Новосибирск 3.2 °C

«Ощущается острая необходимость в государственных программах»

29.01.2007 00:00:00



В 2005 году в отношении их совершено более 13 тысяч подобных преступлений, а за 7 месяцев текущего года — более 9 тысяч.

Валентин БОБЫРЕВ:
От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, зависят не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда и в конечном счете рациональная интеграция России в мировую экономику. Эти вопросы все в большей мере волнуют граждан нашей страны, и им небезразлично, по какому пути мы пойдем.

К сожалению, в настоящий момент отсутствует четко сформулированная концепция государственной миграционной политики, и Правительство Российской Федерации до сих пор не нашло консенсуса в этом многогранном и сложном вопросе. Между тем проблемы в сфере миграции существуют, и их надо решать в рамках глубоко продуманной и осмысленной государственной миграционной политики.

Ощущается острая необходимость в государственных программах, направленных на повышение эффективности управления миграционными процессами и обеспечивающих комплексную реализацию национальных интересов в экономике, политике, социальной сфере и обеспечении безопасности.

Ситуация чревата конфликтами
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 17 декабря 1997 года, к угрозам национальной безопасности отнесены: негативные процессы в экономике, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, а также неконтролируемая миграция, которая способствует национализму, политическому и религиозному экстремизму, создает условия для возникновения конфликтов.

Да, Россия сегодня является крупным мировым центром, принимающим трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Одновременно страна привлекательна для миграционного транзита и активно используется мигрантами азиатских и африканских стран. По официальной статистике привлечение иностранных работников в российскую экономику за последние 10 лет возросло в 6 раз и достигло в 2005 году 702,5 тысячи. В первом полугодии 2006 г. легально использовался труд уже почти 706 тысяч иностранцев, среди которых доля граждан СНГ составляет более половины...

Однако в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. Специалисты ФМС России считают, что наряду с легальными иммигрантами в страну ежегодно иммигрирует большое количество незаконных иммигрантов. В 2004 году в России работало не менее 3,5 млн нелегальных мигрантов, и в настоящее время эта цифра многократно возросла. По оценкам МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов.

Мигрантов все больше, больше...
По прогнозам Росстата, в 2010 году в нашей стране будет находиться не менее 19 млн нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10 процентов населения страны. Хорошо или плохо для страны наличие такого количества иммигрантов?

Посмотрим на это явление с точки зрения необходимости и обоснованности привлечения их в страну в таком количестве. Конечно, в России сегодня — сложная демографическая ситуация. Отрицательное «сальдо» в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения... — все это существенным образом может стать ограничителем развития экономики.

Кроме того, огромная территория и разница социально-экономического развития регионов, а также существенные различия в качестве уровня жизни обуславливают и усиливают внутренние миграционные потоки, что тоже влечет перекосы в распределении трудовых ресурсов. В такой ситуации трудовые иммигранты нужны, ибо они выступают источником пополнения отраслей экономики и территорий страны дополнительными трудовыми ресурсами.
И все же сложившаяся практика привлечения иностранной рабочей силы в стране свидетельствует о том, что этот процесс слабо контролируется государственными структурами, приобрел стихийный характер — это проявляется в отсутствии логики соответствия поступающих заявок на иностранную рабочую силу, необходимости и потребности экономики в различных отраслях, а также в отсутствии контроля за пребыванием иностранных иммигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания. В итоге — переполнение страны трудовыми кадрами низкой профессиональной квалификации, чрезмерное миграционное давление на отдельные регионы, обострение социального напряжения, вытеснение российских граждан из некоторых секторов экономики вследствие демпинга заработной платы, рост теневой экономики, коррупция, и не только в сфере распределения квот на привлечение иностранной рабочей силы.

Не можем землю освоить — кто поможет?
Нерациональные потоки миграции, безусловно, представляют угрозу безопасности страны и ее территориальной целостности. В первую очередь это относится к приграничным регионам страны, для которых отток российского населения наиболее характерен, где, помимо сложных природно-климатических условий, этому процессу способствует напряженная социально-экономическая ситуация.

Так, например, из Дальневосточного региона с 1990 по 2005 годы уехали почти 850 тысяч. Естественно, это вызвало проблему замещения рабочих мест на отечественных предприятиях и одновременно дефицит трудовых ресурсов. Сегодня разница в плотности населения районов Дальнего Востока и северных районов Китая составляет 16 раз! Разумеется, это способствует демографической экспансии со стороны Китая. И на практике мы становимся свидетелями того, как быстро заполняется наш Дальний Восток представителями Поднебесной... Китай видит в наших территориях сферу расширения жизненного пространства, а мы свои земли никак освоить не можем.

Наряду с Китаем наиболее крупными экспортерами иммигрантов для России являются Азербайджан, Украина, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Турция, Молдова и Вьетнам.

Возможно, сложившаяся в стране ситуация с незаконной миграцией является следствием сложной социально-экономической обстановки, образовавшейся в условиях рухнувшей системы управления и правового вакуума в результате распада Советского Союза. Государственная система была не готова к такому громадному наплыву людей в Россию. Только в 2005 году, по данным ФПС ФСБ России, в нашу страну с различными целями совершили поездки более 22 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом большое число иностранных граждан не соблюдает установленный режим пребывания. За последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз.

Мигранты разные бывают
И еще негативная тенденция: незаконная миграция способствует росту правонарушений среди иммигрантов. Не имея четкого правового статуса, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства.

Многие незаконные мигранты занимаются сегодня противоправной деятельностью, в том числе и в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Нередко они находят общие интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками. Таким образом незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

В соответствии с последним посланием Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации, при совершенствовании организационного и правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации необходимо стимулировать приток в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных» — тех, кто с уважением будет относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям. Совершенствуя законодательство в сфере борьбы с нелегальной миграцией, одновременно следует упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации.

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации в этой связи приняла ряд изменений действующего законодательства. Принят в июле 2006 года Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Данный закон направлен на противодействие нелегальной миграции путем систематизации и совершенствования миграционного учета. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 110-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, оценивать их эффективность и вклад в социально-экономическое развитие региона. Кроме того, упрощена процедура регистрации иностранных граждан. Одновременно с этим Федеральным законом от 5 ноября 2006 № 189-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые усиливают меры ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы. Данные законодательные новеллы вступают в действие с 15 января 2007 года. Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 утверждена и реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.

Необходимо и далее совершенствовать правовое регулирование миграционных процессов и проводить дальнейшую систематизацию законодательства в области миграции. В целях сокращения притока неквалифицированной иностранной рабочей силы, в том числе нелегальной, нужен эффективный механизм, который экономически и юридически делал бы это невыгодным для российских хозяйствующих субъектов.

Нам необходимо и дальше совершенствовать правовую систему привлечения иностранных трудовых мигрантов, создав прозрачный механизм привлечения иммигрантов с учетом экономических, социальных, политических и иных аспектов для целостности государства, его безопасности и экономического развития.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: