Новосибирск 4.1 °C

Доступность и качество считаю главным

28.08.2006 00:00:00



Голос сельского учителя, человека с активной гражданской позицией, Надежды ФАРИНОЙ имеет право быть услышанным. Педагог высказывается по проблемам современной школы, о желаемых моментах в организации работы школы дня завтрашнего.

— Последнее время все больше говорят об образовании. Появление областной концепции развития образования не опережает время, такая программа есть уже и в рамках страны. Согласна с поставленными во главу всему ценностями: духовность и нравственность, забота о ближних, общественное обустройство и причастность к судьбам Отечества, личное самоопределение и достоинство человека. Они соответствуют времени и проблемам в воспитании, в образовании. Это то главное направление, на котором школа работала и работает, воспитывая личность ребенка. Именно формирование личности, человека как личности, а не просто ученика с определенным набором знаний.

Концепция прописана хорошо, но лично я не увидела в ней четкого механизма реализации, а без этого все может остаться лишь проектом. Да, много говорят о школе, учительстве на государственном уровне, но при всем уважении к президенту и правительству страны считаю отдельные проводимые меры в сфере образования популистскими. Гранты педагогам, школам нужны, но не на фоне отсутствия достойного финансирования всех школ и обеспечения их нормального функционирования. Есть областные программы по обеспечению мебелью, техникой, но этого недостаточно. Равные условия в обучении должны быть для всех учащихся. Раньше снабжение школ было по потребностям учебного заведения (мебель, учебные пособия, ремонт и т. д.). Какие инвестиции будут для школ сельской местности, где доходы населения ниже прожиточного минимума? Найдутся ли для них инвесторы?

Расслоение современного общества коснулось и школы, теперь здесь есть классы с углубленным изучением предметов, общеобразовательные, коррекционные и компенсирующие, увеличивается число детей, по состоянию здоровья нуждающихся в индивидуальном обучении. Работа с этими категориями учащихся требует гораздо больше сил и затрат физического здоровья и особой подготовки. Финансироваться обучение этих детей должно отдельно, а не сводиться только к небольшой доплате педагогам. А как отследить результаты их обученности и воспитанности? Нет, здесь должен действовать иной образовательный стандарт.

Образовательное учреждение готово нести ответственность за эффективное расходование выделяемых средств, это и сейчас отслеживается школьными советами, в составе которых есть и учащиеся, и их родители. Вот только у меня возникает вопрос: почему сегодня государство отказалось от финансирования образования? Посмотрите, учебный план состоит из трех разделов: федеральный, региональный, школьный, а средства выделяются из регионального и местного бюджетов, а где конкретно федеральные вложения? Получение образования становится очень дорогим, если перекладывать его только на плечи родителей, то мало кто из них вытянет обучение хотя бы одного ребенка, а речь ведется об увеличении рождаемости…

Каждый нормальный педагогический коллектив школы может функционировать в условиях сегодняшнего дня, но это в большинстве своем «старая гвардия», воспитанная на социалистическом отношении к труду и задающая пока тон в работе, не измеряемой лишь часами уроков. Невысокой остается оплата труда в образовании, чтобы больше заработать, нужно нести большую почасовую нагрузку. Тогда опять вопрос: когда же заниматься воспитанием личности загруженному педагогу? Может, нужны в штате школ единицы классных воспитателей?

Потребность нашего региона в кадрах должна быть четко просчитана надолго вперед. Не должно быть явных перекосов в оплате труда, тогда не будет стремления у молодежи учиться только в учебных заведениях с перспективой достойной оплаты, а не в тех, что по душе, но без безбедного завтра. Я не за уравниловку, нет, но должен быть разумный предел всему.

Профильное образование в условиях района вводить очень сложно, мы это все уже когда-то проходили. Действует по сей день профессиональное обучение в старших классах, но выбор рабочих специальностей невелик и не обязателен для освоения. Большинство детей сориентировано на получение высшего образования, хотя часто задумываюсь: всем ли нужен платный вуз?

Наша образовательная система была лучшей, за перестроечные и постперестроечные годы ее не удалось полностью разрушить, может, и не стоит все в ней менять? Достаточно внести отдельные дополнения? Доступность и качество — главные критерии в образовании. Нужны новые предметы? Так кто же будет против этого? Но сведение до двух часов в неделю изучения истории Отечества и родной литературы считаю губительным для развития настоящей, полноценной личности.

Повторюсь, но, на мой взгляд, хоть какая концепция в области образования не сможет быть без достойной зарплаты учительства. Это во-первых. Во-вторых, надтарифный фонд должен идти на премирование лучших педагогов школы, создавать стимул к труду. В-третьих, нужны четкие критерии оценки обученности и воспитанности. Хочется верить, что риски по реализации концепции инновационного образования Новосибирской области будут минимальными, а учительство готово работать с полной отдачей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: