерских. Уютная благоустроенная территория. Как всегда, на железной дороге идеальный порядок. Вдоль главного здания — пышный строй роскошных высоченных елей, которые Мелехов с коллегами сажали где-то в начале шестидесятых.

Сейчас все выглядит немного иначе, чем в его время. В ходе реформирования ОАО «РЖД» какие-то структуры исчезали, какие-то сливались, укрупнялись, объединяли мощности, перестраивали помещения — нормальный процесс развития. Но главное помещение мастерских осталось там же и таким же, каким Мелехов передал его в 1988 году Анатолию Александровичу Белюстину. Сам начальник механических мастерских был в отпуске, так что мы пообщались с мастером Евгением Владимировичем Пунком, который в интервью нашей газете сказал:

— Я пришел сюда работать токарем в 1967 году. Виктор Михайлович в то время был начальником мастерских. Уже через четыре месяца меня поставили мастером, так и работаю по сей день, сорок лет уже. А о Викторе Михайловиче воспоминания самые хорошие. Он был требовательный, как и положено начальнику, деловой, знающий. Спрашивать умел и доверять умел.

Я поинтересовалась, много ли здесь таких «долгожителей», которые на одном предприятии отработали по четыре-пять десятков лет, как Мелехов и Пунк, и оказалось, что немало. В их числе Василий Павлович Стрельчук, Анатолий Дмитриевич Белов, на счету которого тоже уже лет двадцать пять стажа, Сергей Михайлович Баев, главный механик дистанции, да и сам начальник мастерских Анатолий Александрович Белюстин тоже из «аксакалов».

Участок, за который довелось отвечать Мелехову, не мал. Жеребцово, Ояш, Чебула — все в его ведении. В подчинении большой коллектив, от восьмидесяти пяти до ста человек: слесари, механики, шоферы, водители дрезин и их помощники, электросварщики, кузнецы, молотобойцы... Теперь все несколько иначе. Пришла на смену старой современная техника и требования к работникам изменились. «В наше время многое вручную делалось, — рассказывает Виктор Михайлович. — А теперь нет. И работник теперь должен быть универсалом. Он и слесарь, он и машинист, он и токарь. Нелегко это, сам вижу».

— Что на ваш взгляд главное в работе начальника? — спрашиваю.

— К каждому человеку найти подход. Все надо изучить и знать. И человека каждого знать. Найти минуту, чтобы поговорить с человеком. С одним строгость не нужна, а другому постоянный контроль чувствовать надо. Если человек понимающий, зачем я буду ему лишний раз напоминать или голос повышать?! Лучше убедительно попросить, и он все поймет и сделает. А иного и ругать бесполезно.

А вот увольнять он не любил. Нет, если тунеядец попался, тут никаких проблем, а вот если из-за чьей-то ошибки «влетело» хорошему человеку, тут уж Мелехов бился за работника, отстаивая его перед начальством как мог. В работе всякое бывает. Он и сам порой получал строгача не за собственные просчеты. Была, к примеру, такая история.

Стояла в четном парке новая, только что полученная дрезина 06. Водители на них только-только практику прошли. Опыта еще никакого, но дела-то не ждут, вот и стали работать. На дрезине находились мастер, два бригадира, несколько рабочих и дрезинщики. Стоят, ждут, когда откроют сигнал выехать. Сигнал открыли, они двинулись и... завалили светофор и опору помяли. Почему? Самопроизвольно сработала автоматика — и стрела развернулась. Никто даже не успел среагировать.

— Вызвали нас на оперативное совещание в отделение дороги. Тогда был Владимир Филиппович Зайко начальником отделения, — рассказывает Виктор Михайлович. — Все высказались. Объявляют: меня решено снять с должности. Вышли. Через некоторое время зовут: не снимают, а дают строгий выговор за то, что не обучил работников как следует. А как я мог обучить, если эта дрезина только-только первая пришла?! Ни времени, ни возможности обучить не было. И все это прекрасно понимают!

Так, по сути, из-за заводского брака вышла целая история. А что было дальше? Да ничего. Отремонтировали и работали дальше. Но заноза в памяти осталась.

Кстати, на то памятное совещание Мелехова вызывали вместе с тогдашним начальником Болотнинской дистанции пути Григорием Петровичем Дорогим. Они отработали рядом лет двадцать, и связывали их не только хорошие деловые, но и прекрасные человеческие отношения. В какой-то степени Дорогой был для Мелехова примером талантливого руководителя.

— Правда, горяч был, — говорит с улыбкой Виктор Михайлович. — Вспылить мог, но быстро отходил. Главное — очень толковый. Все вопросы с ним можно было решить. Простой в общении, отзывчивый. В любое время, днем или ночью, можно было его поднять, вникнет тут же и не рассердится. А если и «пылили» мы с ним, то по делу. Он нажимает на меня, а я на него, так друг на друга и прем...

Он рассказывает о работе так, как будто это все происходило только вчера. А ведь со дня его выхода на пенсию пролетело без малого двадцать лет. Из которых он ни дня не сидел на заслуженном отдыхе.

Поначалу просто попросили: «Подмени диспетчера! Их из четырех всего двое осталось: один в отпуске, а другой приболел». Подменил. Да не раз и не два, а... девять лет кряду.

— Работа диспетчера ответственна и сложна. Он должен в каждом околотке знать всех: дорожного мастера, бригадира, даже старшего рабочего и дефектоскописта — всех должен знать. Четко ориентироваться, на каком километре тележки работают, что делают. Словом, он должен быть, как зеркало. Всю картину иметь. А я дистанцию прекрасно знаю, и люди мне по работе знакомы, так что труда не составило. Да и силы еще были. У нас тогда только селектор имелся, и справлялись прекрасно, а теперь компьютеры… Может, я не прав и придерживаюсь старинки, но мне кажется, что селектор надежнее этих умных машин, которые порой выдают ошибки, — говорит Виктор Михайлович.

Последние три года наш герой — председатель совета ветеранов Болотнинской дистанции пути. Под его «опекой» 272 человека. «Вот моя «хирургия», — говорит Виктор Михайлович, показывая мне толстенную книгу со списками, справками, записями, таблицами и прочей документацией. — Болотное — сто двадцать четыре ветерана, Кубово — два человека, Чахлово — десять, Чебула — двадцать восемь и так далее, — рассказывает он. — А есть пункты, где по одному ветерану осталось. Порос — два человека, Смоленск — один, Кармановка, Егоровка, Ташара, Барлак — все по одному».

Нелегко председателю совета ветеранов всех охватить своим вниманием и заботой. Тем более что его помощники — сплошь жители Болотного. Вот, говорит, скоро выборы, постараемся сделать так, чтобы представители совета ветеранов были на крупных станциях, где проживает много наших пенсионеров. Ближе к людям — значит лучше знаешь их заботы и проблемы, и помочь скорее сможешь.

Он сам на месте не сидит. Не так давно был на тридцать седьмом километре, где люди живут в старых-престарых казармах. Проживает там и Надежда Михайловна Иванова, которой требовалась помощь. «Пришлось обращаться к заместителю начальника дистанции по быту и кадрам, — рассказывает Мелехов. — Вместе с ним мы поехали туда. Посмотрели. Действительно, веранда отошла, рамы все перекошенные. Надо помочь, решили. Шпалы привезли, шифер тоже, а рабочих нет, чтобы сделать ремонт. Надо нанимать. Она наняла работников, которые запросили десять тысяч. Я тогда обратился за помощью к Ивану Алексеевичу Гончарову, председателю совета ветеранов Новосибирского отделения дороги. Он разрешил выделить три тысячи. Плюс по ее заявлению на имя начальника отделения тоже дали три тысячи, ну а уж остальные Надежда Михайловна сама добавила. Так проблему удалось решить».

У кого-то печка пришла в негодность, кому-то ураганный ветер, сломав ветку тополя, повредил крышу дома, кто-то на лекарства сильно потратился — все идут за помощью в совет ветеранов. И каждому там чем могут — помогут. Виктор Михайлович считает, что ни в коем случае нельзя обидеть пожилого человека отказом. Надо выслушать, вникнуть и постараться помочь. И делом, и участливым словом.

Сам Мелехов в свои 79 с гаком уже подумывает о том, чтобы оставить заботы и наконец отдохнуть, да пока смены нет. Так что трудится, как привык, в полную силу. А для души — лес, бильярд, общение с внуками, их у него трое. А награда за все труды не только общественное признание (Виктор Михайлович — почетный ветеран Западно-Сибирской железной дороги, ветеран труда, труженик тыла), но и доброе отношение людей.

Когда мы с Виктором Михайловичем Мелеховым уходили из механических мастерских, встретили главного механика дистанции пути Сергея Михайловича Баева, который сказал о Мелехове:

— Мы все — ученики его, можно сказать. Когда я, молодой специалист, пришел сюда работать, он был уже начальником мастерских. Всегда у него порядок и в дисциплине, и в работе. Он сам из слесарей, из кузнецов вышел, дело знал досконально, потому был грамотным руководителем, и с ним легко было найти общий язык по любой проблеме. И здоровый образ жизни ведет поныне. На лыжах бегает, за грибами ходит, все время в движении. Словом, с таких, как Мелехов, пример берем!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: