Новосибирск -1.4 °C

19 марта исполняется 100 лет подводным Силам России

20.03.2006 00:00:00



В славной летописи Военно-морского флота почетное место занимают подвиги подводников — Героев Советского Союза И. А. Колышкина, М. И. Гаджиева, Н. А. Лунина , А. И. Маринеску, Г. И. Щедрина, гвардейских экипажей североморцев, балтийцев и черноморцев.

Мы гордимся, что в годы Великой Отечественной войны подводная лодка «Новосибирский комсомолец», построенная на средства новосибирцев, успешно громила врага на Северном флоте.

В послевоенные годы в период «холодной войны», жесточайшего противостояния двух держав, наша страна создала ракетно-ядерный подводный флот. Один из участников реализации этой программы — наш земляк, новосибирец, генеральный конструктор атомных подводных лодок Радий Анатольевич Шмаков. Моряки-подводники, неся боевую службу на просторах Мирового океана, с честью выполнили стоящие перед ними задачи. И сегодня подводники несут нелегкую службу на атомных подводных крейсерах стратегического назначения, многоцелевых субмаринах, продолжая соблюдать и приумножать славные традиции моряков-подводников Военно-морского флота России.

Новосибирское морское собрание поздравляет матросов, старшин, мичманов, офицеров запаса и в отставке, ветеранов подводного флота со столетием подводных сил России. Желаем вам, дорогие подводники, вашим близким здоровья, бодрости, успехов во всех делах.
Новосибирское морское собрание.

Героические подвиги бессмертны
Областной совет ветеранов ВМФ сердечно поздравляет подводников, фронтовиков, подводников в отставке, моряков запаса с праздником 100-летия отечественного подводного флота, который отмечаем 19 марта 2006 года.

Желаем крепкого здоровья, семейного благополучия, мирного неба!
Памятная дата связана с тем, что 19 марта 1906 года указом императора Николая II миноносцы (так тогда именовались подводные лодки) были переведены в класс подводных лодок. Трудно переоценить тот вклад, который внесли моряки-подводники в обеспечение национальной безопасности нашего Отечества.

Особенно ярко вошли в летопись Отечества героические подвиги моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.
Пройдут годы и десятилетия, но не изгладятся из памяти народной бессмертные подвиги моряков-подводников.

Владимир УСТЬЯНЦЕВ. Председатель областного совета ветеранов-моряков ВМФ, член Международной ассоциации подводников.

Атака из глубин
Приоритет в области строительства субмарин принадлежит англичанам. Еще в 1620 году на Темзе в присутствии короля Якова I был испытан подводный корабль с экипажем из 12 человек. Но и российские изобретатели внесли свой вклад в разработку конструкции «потаенных судов», как их именовал Петр I. В 1844 году инженер Степан Джевецкий построил первую в мире подводную лодку, чей движитель питался от аккумуляторной батареи. А уже в 1879 — 1881 годах были спущены на воду пятьдесят подлодок, построенных по его же проектам.

Однако первый российский подводный корабль, представляющий боевую ценность, появился лишь в 1902 году. Он мог погружаться на глубину до 55 метров, имел скорость подводного хода 9 узлов и был вооружен двумя торпедными аппаратами. Тем не менее участие субмарин в разразившейся вскоре Русско-японской войне носило фантомный характер — больше было страхов и слухов. Хотя флотоводцы противоборствующих держав и принимали самые серьезные меры к отражению возможных атак из-под воды.

А вот в Первую мировую подводные лодки стали представлять серьезную угрозу. Россия только в Балтику вывела восемь субмарин. К началу 1917-го там успешно действовали 40 русских подводных лодок. Хотя, объективности ради, стоит заметить, что самыми эффективными подводниками были все-таки немцы.

Смертоносный алфавит
Перед Великой Отечественной войной советский флот располагал 212 подводными лодками, в том числе и субмаринами типа «К» («крейсерская»), которые по тактико-техническим данным превосходили все зарубежные аналоги. В вооружение этого подводного крейсера входили десять торпедных аппаратов, по два 100 и 45-миллиметровых орудия, два пулемета. Скорость в надводном положении — 21 узел, а в подводном — 10 узлов. Дальность плавания — 176 морских миль. К сожалению, их было не так много. В основном моряки воевали на менее мощных лодках типа «Д», «Л», «С», «Щ», «М».

Технические недостатки подлодок компенсировались мужеством, стойкостью, отвагой. Уже 14 июля 1941 года лодка Щ-402 проникла в норвежский фьорд и атаковала стоящий там немецкий корабль. Тем самым советские подводники открыли боевой счет. А к концу войны в нем значились уже сотни судов, ходивших под флагами держав гитлеровской оси.

Подводная кругосветка
С середины пятидесятых годов в Советском Союзе началось создание ракетно-ядерного подводного флота. В основном строились два типа кораблей. Во-первых, стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Они вооружались баллистическими или крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Ко второму типу относились многоцелевые субмарины для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами. Их оснащали ракетами класса «корабль-корабль», торпедами и ракетоторпедами.

Это была сила, не считаться с которой было нельзя. Тем более что с каждым годом мощь советского подводного флота возрастала. Вот хроника тех лет. В 1955-м впервые в мире с подлодки осуществлен пуск баллистической ракеты. В 1961-м с лодки «С-229» произведен выстрел ракетой Р-21 из подводного положения. В 1962-м атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. В следующем году над этой точкой экипаж подлодки Юрия Сысоева поднял Государственный флаг СССР. А в 1966-м группа АПЛ совершила первую подводную кругосветку.

Настроение, царившее тогда в Пентагоне, иначе как паникой назвать нельзя. Дело дошло до того, что в 1969 году НАТО утвердило положение, разрешающее уничтожать наши подводные лодки, обнаруженные и не всплывшие в радиусе ста миль от американских кораблей.

Под Андреевским флагом
Девяностые годы в истории российского подводного флота к лучшим никак не отнести. Подводные ракетоносцы резали на иголки, офицеры и специалисты покидали ВМФ, стапеля судостроительных заводов стояли пустыми. Казалось, еще немного, и этот класс кораблей вообще перестанет существовать. Положение стало меняться лишь в последнее время. Были приняты «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». В этом документе записано: «В поддержании и развитии морской техники и вооружения Военно-морского флота высший приоритет принадлежит: ракетным подводным лодкам стратегического назначения; многоцелевым подводным лодкам; универсальным боевым надводным кораблям».

Работа по реализации «Основ» уже начата. Сейчас строятся две подводные лодки проекта 955 «Борей». В марте на стапели будет поставлена третья субмарина нового поколения.

— Программа перевооружения ВМФ предусматривает строительство новой ракетной подводной лодки стратегического назначения, которая станет основой будущего подводного флота России, — сообщил недавно главком ВМФ адмирал Владимир Масорин.

В рамках модернизации подводных сил идут испытания новой баллистической ракеты морского базирования «Булава». Она может нести не менее 10 ядерных блоков индивидуального наведения. Ожидается, что эта ракета поступит на вооружение подводных крейсеров в 2007 году.

Триста лет назад Россия заявила о себе как о морской державе. Андреевский флаг наши моряки с честью пронесли через все моря и океаны. И спускать его они не намерены.

Великий кораблестроитель
Очень часто жизнь выдающихся и талантливых людей, занятых разработкой военной техники, проходит в безвестности. И когда (чаще всего после смерти) имена их можно назвать, всё равно они не сравнятся по известности с теми из своих коллег, кто создавал гражданскую технику.

Владимир Николаевич Перегудов. Судьба его типична для молодых людей того времени. В 1921 году крестьянский парень в лаптях приехал в Петроград, спасаясь от свирепствовавшего в Поволжье голода. После принятия 16 марта 1921 года 10-м съездом РКП (б) постановления о мерах по «возрождению и укреплению Красного военного флота» Владимир Перегудов добровольцем вступает в ряды Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ).

В 1926 году на Балтийском морском заводе в городе Ленинграде закладываются первые советские подводные лодки (ПЛ) типа «Декабрист». В. Перегудову доверяется быть членом комиссии по их приёмке — к тому времени, в 1930 году, он закончит Военно-морскую академию. А следующую серию подводных лодок, знаменитых «Щук», он уже будет испытывать.

Блестящий инженер и математик, В. Н. Перегудов близко сходится с создателями первых советских подводных лодок — Б. М. Малининым и М. А. Рудницким. Он жадно впитывает опыт других, постоянно поражает коллег смелостью конструкторских решений. Вскоре ему поручают корпусный сектор при проектировании ПЛ типа «С», выполненном под руководством С. Г. Туркова.

Именно корабль этого типа, развивавший значительную надводную скорость и имевший большую по тем временам автономность плавания под водой, в годы войны совершил «атаку века». Ночью 30 января 1945 года балтийская ПЛ «С-13» под командованием А. И. Маринеску потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлав» водоизмещением свыше 25000 тонн, при этом погибло более 6000 гитлеровцев, в том числе 3700 фашистских моряков-подводников, направлявшихся из центра подготовки к месту службы.

Поздней осенью 1952 года В. Н. Перегудова вызвали в Москву, в Кремль. Заместитель председателя Совета Министров СССР В. А. Малышев, как это было принято в те времена, раскрыл карты сразу. Дизель-электрические подводные лодки (ДПЛ) уже не отвечают требованиям времени, а на суше уже достаточно освоен атомный реактор. Поставить его на подводную лодку — совершить революцию на флоте.

Главным конструктором реактора для атомной подводной лодки (АПЛ) был назначен академик Н. А. Доллежаль, а разработку парогенераторов поручили Г. А. Гасанову. Перегудов, Доллежаль и Гасанов вместе проведут долгие недели, запершись в рабочем кабинете и не отвечая на телефонные звонки.

Для работы над проектом были собраны лучшие конструкторские и научные силы страны: специалист по турбинам Г. А. Воронин, корпусник В. П. Горячев, разработчик реакторного отсека П. Д. Дегтярёв и другие.

Атомная подводная лодка была сконструирована, но до сих пор великий кораблестроитель, академик, лауреат Государственных премий, дважды Герой Социалистического Труда Владимир Николаевич Перегудов мало кому известен! И ни один корабль Военно-морского флота России не носит имя главного конструктора первого советского подводного атомохода.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: