Яндекс.Метрика

Сокуров откроет японцам «Солнце»

За неделю до 61-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы в Японии начался показ фильма Александра Сокурова «Солнце», в котором изображен бывший император Хирохито в первые месяцы американской оккупации 1945 года, сразу же после окончания Второй мировой войны.


Он демонстрируется лишь в двух кинотеатрах — в столице Токио и в городе Нагоя, однако, по словам Митио Косикава — руководителя компании-распространителя Slow Learner, в случае успеха прокат может быть начат в 25 кинотеатрах различных городов страны.
В интервью, которое Косикава дал перед началом представления картины, он рассказал, какие препятствия организаторам пришлось преодолеть со стороны правительственных чиновников и националистических групп, прежде чем добиться разрешения на показ. «Компании-прокатчики серьезно опасались эксцессов со стороны ультраправых и колебались при принятии решения», — сказал он.

Основания для подобных колебаний существуют. В 1990 году мэр города Нагасаки позволил себе публично заметить, что бывший император несет часть ответственности за развязывание войны, после чего в него стрелял и ранил член радикальной группировки.
Вплоть до настоящего времени в Японии продолжает сохраняться негласный запрет на широкое дискутирование роли Хирохито в принятии решения о нападении на базу ВМФ США в Перл-Харборе и о его позиции в вопросах войны и мира. Несмотря на сохранившиеся документы, доказывающие то, что Хирохито заранее знал о каждой операции японских военных, официальная историография изображает его безвольной игрушкой в руках милитаристов, приведших страну к катастрофе.

Фильм «Солнце» является третьей частью трилогии Сокурова на тему душевного состояния индивидуума, достигшего вершин власти. В 1999 году вышел его «Молох» о Гитлере, затем «Телец», посвященный Ленину, и, наконец, «Солнце» о Хирохито. По словам режиссера, давшего интервью газете «Асахи», «это ни документальный, ни политический фильм: Хирохито интересовал меня как личность».
Выбранный на роль императора японский актер Иссэй Огата играет Хирохито со всей возможной скрупулезной достоверностью после просмотра всех сохранившихся документальных киноматериалов и прочтения воспоминаний современников. Он изобразил одинокого, малоприспособленного к новой жизни и новому окружению человека, который изо всех сил старается доказать свою миролюбивость и показать всем, что он такой же, как и они, а вовсе не «живое божество».

Примечательно, что фильм о Хирохито появился на японских экранах всего через неделю после опубликования в японской прессе выдержек из дневника умершего в 2003 году главы Управления императорского двора Томохико Томита, в которых тот приводит слова покойного императора о решении не посещать токийский храм Ясукуни-дзиндзя после начала в 1978 году поклонения душам захороненных на его территории 14 военных преступников, казненных в 1948 году по приговору Токийского трибунала или умерших в ходе процесса. С момента окончания войны Хирохито бывал в Ясукуни восемь раз, последний в ноябре 1975 года.

В странах Дальнего Востока поклонение японских официальных лиц, и в особенности — премьера, символически покоящимся в храме душам более двух с половиной миллионов японских солдат, «павших за императора и великую Японию», рассматривается как приверженность японского руководства своему милитаристскому прошлому.
Материалы на эту тему
Поделиться:
Копировать