Новосибирск 7.7 °C

В школе должно пахнуть домашними пирогами…

05.05.2007 00:00:00



Начинающие актеры со знанием дела рассуждали об отрицательном обаянии и ярких чертах характера различных сказочных злодеев и делились личным опытом участия в театральных постановках. Девчонки и мальчишки были раскованны, остроумны и совершенно открыты. Тогда в моем блокноте появилась первая запись: «Дети привыкли к гостям и ничуть не смущаются». И еще: «Выражать собственную точку зрения и защищать ее, похоже, их учат с первых школьных лет».

На традиционном празднике лицея «Мы все талантливы» в «Глобусе» первоклассник Мирдан Харрамов скажет: «Спасибо нашему директору Татьяне Васильевне за то, что она подобрала хороших учителей. Они общаются с нами, как со взрослыми». А его мама добавит: «Мы благодарны всем педагогам за их терпение и удивительное умение сделать учебный процесс захватывающе познавательным и при этом доступным для всех. А главное то, что нашим детям в школе интересно. Они бегут в класс с удовольствием и не хотят уходить из школьных стен». Говорилось это без патетики, просто и искренне. А мне подумалось: если малыш, не проучившийся еще и год, почувствовал себя в лицее уважаемым человеком, это дорогого стоит.

— Сегодня много говорят о качестве образовательного процесса. А что это такое? Что оно включает? — задает вопрос Татьяна Васильевна Ведяева и сама на него отвечает: — Для меня качество — это школа, где всем хорошо. Спросите ребят: «Какая ваша школа? Как вы себя в ней чувствуете?» И если девяносто процентов детей скажут: «Здорово! Мы любим свою школу!», значит, мы занимаемся своим делом и делаем это неплохо. Качество образования никогда не измерится количеством победителей олимпиад, золотых медалистов… Это ерунда. Главное — атмосфера в школе и любовь. И если ребятишки горой друг за друга и помогают тем, кто слабее, — это качество нашей работы.

Поделись своей идеей
В 2006 году лицей стал одним из победителей приоритетного национального проекта «Образование». Коллектив продолжил реализовывать свои инновационные проекты, а спустя год директор и педагоги решили поделиться своим интеллектуальным богатством с коллегами из других школ города и области.

Татьяна Васильевна уверена, что каждая школа, получившая от государства миллион рублей, должна отчитаться перед общественностью и доказать результатами своей работы, что победа в конкурсе была не случайной. В рамках задуманной общественно-педагогической акции состоялось более десятка семинаров по различной тематике с участием директоров и преподавателей- предметников из разных уголков нашего региона. Информация о презентациях творческих мастерских педагогов лицея была размещена на сайте лицея, и на участие поступило более ста двадцати (!) заявок. Также проходили многочисленные открытые уроки для родителей, партнеров и друзей лицея, для всех, кто проявляет живой интерес к тому, чем живет, чем дышит современная школа. Особыми гостями в этом ряду стали более четырехсот ребятишек с ограниченными возможностями, по-настоящему подружившихся с лицеистами, но об этом сотрудничестве мы расскажем отдельно.

Двадцать второй лицей — это четыре областные экспериментальные площадки, так что особый интерес к его работе как со стороны профессионалов, так и со стороны общественности вполне понятен. Участников семинаров и конференций очень удивляло, что, принимая такое количество гостей, школа не отменяет уроки и продолжает работать в обычном режиме. А теперь, как рассказывают педагоги, к ним постоянно приходят заявки на проведение новых семинаров. Коллеги спешат воспользоваться предоставившейся возможностью лично пообщаться с теми, кто не только имеет хорошую теоретическую подготовку, но и успешно использует на практике новаторские педагогические методики и идеи.

— Если вот таких отчетов перед общественностью не будет, то, наверное, идея национального проекта не сработает, — говорит Татьяна Васильевна. — В национальном проекте не самоцель получить миллион, главное — сделать школу открытой. Та школа, которая сегодня не занимается инновационной деятельностью, неинтересна. И не секрет, что не достичь бы нам успеха, если бы не было прекрасных учителей, талантливых детей, заботливых родителей, руководителей структур образования, от которых мы всегда получаем только поддержку. Признаюсь, когда мы в прошлом году узнали, что стали победителями нацпроекта, решили еще раз показать, что мы — открытая школа и готовы делиться всеми своими наработками. Мы хотим подтвердить свое имя и доказать Новосибирску, что мы действительно «Надежда Сибири».

Не так давно лицей принимал гостей из Москвы. Столичная комиссия убедилась, что победа лицея в приоритетном нацпроекте была заслуженной. А две недели назад школу посетили авторы учебников по программе «Перспективная начальная школа» и тоже остались весьма довольны увиденным. «То, что мы увидели в ходе семинара, в полной мере соответствует нашим замыслам», — сказали они, оценивая работу педагогов. Апробация этой программы в лицее идет уже четыре года, но вплотную, масштабно она стала внедряться только с этого года. Елена Николаевна Лифер получила в Москве второе высшее образование, причем именно по перспективной начальной школе. Сегодня она — единственный специалист по Западной Сибири, так что нет ничего удивительного в том, что ее наработки вызывают большой интерес у коллег.

Заместитель директора лицея по начальной школе Марина Александровна Гонтарева рассказала, что школа использует и другие современные программы и авторские методики. И все же не это главное. Как и директор, завуч считает, что важнее всего создать в школе максимальный психологический комфорт и уют для ребенка. «Когда он будет с желанием идти в школу, все остальное приложится, — говорит Марина Александровна. — Конечно, многое зависит от профессионализма учителя. Коллектив в лицее молодой, современный. Все педагоги начального звена имеют высшую квалификационную категорию и возраст оптимальный — от тридцати пяти до сорока лет. Очень важно, что у всех наших учителей есть желание постоянно расти профессионально. Благодаря участию попечительского совета педагоги могут посещать все интересующие их курсы, семинары. И те открытые мероприятия, что мы сами проводим в лицее, не для галочки, это сама жизнь. Важно ощущать, что сегодня есть запрос от государства, от общества. И мы очень рады, что соответствуем всем требованиям, которые предъявляют родители. Надо заметить, требования эти все выше. Родители все более грамотные, они разбираются в программах, вникают в суть учебного процесса, который становится нашим совместным творчеством».

Путь к себе
Программа, с которой лицей №22 победил в конкурсе нацпроекта, называлась «Путь к здоровью — путь к себе». Татьяна Васильевна Ведяева убеждена, что дорожить своим здоровьем человек может научиться только через осознание его ценности. И еще большой вопрос, что важнее — физическое здоровье или нравственное, и отделимы ли они друг от друга?!

По инициативе директора лицей завязал дружеские контакты с интернатом для слабослышащих детей, с центрами реабилитации, где занимаются и поправляют здоровье малыши с тяжелыми недугами, с приютами и детскими домами. Школьники постарше, занимающиеся в медицинском классе, не только приобретают теоретические знания, как младший медицинский персонал, но и реально работают в госпиталях, ухаживая за пожилыми людьми.

— Первое время не все родители понимали, зачем это делается. Я объясняла, что это важнее для наших детей, чем для тех, о ком они заботятся. Надо, чтобы дети понимали, что мир разный. Что не каждый человек обладает полноценным здоровьем и теми возможностями, которые есть у нас с вами. Но все мы живем в одном обществе и зависимы друг от друга. Дети, пройдя эту социальную практику, никогда не оставят своих родителей в старости, потому что своими глазами видели, что такое одиночество и немощность, — говорит Татьяна Васильевна Ведяева.

Я познакомилась с тремя девчонками-шестиклассницами, которые с энтузиазмом рассказами мне о своем сотрудничестве со старыми да малыми. Из их рассказа я могла заключить, что главная награда за чуткость душевную — это счастье обоюдного творчества: помочь малышу, не умеющему координировать движения непослушных пальчиков, выполнить несложную поделку, которая «поселится» в его доме и еще долго будет дарить не только радость первого успеха, но и сердечное тепло чужого, но такого близкого человека.

— Они такие же, как маленькие дети, только чуть постарше и повыше. Кто-то совсем не умеет ходить, а у кого-то это получается, но с трудом. Часто они не могут выразить свои мысли. Мы с ними играем и учимся понимать друг друга. В центре «Олеся» некоторые ребятишки уже приняли нас, как своих, и очень радуются, когда мы приходим, — рассказывают Алина Жданова, Надя Драган и Ксюша Уварова. На вопрос о том, надо ли к детям с ограниченными возможностями относиться с жалостью или все же общество должно принимать их как равных, девчонки, подумав минуту, ответили: — Только как равных. Иначе им будет обидно. А если все люди будут воспринимать их нормально, они станут увереннее в себе и большего добьются в жизни.

По инициативе своего классного руководителя Тамары Курбановны Сотниковой шестой «А», переняв эстафету от своих предшественников, стал заботиться о Тамаре Дмитриевне Шамшуриной. Выпускница школы 1937 года, мама человека, прославившего город (его именем названа улица), Тамара Дмитриевна в свои восемьдесят семь лет очень любит общаться с молодым поколением и с неохотой отпускает от себя гостей, дарящих ей заряд жизненных сил и радость нового дня. Она дотошно расспрашивает о делах в школе, о маленьких детских секретах, делится своими историями. Шестиклассники не по возрасту мудро рассуждают о том, что главная проблема пожилого человека заключается не в ночной бессоннице, не в упадке сил или болях в суставах, а в дефиците простого человеческого общения.

Шесть лет назад, когда Татьяна Васильевна Ведяева возглавила школу, она предложила идею благотворительной акции «Маленькое солнышко — большому другу». Оранжевое «солнышко» стало символом тепла, сочувствия, понимания. Потом появились новые социальные проекты, со временем переросшие в традиционные рождественскую и пасхальную акции милосердия. Но вскоре и этого оказалось мало…

— Дети решили, что эти две традиционные акции не удовлетворяют их потребность заботиться о ком-то, чувствовать себя ответственными, нужными… И тогда год назад была создана школьная благотворительная организация, получившая имя «Доброе сердце», — говорит Людмила Владимировна Якубова.

Деятельность «Доброго сердца» многогранна, она включает и работу в центрах реабилитации детей-инвалидов, и заботу о ветеранах, и праздничные концерты для друзей лицея. «Акварелька и карамелька» — так называется проект, в ходе которого девчонки и мальчишки дарят своим сверстникам, воспитывающимся в сиротских учреждениях, принадлежности для рисования и сладкие гостинцы. А сбор подгузников для малышей назывался «Чистое тельце». «Ребята сами увидели, что воспитатели не успевают переодевать малышей, просто не хватает рук. А посочувствовав, как некомфортно маленькому человечку, которому так неуютно пусть даже несколько минут находиться в мокрых штанишках, решили помочь», — рассказывает Людмила Якубова.

Эта отзывчивость детских сердец порождает «цепную реакцию», и в дело благотворительности втягиваются (а потом уже и не могут без этого) мамы и папы, бабушки и дедушки. Так что, помимо воспитания человечности, эта часть школьной работы дает и другой эффект — через добрые дела сплачивает семью. И в данном случае под семьей можно понимать и обычную семью — «ячейку общества», и коллектив класса, и все население лицея.

Социальная практика прочно вошла в школьную жизнь. А еще в лицее с 1990 года действует медицинский класс, который был создан при содействии кафедр общей биоорганической химии, анатомии и физиологии НГМА. Дети, обучающиеся в нем, не только приобретают необходимые теоретические знания, но и работают в госпитале в качестве младшего медицинского персонала, ухаживают за пациентами. Воспитанникам медицинского класса доверяют несложные манипуляции. И пожилые люди, ветераны очень ценят заботу ребят и всегда рады им. Неудивительно, что среди выпускников лицея немало тех, кто остался в медицине: получил высшее образование и теперь работает врачом. Это Павел Ивакин, Андрей Миронов, Надежда Костина, Яков Новоселов и многие другие. А руководит работой медицинского класса заслуженный учитель РФ, победитель нацпроекта, заведующая кафедрой естественных наук Елена Кимовна Зарецкая.

Хор еще. Мне петь охота!
«Сама отметка сегодня — не показатель ума или того, хороший ученик или плохой», — говорит директор и, пока ты мучаешься вопросом: «Как, разве оценки не важны, но ведь основная задача школы — давать знания?!», поясняет, что на ее взгляд, главное — создать условия, чтобы ребенок раскрылся и сумел в чем-то себя реализовать. Трудно себе представить, но один, не самый успешный в учебе, класс пользуется в лицее большой любовью за... прекрасные способности к пению. О нем за глаза говорят: «Наш хор Турецкого».

А если серьезно, сегодня у ребенка в школе масса возможностей реализовать себя не в одном, так в другом виде деятельности. В числе дополнительных образовательных услуг великолепный театр под руководством Татьяны Владимировны Завозиной, живопись, керамика, шахматы, различные спортивные секции, свой издательский центр, анимационные студии «Сотики» и «Горница», три года подряд завоевывающие призовые места на фестивале «Жар-птица» (студия «Горница» под руководством Светланы Георгиевны Гора также дипломант проекта ООН «Детям до 16 разрешается» и конкурса социальной рекламы «Юниор»), замечательные вокальные и танцевальные коллективы и много чего еще. Так что даже самый разносторонне одаренный ребенок, которому хочется блистать на театральных подмостках, ставить спортивные рекорды и при этом шить бисером, обязательно найдет дело по душе, а может, и все три дела. Дети пробуют себя в разных направлениях, кто-то осваивает азы будущей профессии, а кому-то, по словам педагогов, просто становится более комфортно в этом мире.

Большое внимание лицей уделяет интеллектуальным играм, за которые здесь отвечают Юлия Борисовна Шабалина и Нина Анатольевна Сазонова. Уже в начальной школе работают факультативы (например, по экологии, по риторике) и ведется проектная деятельность. На олимпиадных курсах, предполагающих более глубокое изучение и освоение предметов, с детьми работают как учителя начальной школы, так и предметники, и это содружество дает хорошие результаты.

— Залог здоровья ребенка в его радости, в его успехе, — говорит руководитель психологической службы Анна Дмитриевна Шмакова, обладательница титула «Лучший психолог города 2006 года. — Когда ребенок с радостью идет в школу — это главное, тогда он и знания, и умения, и навыки получит, и все, что ему нужно для развития. А если этого ощущения радости и комфорта нет, тогда получается дефект в работе. И в нашей, и в учительской. Дети должны идти в школу с блеском в глазах, с надеждой, что в чем-то они обязательно будут успешны.

Познакомившись с учениками начального звена и посмотрев замечательный концерт на празднике лицея в театре «Глобус», могу с уверенностью сказать, что большинство детей не только надеются, но и уверены в своем таланте и успехе. И даже самые взрослые из лицеистов, как, например, президент самоуправления Юрий Прошенков, откровенно признаются, что с неохотой уходят из школы домой.

— Безусловно, получение знаний стоит на первом месте, но и участие в общественной жизни не менее значимо. Этот опыт очень пригодится в будущей жизни, — говорит Юрий. Одним из слагаемых его победы на демократических внутришкольных выборах стал тезис о большей самостоятельности в организации культурных и прочих мероприятий. Так что ученики сами выдвигают идеи и сами их воплощают в жизнь. Не без поддержки, конечно. К примеру, организовать собственное телевидение и приобрести многоярусный мультстанок самим не по силам. А одна из структур, которая может оказать самую действенную помощь ребятам в любых проектах, это попечительский совет во главе с Леонидом Исааковичем Осадчим.

— Попечительский совет играет большую роль в жизни школы. Основные его задачи — участие в реализации образовательных программ, развитие материально-технической и творческой базы. Собрать средства — не самоцель. Главное — более широкая возможность контакта родительской общественности с администрацией. К нашему счастью, родители у нас очень активны. Они живо откликаются на все начинания и сами нередко предлагают свои идеи, — говорит Леонид Осадчий.

Лицей дорожит давними дружескими отношениями со своей шефской организацией — акционерным обществом «Сибмост» во главе с генеральным директором Альбертом Александровичем Кошкиным. В переломные девяностые годы многие из старых шефов от школы отказались, а «Сибмост», понимая, что бюджетной организации без поддержки не прожить, во всяком случае не работать «на все сто», остался верен давним партнерским отношениям.

Ученик как национальное достояние
Леонид Бобров, профессор, доктор технических наук, проректор по международным связям Новосибирского университета экономики и управления, выступая на торжественном вечере, посвященном юбилею лицея, попросил подняться на сцену ребят, ставших лауреатами знака отличия «Национальное достояние России». И зал аплодировал Татьяне Сырчиной, Ирине Данадысевой и Владимиру Лисицкому, который также удостоился звания «Лицеист года». Затем на сцену поднялись участники Всероссийской научно-практической конференции, победители различных олимпиад и конкурсов... Десятки талантливых девчонок и мальчишек, гордость лицея. Приветствуя интеллектуальную и творческую элиту и подводя итоги работы, Леонид Куприянович сказал:

— Качественно новый результат, который получен за прошедший год, это включение двадцать второго лицея «Надежда Сибири» в сферу международного образования. Это произошло благодаря инициативе Татьяны Васильевны Ведяевой, Татьяны Исаковны Кудари и Светланы Георгиевны Гора. Я рад сегодня отметить, что ученики двадцать второго лицея могут успешно выступать на международной арене, это подтвердили результаты, которые мы получили, выполняя международные тесты.

Безусловно, огромная заслуга в успехах ребят принадлежит их педагогам, администрации лицея в лице Т. Г. Богруновой, С. Н. Николаевой, В. Н. Гук, Т. И. Кудари, Л. В. Якубовой, М. А. Гонтаревой и ветеранам школы, которые и сегодня продолжают свою преподавательскую деятельность: М. В. Плотниковой, В. Н. Долгодворовой, А. М. Черушниковой, И. П. Черновой, В. П. Прохоровой, А. Н. Ванюкову, Н. А. Дельва.

Заместитель начальника управления образования мэрии Новосибирска Наталья Николаевна Копаева, выступая на празднике лицея, сказала:

— Гордость берет, когда видишь такие одухотворенные лица, такое желание участвовать во всех делах школы. Национальный проект «Образование» реализовывается по разным направлениям, это и поддержка инновационной работы учреждений, и поддержка талантливых учителей и талантливых учеников. Вы, дорогие ребята, сегодня ставшие лучшими в научно-исследовательской деятельности, в других творческих начинаниях, достойны того, чтобы быть признанными на всех уровнях, в том числе и на всероссийском. Я желаю лицею дальнейшего творческого успеха, процветания.

Столь высокая оценка успехов лицея, безусловно, приятна, но все же для директора и педагогов главное не титулы и награды, а след, который оставит школа в сердце каждого ученика. С каким душевным трепетом, вероятно, учитель читает в письме своего выпускника такие строки:

«Я пришел в эту школу полтора года назад по личным обстоятельствам, о которых умолчу. Спокойная обстановка, доброе отношение окружающих были для меня жизненно необходимы. Все это я получил здесь, среди незнакомых еще учителей и одноклассников. Я бесконечно благодарен всем, кто, сам того не подозревая, помог мне в эти трудные дни обрести себя, вновь поверить в жизнь и людей. Здесь я нашел друзей, задумался о важных вопросах и проблемах. Получил стимул к развитию. А главное — в этой школе теплая, дружеская, естественная атмосфера. Мне здесь дороги не только одноклассники и учителя, мне дороги даже стены этой школы, которую я искренне, с чувством гордости могу назвать своей».

Теперь я понимаю, почему Татьяна Васильевна Ведяева говорит, что в школе должно быть чисто и уютно, как дома. И обязательно должно пахнуть пирогами. Загляните как-нибудь в лицей! Вы непременно ощутите домашний уют и почувствуете запах свежей сдобы, которую пекут в замечательной школьной столовой, а главное — увидите, что здесь взрослые и дети учатся, творят и мечтают вместе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: