Новосибирск 4.9 °C

Это наша с тобой биография от 07.08.2007

07.08.2007 00:00:00
Это наша с тобой биография от 07.08.2007
К 50-летию Новосибирской студии телевидения В 1952 году газета «Советская Сибирь» рассказала о сооружении любительского телецентра членами областного клуба ДОСААФ. А всего лишь пять лет спустя, 7 августа 1957 года, в эфире первой программы первые слова приветствия произнесла диктор Лилия Трофимовна Луцко. В тот день вместе с ней работали редактор Б.Ф. Иванников, ассистент режиссера Н. К. Видякина, звукорежиссер А. А. Чукавин, телеоператор М. М. Мазур, видеоинженер В. Г. Распутин, техник М. И. Чубукина и первый руководитель студии Г. И. Казарновский.



Свою работу Г. И. Казарновскому пришлось начинать на пустом месте. Он, можно без преувеличения сказать, создал коллектив, в котором впоследствии выросли такие мастера, как В. Н. Гнедков, В. М. Гранат, М. Л. Ларкин, А. И. Летинская, Л. Л. Сикорук, Е. В. Стригун, Г. А. Целищева и другие. Его блестящие организаторские способности во многом помогали быстрому развитию местного телевидения. В холле студии телевидения установлена мемориальная доска в память о Глебе Никодимовиче Шляке. Глеб Никодимович стал директором студии телевидения в 1959 году, два года спустя после ее открытия, и проработал 25 лет. Это был настоящий профессионал, он знал все тонкости телевизионного дела. Умело руководил студией и до последних дней жизни был с коллективом.

Осень 1957 года стала для всех работников телевидения временем большой напряженной творческой работы. Первая программа только что вступившего в строй телецентра длилась 2 часа 14 минут. А в ноябре 1957 года в эфире уже транслировалась 21 передача собственного производства. («Сибиряки гвардейцы», «Живой крокодил», начат цикл передач «У карты Сибири»). В это же время вышел в эфир первый образец собственного кинопроизводства — вниманию телезрителей была представлена 17-минутная передача о торжественном заседании в оперном театре, военном параде и демонстрации трудящихся в честь 40-й годовщины Октябрьской революции.

Я бы назвал этот период жизни студии периодом энтузиазма, надежд и неустанной работы и учебы. Учились все — и технические, и творческие работники. Учились не по учебникам, их тогда просто не существовало. Учились в процессе каждодневной работы, в которой все было впервые, все было в новинку: первые заставки, первые выступающие, первые концерты и спектакли, работа с телекамерой, телевизионный монтаж, первая киносъемка… Учились у кино, у театра, у радио, у своих коллег из городов дальних и ближних. Технические возможности только что открывшейся телестудии по сравнению с сегодняшними были просто мизерны. На первых порах дикторы выходили в эфир из правого отсека технической аппаратной с одной неподвижной телевизионной камеры. Если диктора надо было показать крупным планом, он должен был сам подойти к камере.

Первую и единственную кинокамеру «Конвас» арендовали у института «Кузбассгипрошахт», видеоряд состоял в основном из фотографий. На всю студию был один-единственный разбитый «Москвич», который, скрепя сердце, передало ей парниковое хозяйство города.

И тем не менее те, кто помнит первые передачи Новосибирской студии телевидения, с твердой убежденностью заявляют, что неинтересных передач в то время просто не было. Смотрели все — от марки студии и ее позывных до прощальных слов дикторов, которые в самое короткое время стали в городе так же популярны, как известные всей стране кинозвезды или знаменитые артисты «Красного факела». Объяснить подобную популярность телевидения сегодняшнему молодому телезрителю непросто. Ему, с пеленок привыкшему к голубому экрану, трудно представить, что значит первый раз в жизни увидеть у себя дома кино или услышать обращенные прямо к тебе слова человека, который еще недавно был тебе совершенно незнаком. И не просто услышать, а видеть его у себя дома каждый вечер с добрыми пожеланиями, с ворохом самых последних новостей, с интересными гостями.

Таким оно и было, телевидение тех первых лет — добрым, интересным гостем, каждое посещение которого радует, которого с нетерпением ждут, которому готовы прощать оговорки, опоздания и явные по всем творческим и техническим параметрам отставания от прежних любимцев — театра, кино, радио. Телевидение было чем-то другим. Чем именно — не знали пока ни его создатели, ни его потребители. Но те и другие свято верили в его будущее, хотя, каким оно может быть, представляли себе весьма смутно.

Интересное было время.

Еще в 1967 году, с приходом «Орбиты», в Новосибирске появилось цветное телевидение. Но это были передачи из Москвы. И только почти через десять лет, в 1976 году, 31 декабря, диктор Елена Батурина поздравила с Новым годом телезрителей Новосибирской области «в цвете».

Теперь, когда прошло столько лет, телевидение стало таким же обычным, как радио, телефон. И все-таки оно особенно притягательно — и разнообразием тем, и многообразием технических приемов. И главное — людьми!

Когда говоришь о такой большой временной дистанции, не обходится и без потерь.

Приведу только один пример подобной потери, которая до сих пор болит и кровоточит. Речь о главной редакции кинопроизводства нашей студии, о знаменитом «Новосибирсктелефильме» — одной из лучших студий страны, производящей телевизионные, художественные и документальные фильмы.

Аркадий Владимирович Зельманов — человек редкостного дарования, организатор, он много сил и энергии отдал строительству кинокомплекса, довел его, как говорится, до ума и радовался успехам дела, которому он отдал всего себя.

Имена режиссеров, операторов, авторов «Новосибирсктелефильма» не раз звучали среди имен главных призеров всесоюзных, всероссийских, зональных, международных фестивалей, смотров, конкурсов. Фильмы студии смотрели и до сих пор смотрят телезрители всего мира. Родилось и вошло в кинословарь понятие «Сибирская школа документального кино». Режиссер Юрий Андреевич Шиллер вошел в двадцатку лучших режиссеров-документалистов мира. Сегодня «Новосибирсктелефильм», как и десятки других фильмопроизводящих студий страны, перестал существовать. Государство прекратило субсидирование производства фильмов, а студия не в состоянии содержать дорогостоящее производство.

50-летие студии телевидения сегодня отмечают все, кто работал и работает. Это и мой праздник.

Я был назначен на должность приказом Гостелерадио СССР 15 декабря 1986 года. Время было сложное.

Слишком много проблем накопилось на предприятии к этому времени. Устаревшая материальная база, требовавшие капитального ремонта и реконструкции помещения, обновление производственно-технологического процесса, разброд и шатание в коллективе — все требовало оперативного вмешательства и немедленного разрешения. А над страной уже начинали задувать ветры надвигающейся перестройки, готовились к включению ее «прожектора». Предчувствие глобальных перемен будоражило общество, просачивалось в производственные и творческие коллективы, рождало волнующие надежды, вынуждало жарко и заинтересованно обсуждать их в курилках. Веяния эти не обошли и телевизионщиков. Поэтому некоторое несоответствие требованиям времени действующего руководства, не обозначившего перспектив и стратегии управляемого им предприятия, было очевидным. Ждали реформатора, который, придя, подобно Гераклу, расчистит телевизионные «конюшни» от хлама накопившихся проблем и поведет коллектив к сияющим высотам. «Конечно, он должен быть журналистом, — рассуждали одни. — Иначе как он сможет оценивать качество наших программ?». «Нет, — возражали другие, — он должен быть технарем. Иначе как мы обновим наши технологии? Пришел аппаратчик, не поразивший во время представления коллективу красноречием, не потрясший воображение собравшихся заманчивой концепцией. Да и в последующие дни на планерных совещаниях, где редакторы непринужденно оперировали специфической терминологией, не спешил высказаться, больше записывал, задавал осторожные вопросы.
И началась работа.

На территории возник огромный котлован, пришли строители, загудели грузовики, подвозящие кирпич и цемент, песок и бетонные блоки, трубы и металлоконструкции.

День за днем стало расти здание — административно-редакционный корпус, предусматривающий размещение в нем практически всех служб и редакций. И когда начался великий переезд в новые, пахнувшие краской и свежими обоями помещения, радость каждого была неизмерима. А затем начались обновление техники, реконструкция монтажных и съемочных павильонов. Наступала эра свободы слова, требовавшая иных подходов, иных информационных технологий, большой оперативности и... затрат. И этот период становится настоящим ренессансом коллектива.

Одна за другой появляются телевизионные программы, ставшие любимыми у горожан: «Взгляд из провинции», «Проселки», «Лад», «Признание», «Акцент», «Молчаливое большинство», где острейшие проблемы становились болью его создателей.

Мы всегда следили за людьми, которым нужна была обратная связь. Именно к телевидению они обращались за советом и спасением. Многим памятна передача «Зеркало» с ее бессменной ведущей К. Карамновой.

Начало 90-х. На нашем экране первая информационная экономическая передача для делового мира. Помните, она начиналась словами: «Добрый вечер. В эфире ваша любимая программа «Бизнес-новости». И это было так. Ведущая и автор А. Журавлева неоднократно называлась лучшей ведущей и журналисткой года (по опросу зрителей и журналистов). «Ток-шоу «Признание»» — галерея людей, которые создали славу нашему городу и области. Конечно, сюда приглашались и знаменитые гости. Программы «Вояж», «Как дела?» и многие другие.

Наша студия выходит с серией «Телемостов»: «Новосибирск — Омск — Барнаул — Кемерово»; «Новосибирск — Торунь»; «Новосибирск — Саппоро». А как не вспомнить информационную программу «Панорама».

Самые острые сюжеты на актуальные темы выходят здесь. И это уже не просто констатация факта, но и обязательный комментарий.

Тогда, чувствуя время, молодежное вещание работало очень интересно и смело, что сразу заметили телезрители. Появились программы, которые требовали участия в них не только молодежной аудитории, но и тех, кто себя такими ощущал.

Фестивальная орбита, вузовское движение нашего города.

Уже на экране возрождался никогда не умиравший в Новосибирске КВН.

Наша работа — дело большого коллектива. И без талантливых авторов, режиссеров, операторов, технических работников, связистов, объединенных любовью к телевидению, успеха никогда не добиться. Ким Долгин, Станислава Касаткина, Валерий Котельников, Андрей Лаврушенко, Владимир Марсаков, Валериан Фролов, Наталья Полякова, Александр Моисеев, Василий Смотров, Валентина Сибирякова, Иван Нечай, Любовь Замараева, Юрий Ефимцев, Александр Горюнов, Нонна Бокарева, Светлана Тернер, Людмила Яровенко, Валерий Халин, Борис Шарин, Эдуард Булдаков, Юрий Кнестяпин, Михаил Яцков, Лидия Герасимова, Нина Соловьева, Саида Теркулова, Евгений Мартышев и другие. Это далеко не полный список тех, кого хотелось бы назвать.

Моя задача не назвать все по списку, список будет огромным. И простите, коллеги, если в этой статье кого-то не упомянул. Я просто хотел вместе со зрителями, а в данном случае читателями, вспомнить это время и стать лет на 15 — 20 моложе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: