Яндекс.Метрика

Вручить ковер королеве не получилось, но воров поймали

Начало УВДТ было положено приказом начальника дорожного отдела милиции Западно-Сибирской железной дороги № 021 от 1 июля 1961 года. «В соответствии с приказом МВД РСФСР объявляется штатная расстановка аппарата дорожного отдела и линейных органов милиции Западно-Сибирской железной дороги. Приказ и штатные приложения разослать по принадлежности.


Начальник дорожного отдела полковник милиции Мальков». Именно с этого документа сорок пять лет назад началась история Западно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте.

Сегодня Западно-Сибирское УВДТ — одно из крупнейших среди 20 аналогичных управлений в России. В его состав входят два линейных управления (в Омске и Алтайском крае), 8 линейных отделов (на станциях Новосибирск, Инская, Карасук, Барабинск, Рубцовск, в аэропортах Толмачево и Омск, в речном порту Новосибирск), 11 линейных отделений, 26 линейных пунктов милиции.

Протяженность обслуживания объектов на Западно-Сибирской железной дороге составляет более 4-х тысяч километров. Водный участок Обского бассейна протянулся на две тысячи километров. Почти 3 тысячи сотрудников транспортной милиции обеспечивают общественный правопорядок на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Ежесуточно около 500 сотрудников заступают на свои посты, чтобы вместе с железнодорожниками, речниками и авиаторами обеспечить нормальное функционирование транспортного комплекса региона.

А на начальном этапе общий штат по дорожному отделу составлял всего 989 сотрудников. Председатель регионального совета ветеранов УВДТ Владимир Рыков вспоминает: «В нашем дорожном отделе штат в управлении в 1961 году был не более 55 — 57 человек». Его слова подтверждает заместитель председателя совета ветеранов Иван Котков: «Это были участники Великой Отечественной войны, люди, которые имели большой жизненный опыт, и работали они на совесть и за не очень большую зарплату. В тот период высшее образование имели единицы сотрудников. Люди учились заочно, многие стремились поступить в Новосибирскую и Омскую школы милиции. Их заявления на учебу рассматривали на комиссии. Многим отказывали, потому что если разрешить — некому было бы работать». А работы — сложной, сопряженной с риском, — было хоть отбавляй.

Одними из самых распространенных преступлений в 60 — 70-х годах прошлого века были кражи грузов из подвижного состава. Бывший заместитель начальника УВДТ полковник милиции в отставке Юрий Дроздов характеризует этот период такими словами: «Во-первых, была слабая охрана грузов. На вагоне имелась маленькая пломбочка на маленькой проволочной закруточке, поэтому воровали буквально всё. На некоторых станциях из поездов тащили все, что можно. Так что порою после обысков вообще ничего не оставалось в доме, где жили преступники. И холодильники, и чашки, и ложки — все было ворованное».

Однажды жертвой вагонных воров стала английская королева Елизавета Вторая. Дело было так. Жители Страны восходящего солнца приготовили королеве подарок — японцы соткали ковер площадью около пятидесяти квадратных метров, свернули, поместили в контейнер и отправили в Англию транзитом через СССР. В Новосибирской области контейнер был разграблен, назревал международный скандал. Но работа по горячим следам дала результаты. Хищение было совершено на станции Сельская, так как на этой станции оперативники обнаружили следы порезанного ковра. Преступников задержали, осудили, но вернуть королеве ковер не удалось. Воришки успели поделить его поровну, разрезали на куски и украсили ими собственные квартиры.

В конце шестидесятых годов мир столкнулся с воздушным терроризмом. 15 октября 1970 года двое террористов, отец и сын Бразинкасы, угнали в Турцию советский самолет АН-64 с 46-ю пассажирами на борту. Погибла 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко, двое летчиков получили тяжелые ранения.

Правительство принимает решение о создании подразделений органов внутренних дел на воздушном транспорте, которые стали частью российской транспортной милиции. В 1971 году в аэропортах Толмачево и Омск образованы линейные отделы. В Бийске, Стрежевом, Колпашево — линейные пункты милиции. Сотрудники нового подразделения в гражданской одежде сопровождали самолеты. Через несколько лет сопровождение заменили предполетным досмотром.

В 1985 году в структуре транспортной милиции создаются подразделения речной милиции. В Западно-Сибирском УВДТ образованы отделы в речпортах Новосибирска, Томска, Барнаула и Стрежевого. Сотрудники нового подразделения раскрывают преступления, совершенные на реке, борются с браконьерством.

Девяностые годы стали переломными в истории страны. Прекратило существование великое государство Советский Союз. На карте появилось новое — Россия.

Появились новые виды преступлений. Преступники быстро научились использовать в своих интересах возможности новой техники, компьютеров, ксероксов. Поддельные документы, денежные купюры порой стало невозможно отличить от настоящих. Теперь сотрудникам транспортной милиции приходилось разыскивать не вещи, пропавшие из контейнера, а целые вагоны, ушедшие из пункта А в пункт Б и пропавшие по дороге бесследно.

В Россию хлынули оружие, наркотики. Дельцы наркомафии для перевозки ядовитого зелья используют многодетных матерей и безработных, которых трудно заподозрить в преступлении. И вновь на пути преступников всех мастей надежным щитом встали сотрудники транспортной милиции.

Одна из примет начала XXI века — активизация терроризма. Взорванные смертниками самолеты, электропоезда наглядно показали: террористы не шутят. На территории Западной Сибири ни одного террористического акта не допущено. Заслуга в этом всех правоохранительных структур, в том числе транспортной милиции.

За полвека изменилось здание управления. Но старые стены хранят память о прошлом, о людях, которые работали здесь.
Поделиться:
Копировать