Новосибирск -1.9 °C

Что порождает коррупцию?

10.03.2007 00:00:00



Проблемы и пути их решения».

С основным докладом «Законодательное обеспечение противодействию коррупции» выступал депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по безопасности, член президиума политсовета Новосибирского регионального отделения «Единой России» Валентин БОБЫРЕВ. Среди содокладчиков — Игорь Гришунин.

К публикации готовятся и другие материалы «круглого стола».

Не секрет, что ежегодно коррупция приносит государству огромные экономические и социальные убытки, тормозя социально-экономическое развитие и сокращая доверие граждан к государству.

По оценкам экспертов, Россия относится к числу государств с наиболее коррумпированным чиновничьим аппаратом. Более коррумпированны такие страны, например, как Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан.


Современная коррупция разнопланова: так, в Новосибирской области наиболее поражены ею экспорт древесины, приватизация, лицензирование и регистрация предпринимательских структур; банковское кредитование; земельные отношения и отношения в сфере агропромышленного комплекса, судебная система, сфера размещения государственных и муниципальных заказов, похоронное дело и ритуальные услуги, многочисленны факты коррупции в системе высшего образования. И это отнюдь не полный перечень.

Что же порождает коррупцию? Таких причин сегодня множество, но я хочу остановиться на тех условиях, которые являются, на мой взгляд, определяющими в развитии коррупции.

Первое: вмешательство государства в сферу экономики. Сохранению и развитию коррупции также способствует возможность несанкционированного вмешательства государственных органов в область экономических отношений.

Следующее: несовершенство российского законодательства, позволяющее использовать «пробелы» и коллизии для злоупотреблений. В этой связи не могу не отметить яркий пример так называемого «совершенствования» миграционного законодательства, которое породило массу новых проблем и обременений для организаций Новосибирской области, привлекающих иностранную рабочую силу. Появились новые посредники, уверенно предлагающие предпринимателям решить проблемы легализации иностранной рабочей силы за определенную «мзду».

Третье: взаимодействие власти по сложившейся традиции с представителями основных финансовых групп, выросших на бюджетных средствах и доступе к административным ресурсам, большей частью с игнорированием предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Четвертое: неразвитость правового сознания населения, что выражается в слабом исполнении законов и иных норм, отсутствии культуры и традиций использования гражданами установленных прав.

Пятое: типичная проблема — неудачи правоохранительных органов в борьбе с коррупцией.

Шестое: недостаточно эффективная работа судебной системы — одна из основных проблем. Слабость судебной системы проявляется в том, что плохо исполняются судебные решения, низка пропускная способность судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них.

Седьмое: средства массовой информации, с одной стороны, давно и прочно стали основной ареной, на которой разворачиваются баталии вокруг коррупционных сюжетов. С другой стороны, деловая элита осознала могущество СМИ и то обстоятельство, что политическая рентабельность серьезных вложений в них может иметь полезные экономические последствия. В результате мы являемся свидетелями борьбы между экономическими кланами за информационные каналы.

Теперь немного об опыте субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции.

Регионы сегодня идут путем проб и ошибок. Так, существовавший в Волгоградской области закон о борьбе с коррупцией был признан противоречащим федеральному законодательству по той причине, что его предмет входит в сферу исключительного ведения Российской Федерации. Приостановлено действие закона Республики Башкортостан «О борьбе с коррупцией».

Принятый в марте 2006 года в Республике Татарстан закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» пока не проявил себя на практике. Однако положительным уже видится то, что во исполнение этого закона в министерствах и ведомствах республики создаются собственные специальные подразделения или определяются ответственные лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений. При Президенте Татарстана образован отдел по реализации антикоррупционной политики. В этом же году утверждена республиканская программа по реализации Стратегии антикоррупционной политики на 2006 — 2008 годы.

В 2006 году внесен в высший законодательный орган Санкт-Петербурга проект закона «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», в ноябре 2006 года принят закон о противодействии коррупции в Пензенской области.

В других субъектах РФ вопросы борьбы с коррупцией решаются принятием программ, которые зачастую носят декларативный характер либо содержат перечень планируемых проверочных мероприятий, включенных по предложению правоохранительных органов.

Эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных методов и она должна основываться на принципе строгого соблюдения законных прав и свобод человека и гражданина.

Пока нет четкого представления о формах взаимодействия между государством и структурами гражданского общества, но очевидно, что эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями государственных органов, общественных организаций, в первую очередь — политических партий и граждан.

Сегодня, в условиях возрастающей роли политических партий в формировании и реализации государственной политики, этому институту следует придать больший вес и в деле противодействия коррупции. Эта задача должна стать одной из главных в деятельности политических партий и их региональных отделений на данном этапе развития общества.

И в первую очередь следует разработать комплекс идеологических и массово-политических мер, которые будут активизировать деятельность, связанную с борьбой с коррупцией. Возможно, на наш взгляд, создание специальных структур партий, которые разработали комплекс указанных мер, изучив опыт противодействия коррупции, накопленный в России и за рубежом. Политическим партиям следует активнее выходить с антикоррупционными инициативами и предлагать их органам государственной власти и местного самоуправления, а также поддерживать аналогичные инициативы указанных органов.

(Публикуется в сокращении.)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: