Новосибирск 0.6 °C

Работа над проблемами

23.03.2006 00:00:00



Выступление губернатора области Виктора Александровича Толоконского, прозвучавшее сразу же за ним, можно иногда назвать прямыми ответами власти на поставленные высшим образованием вопросы. А порой корректно высказанным с ними несогласием.

Вернись к нам, наука!
Красной нитью, проходившей сквозь весь доклад ректора технического университета, было внимание к научной работе, которая сегодня очень слабо ведется в высших учебных заведениях, по определению обязанных проводить научные исследования и вести подготовку научных кадров. Как подчеркивал Николай Васильевич, это необходимо как для подтверждения статуса высшего учебного заведения, так и для качественной подготовки будущего специалиста и пополнения университетского бюджета. В качестве сравнения: раньше бюджет вузов 50:50 состоял из стоимости обучения студентов и оплаты научных разработок. Сейчас на 80% — только из стоимости обучения. Да и процент выигранных для научных разработок грантов во всех вузах чрезвычайно низок. Даже у далеко обогнавшего по этому показателю остальные новосибирские вузы НГУ.

Одним из вариантов решения ректор НГТУ предложил интеграцию: создание межвузовских центров; единого центра управления и развития научно-образовательным комплексом; общих межвузовских программ; совместных кафедр; межвузовской библиотеки, используя ГПНТБ; усиление совместной работы вузов СО РАН, СО РАСХН, СО РАМН.

Виктор Александрович Толоконский в свою очередь пообещал стимулировать заказ из администрации на инновационные разработки в вузах. Добавив, что сейчас производственное предприятие должно будет защищать свой перспективный инновационный план в администрации, а так как требования очень высоки, то без помощи высших учебных заведений они не справятся. Но при этом заметив, что вузы и сами должны ставить себе задачу формирования заказа от предпринимателей.

Много модных, но мало нужных
Главной проблемой высшего образования губернатор назвал диспропорцию в подготовке специалистов. Конъюнктура рынка образовательных услуг сегодня на 70% определяется студентами и их родителями. А в результате целые сферы производства буквально «задыхаются» без жизненно необходимых им кадров, а молодые специалисты не могут трудоустроиться по полученным ненужным специальностям.

Хочется верить, что предложенный Николаем Васильевичем Пустовым вариант согласованной структуры подготовки специалистов соответственно требованиям рынка и программам развития нашей области обретет конкретное воплощение. Включение в цепочку подготовки будущего специалиста школ (в которых школьники будут получать соответствующее будущему вузу профильное образование), техникумов, базовых для своих институтов (СГУПС уже взял под свою опеку техникум железнодорожного транспорта), должно повысить качество подготовки массового специалиста. В идеале, подготовленного для конкретного работодателя.

А переподготовка специалистов, которой пока наши университеты занимаются очень мало, поможет нормально развиваться как сфере новосибирского производства, так и выжить при скором демографическом кризисе самим вузам. На совете прозвучали такие цифры: переподготовка от общего количества обучающихся составляет 10%, а надо бы 30%.

Кого учить будем?
Мировой рынок образовательных услуг на сегодняшний день составляет 10 млрд долларов. Если внедриться в него новосибирским университетам, обучая иностранцев, то можно не бояться грядущего сокращения новосибирских абитуриентов. Пока это мечта утопическая. Хоть и кажется нам самим, новосибирцам, что иностранных студентов у нас полным-полно, на самом деле их всего 200 человек. По сравнению со 136876 молодыми людьми, обучающимися сегодня в Новосибирске, эта цифра ничтожная.

Причин, по которым к нам не едут учиться, Николай Васильевич назвал несколько. Несоответствие принятых в России названий специальностей международным. Общепризнанное неумение российских вузов качественно обучать массовых специалистов (при общепризнанном умении нашей системы образования готовить элитных, «штучных» специалистов). А еще... отсутствие хороших общежитий. Оказывается, даже китайцы и корейцы считают бытовые условия в Новосибирске для себя неподходящими.

Что касается необходимости изменения названий специальностей в соответствии с западными образцами, то губернатор в этом усомнился. А вот идея строительства новых общежитий была Виктором Александровичем полностью поддержана. Мало того, он твердо пообещал выделить существенные средства. Точно так же, как рассмотреть вопрос строительства бизнес-инкубаторов.

А будущих студентов новосибирских вузов наш губернатор все-таки видит не иностранцами. Он предложил вузам начать активный поиск талантливых детей из глубинки, других регионов через организацию летних олимпиад, консультации, дистанционное обучение. Нельзя не согласиться с тем, что общий язык, привычки, менталитет, в конце концов, наших соотечественников для нас всех предпочтительней.

«В конечном счете все решают люди!» — с этой фразы губернатор начал свой разговор с аудиторией. Этой же фразой разговор о проблемах высшей школы логично завершить.

КСТАТИ
Консолидированный бюджет всех вузов Новосибирска —5 млрд рублей. Федеральный бюджет — 2,07 млрд рублей. Из почти 3 млрд рублей, заработанных самими вузами, лишь 11% получены за счет научной деятельности. Остальное за счет платных образовательных услуг и аренды помещений. (Структура доходов высших учебных заведений, принятая в мире: образование — 40%; наука — 40%; переподготовка кадров — 20%).

Расходы на обучение одного специалиста в год —55 тысяч рублей. Общее число студентов Новосибирска в 2005 году — 136 861 человек. Из них 56% учатся бесплатно, 44% — платно. При этом студентов стало в 2 раза больше, а количество преподавателей увеличилось всего на 10%. Средний возраст преподавателей — 48,2 года. (Из доклада председателя совета ректоров Н. В. ПУСТОВОГО).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: