Новосибирск 6.3 °C

И цемент — всему голова

04.07.2006 00:00:00



Главным событием, конечно, стала презентация проекта, связанного с реконструкцией «Искитимцемента». Во время выступления Игоря Мисько — генерального директора завода — в малом зале было не протолкнуться, кое-кто даже вынужден был слушать стоя. Что, впрочем, неудивительно. Проект действительно масштабный, пожалуй, даже самый масштабный из всех, что запускаются в этом году. Общая сумма инвестиций — более четырех миллиардов рублей (в нынешних ценах), срок реализации — порядка 6,5 года. Что, впрочем, не так уж и много для данной отрасли.

Итак, в чем же заключается проект? Если совсем коротко — то в том, что планируется построить новую производственную линию с современным германским оборудованием, позволяющим производить цемент по «сухой» технологии. Разница между «сухим» и «мокрым» производством небольшая, но принципиальная. При нынешнем способе производства вода используется для смешивания компонентов, необходимых для изготовления цемента. То есть раздробленные до нужного размера компоненты заливают водой, чтобы получилась этакая каша. Потом эту кашу отправляют в печь, где вода выпаривается. Печка, кстати, — вращающаяся труба 4,5 метра диаметром и 125 метров в длину. Что-то вроде бетономешалки, только с подогревом.

Понятно, что при такой технологии энергии на выпаривание воды после смешивания компонентов уходит целая уйма. «Искитимцемент» одного газа сжигает около 200 миллионов кубометров в год (почти 20 процентов от всего потребляемого областью). «Сухой» же способ позволяет, во-первых, на порядок сократить энергозатраты (по оценкам специалистов — не менее, чем на 30 процентов), а, во-вторых, снизить объемы водозабора из реки Берди, что смягчит техногенное воздействие на окружающую среду. Себестоимость продукции при этом также упадет примерно на треть. Хотя здесь дело не только в экономии энергии, но и в увеличении производительности труда.

Сейчас на заводе работает порядка 1400 человек при объемах производства около 1,5 миллиона тонн в год. Это максимальная мощность завода. Руководству даже удалось превысить проектные значения выработки (и это после 45 лет эксплуатации предприятия!). После введения второй линии планируется выйти на отметку 3 миллиона тонн в год, притом, что новых рабочих мест будет введено порядка 200. Так что, несмотря на планируемое увеличение зарплат рабочим, кое-какая экономия будет и здесь.

То есть с какой стороны ни посмотри — всем проект хорош. К тому же грех не использовать ценнейшие природные ресурсы, на которых основано данное производство. Карьер, из которого берут сырье для «Искитимцемента», — месторождение весьма «удобное» и богатое. По оценкам экспертов, хватит его еще лет на 50, не меньше. Позволяют сделать рывок в росте производства и энергетический потенциал, и технологическая база, и, в конце концов, благоприятное отношение власти. Не секрет, что в проект, не поддерживаемый местной властью, ни один инвестор деньги не вложит.

Государственную поддержку «Искитимцемент» получит как в виде государственных субсидий, так и в виде налоговых льгот. Цифры пока, конечно, уточняются. По субсидированию части процентной ставки по кредитам заявлено 38 миллионов рублей (из них 8 — в 2007 году), по квотам налога на имущество — порядка 32,8 миллиона рублей и так далее. Всего объемы господдержки оцениваются в 245 миллионов рублей. Причем, конечно, предприятие в долгу не останется — увеличение объемов производства скажется и на налоговых поступлениях. Скажем, в прошлом году «Искитимцемент» уплатил порядка 273 миллионов рублей налогов (вместе с федеральными). Предполагается, что в 2010 году этот показатель достигнет отметки в 600 миллионов рублей.

Губернатор по этому поводу заметил, что, хотя «прибыль» государства в данном случае будет минимальна, это неважно. Нужно учитывать, что рост производства цемента очень серьезно повлияет на развитие смежных отраслей — инфраструктуры, производства железобетонных изделий, строительства, в конце концов. И кумулятивный эффект в данном случае будет весьма заметен.

В конце концов, удвоение производства цемента — необходимый шаг не только для самого завода, который уже вышел на свои предельные мощности, но и для области. Уже в этом году у нас наблюдается дефицит цемента, и даже введение новых мощностей на «Искитимцементе» не решит эту проблему полностью. Сказывается конъюнктура всего рынка в целом.

Сейчас Россия производит порядка 60 миллионов тонн цемента в год, из них около 10 процентов — по «сухой» технологии. (Кстати, крупнейший завод «сухого» цемента находится на Дальнем Востоке, его проектная мощность — порядка 4 миллионов тонн). По оценкам специалистов, к 2010 году потребность в этом ресурсе составит порядка 85 — 90 миллионов тонн в год. Так что вся отрасль должна будет «напрячься» в ближайшие пять лет и увеличить объемы производства, как минимум, на треть. Неплохо бы учесть и перспективы экспорта. В том же Казахстане на сегодняшний день дефицит цемента составляет порядка 1,5 миллиона тонн.

Конечно, у собравшихся возникло немало вопросов к разработчикам проекта.

Глава Искитима Виктор Пфейфер, во-первых, постарался уточнить ситуацию с экологией — в частности, предложил реконструировать систему водозабора на предприятии с целью оздоровления обстановки на реке Берди и, во-вторых, отметил проблемы, связанные с транспортом. Цемент перевозят в том числе и на специальных большегрузных — до 40 тонн — автомобилях, в то время как проектная грузоподьемность некоторых мостов в Искитиме не превышает 25 тонн. Поэтому необходима модернизация и транспортной инфраструктуры.

В плане экологии глава «Искитимцемента» настроен вполне оптимистически. Во-первых, новое оборудование соответствует всем санитарно-экологическим нормам, а благодаря обновленной системе утилизации отходов завод будет производить даже меньше вредных выбросов, чем до увеличения мощности. И, конечно, несомненным плюсом является то, что при «сухом» методе завод будет потреблять гораздо меньше воды и сжигать меньше топлива.

Спрашивали и о том, не ухудшится ли качество цемента и какова будет ценовая политика предприятия в условиях расширения.

В чем разница между «сухим» и «мокрым» методом, уже было описано выше. Очевидно, что вся «химия» процесса при этом остается неизменной, так что качество цемента по меньшей мере не ухудшится. Что касается ценовой политики, то Мисько заверил, что цена цемента в ближайшие годы вряд ли поднимется выше 100 — 150 долларов за тонну. В конце концов, цену будут сбивать конкуренты — скажем, сейчас на новосибирском рынке представлены еще четыре производителя из соседних регионов.

Вызвали вопросы и те 200 новых рабочих мест, что планируют создать на предприятии. Очевидно, что для такого рода производства будут необходимы высококвалифицированные работники (притом узкоспециализированные), а откуда они возьмутся в Искитиме? Оказывается, и здесь все предусмотрено — уже сейчас часть необходимых заводу специалистов обучается в вузах города (за счет предприятия).

Завершая обсуждение проекта, Виктор Толоконский отметил, что в данном случае принципиально важна скорость его реализации. Поэтому куратору — им назначен Владимир Анисимов, руководитель департамента строительства и ЖКХ — рекомендовано приложить все усилия, чтобы поскорее закончить всю «бумажную» работу — подписать необходимые организационные и финансовые соглашения.

Так что, если все будет идти по плану, первые партии сделанного «всухую» цемента появятся на новосибирском рынке уже через три года. Хотя, конечно, и старые линии будут все это время работать на полную мощность. Ведь цемент необходим строительству, как воздух.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: