Новосибирск 0 °C

«Вкладываться в будущее, не жалея сил!»

28.04.2007 00:00:00



Со своими сложностями, характеризующими период объявленной на областном и федеральном уровнях модернизации, живет и образование Коченевского района. Однако обучение и воспитание детей — особое направление в ежедневной работе местного руководства. Ведь почти пяти тысячам ребятишек, которые сегодня сидят здесь за партами, завтра предстоит «ваять будущее».

Как живет система образования района, какие в ней сегодня приоритеты и задачи? Об этом мы поговорили с главой администрации Коченевского района Александром Алексеевичем Карасёвым — человеком, от видения, понимания и действий которого во многом зависит вектор движения в то будущее, которое сегодня мы формируем своими руками.

— Александр Алексеевич, какое состояние в системе образования вы застали, придя на должность главы районной администрации? Какое положение дел в этой сфере сегодня?

— Руковожу районом уже десять лет. А вы помните тот период — 1997 год, когда были большие проблемы с финансированием, не выплачивалась заработная плата. Мало того, когда мы начинали учебный год, у нас могло не быть мела, чтобы писать на доске, не было классных журналов... Благо все это сейчас позади. Одним словом, обстановка по большому счету за эти годы резко изменилась.

Вы знаете, что сейчас все средние школы оснащены оргтехникой, та же картина и в основных школах. Практически все они подключены к интернету. Сегодня разработаны программы на развитие образования как на областном уровне, так и непосредственно у нас в районе. Так что говорить теперь о плохом финансировании образования, наверное, ни у кого не повернется язык.

Поэтому мы сегодня ставим уже более конкретную задачу — работать на результат. Хотя образование нашего района и до моего прихода, и в период моей деятельности на посту главы никогда плохо не работало; оно всегда достойно представляло район на всех уровнях — и на областном, и на федеральном. А сегодня я просто горжусь, что две наши школы стали обладателями премии, получили по миллиону, что пять наших преподавателей тоже выиграли грант по сто тысяч рублей. Вы же понимаете, что для сельского учителя такая сумма — большие деньги, они в среднем получают по шесть тысяч рублей. Конечно, мы очень радовались все вместе, очень гордились.

Но это, можно так сказать, индивидуальная работа, а мы сегодня эту работу переносим во все школы района. Потому что на данный момент в общем-то все вопросы по финансированию разрешены, и теперь должны показать результат наши преподаватели, наша система образования в целом.

— На какие критерии, Александр Алексеевич, опираетесь, говоря о результатах? Каковы они в системе образования Коченевского района сегодня и какие новые задачи позволяют намечать?

— Конечно, вопрос непростой, но есть своего рода основные моменты в оценке достижений, общего уровня образовательного поля района. Прежде всего это, безусловно, результаты успеваемости наших детей, уровень их знаний, коэффициент поступления в высшие учебные заведения и, конечно, результаты воспитания, в том числе и трудового. Кстати, в этой связи можно отметить, что у нас в районе есть программа «Одаренные дети», которая эффективно работает и дает свои плоды — общий уровень учащихся растет.

Так, мы сегодня, например, уже ставим задачу, чтобы медалистов у нас было не пятнадцать, а двадцать пять! Хотя, подчеркну, мы гонимся не за количеством, а стремимся к знаниям; чтобы ребенок получил аттестат о среднем образовании не абы как, а с качественным уровнем знаний, чтобы (как показатель) он мог поехать и поступить, например, в высшее учебное заведение. И хотя у нас и сегодня процент поступления в вузы неплохой — выше 40% выпускников, мы все равно такую задачу ставим. Сотрудничаем напрямую с вузами: их представители приезжают сюда, принимают экзамены, наши дети сами ездят в Новосибирск — работа идет.

Если взглянуть более широко, то можно сказать, что свою близость к Новосибирску мы активно используем. Участвуем практически во всех областных мероприятиях, которые проводятся департаментом образования, в том числе во всех олимпиадах. То есть работа идет многоплановая и целенаправленная.

— Какие моменты вас как руководителя района на сегодняшний день в сфере образования не устраивают? В чем сложности, «проблемные места»?

— Пожалуй, все-таки зачастую не удовлетворяет тот уровень знаний, которые ребята получают в сельских школах. Наверное, прежде всего это связано с качеством подготовки самих преподавателей. Мы прекрасно понимаем, что уровень учителей в Коченево, в Чике, в Прокудском и каком-нибудь дальнем селе сильно отличается. В райцентре, например, как правило, сильные преподаватели, с большим опытом работы. А в селе зачастую, если можно так выразиться, получается по остаточному принципу — кто остался, тот и работает.

И для вас, пожалуй, не секрет, что в село сегодня не каждый едет, несмотря на то, что у нас и стипендиаты есть, которых мы, например, учим в педуниверситете по губернаторскому набору, и по направлению из района... Но... Те, кто живет или у кого родители в селе, еще как-то возвращаются. А вот остальные в село не особо желают ехать.

— Проблема к тому же пересекается с вопросом о переходе на нормативно-подушевое финансирование, об оплате учительского труда «за результат»...

— Согласен. К тому же, с одной стороны — это хороший шаг. Но с другой — к этому вопросу надо очень осторожно подходить. Ведь сегодня далеко не каждый преподаватель готов к такой оценке. Хотя, конечно, к этому надо стремиться.

В целом, я думаю, вопрос поставлен совершенно справедливо. Ведь когда оценивается, простите, «вал», то есть общее количество детей, когда преподаватель не заинтересован сегодня в успеваемости, в качестве знаний, то получается не совсем правильно — учитель «четверть закрыл», год закончил, а зарплату свою почасовую он, мол, все равно получит.

К тому же, подступаясь сейчас к этому вопросу, необходимо опять же не обидеть ненароком сельское население. Да, есть ясность, что затраты на содержание сельских школ сравнительно велики: на одного ребенка в них получается около 18 тысяч в год. А в городских школах — где-то в пределах 10 тысяч. Но мы прекрасно понимаем, что это не вина тех детей, тех родителей, тех преподавателей, которые живут в сельской местности, а скорее беда — не все могут жить в Новосибирске, Москве и даже в том же Коченево.

Именно поэтому я считаю наш подход совершенно правильным: мы изучаем ситуацию, изучаем обстановку, и там, где хороший, слаженный коллектив преподавателей, где есть стремление, желание, где школа, наконец, необходима — мы будем стимулировать и поддерживать такую школу. Одним словом, необходимо пристальное рассмотрение каждого конкретного случая, вдумчивый подход к этой проблематике.

Однако шаги, направленные на то, чтобы ребенок получал знания необходимого уровня, уже постепенно делаем, в том числе и по реструктуризации сети сельских образовательных учреждений.

Например, в этом году, если получим автобус, закроем основную школу в Троицке, оставив там только начальную. А ребят будем возить сюда, в Коченево, в школу №1. Десять километров по хорошей дороге — решение более чем реальное. Тем более что в Троицке школа в аварийном состоянии, а строить новую не имеет смысла — всего 32 ребенка учится. Такие затраты район просто не потянет. Поэтому решили попробовать вариант с подвозом. В общем-то дети и родители не возражают.

К тому же один из самых главных моментов — занятость учителей-предметников — мы решили так: они садятся в автобус и едут вместе с детьми в школу, оставаясь, как говорится, «при деле». То есть мы их не увольняем, ничего подобного! Конечно, некоторые преподаватели возражают: мало того, что они привыкли работать у себя в селе, так ведь еще здесь, в Коченево, и совершенно другие требования будут, совершенно другой спрос. Но тем не менее посмотрим, как у нас все это получится.

Тем более что опыт у нас есть — дети ездят не первый год из Мирного, из Дружного в школу №2 Коченево, и эффект неплохой. Причем, как показало время, «игра стоит свеч»: преподаватели говорят, что ребятишки из этих своих сельских «началок» приходят с более низкими знаниями. Так что хорошо, что со средней ступени они имеют возможность получать более качественное образование.

— Александр Алексеевич, как можно определить специфику района, говоря о его системе образования? На какие моменты приходится особо обращать внимание?

— Конечно, наш район имеет свои особенности, так как фактически расположен в пригороде мегаполиса. С одной стороны, это очень хорошо, очень здорово. Здесь проходят и федеральная автомобильная трасса, и Западно-Сибирская железная дорога, рядом аэропорт, одним словом — хорошее транспортное сообщение. Поэтому мы в хорошем смысле подражаем Новосибирску, живем все-таки его мерками и стандартами, в отличие, например, от дальних районов.

Кроме того, наши школы активно сотрудничают с городскими. Проходят регулярно встречи, они к нам в гости приезжают, наши специалисты к ним наведываются — то есть все хорошее, все передовое, доброе друг у друга перенимаем.

С другой стороны, мы прекрасно знаем, что сегодня широко шагают преступность, наркомания, правонарушения среди детей. Отсюда — особое внимание дополнительному образованию. Нужно, чтобы дети были заняты, чтобы, попросту говоря, не было времени болтаться по улице и по подъездам. И эта — дополнительная — составляющая образования у нас всесторонне развита.

Здесь, в Коченево, очень хороший центр детского творчества, где практически занимаются не только ребята из райцентра — есть филиалы в средних школах. Делать упор на дополнительное образование помогают музыкальные школы и школа искусств. Мы открыли четыре филиала музыкальных школ, которые работают в сельских Домах культуры. Люди очень благодарны, особенно родители. И все мы прекрасно понимаем, что ребенок становится личностно богаче, если он, например, научится играть на баяне или аккордеоне.

Очень серьезно развит в районе спорт: есть детско-юношеская спортивная школа, большая работа проводится в образовательных учреждениях. В течение всего календарного года проводим очень много межшкольных спортивных мероприятий — всевозможные районные соревнования, спартакиады.

Конек нашего Коченевского района — развитие детского хоккея. У нас сегодня четыре возрастные группы ребят занимаются этим видом спорта. Наши дети играют на первенстве города Новосибирска. Заняли хорошие места в турнире на приз «Золотая шайба» имени Анатолия Тарасова в чемпионате Новосибирской области — все возрастные группы заняли первые места! Для нас это, конечно, сенсация. К тому же две наши команды выезжали на российские соревнования; одна из них стала чемпионом страны. Но результат, можно сказать, заслуженный, потому что, повторюсь, работа проводится у нас большая.

Мы серьезно занимаемся детской художественной самодеятельностью, хореографической работой, различными творческими направлениями, приобщением ребят к культуре в целом. То есть, если есть желание, ребенок может хоть спортом заниматься, хоть в плане развития личности — практически чем угодно: выбор есть!

Живем, одним словом, интересной, многосторонней — хорошей жизнью. Проблемы, конечно, есть, но они есть всегда. Когда же обстановка в целом нормальная — рабочая, то и вопросы решаются. Ведь центр внимания в системе образования — дети, то есть наше общее будущее. А в будущее нужно вкладывать, не жалея ни средств, ни сил!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: