Новосибирск -0.8 °C

Концентрироваться на главном и верить в людей

27.09.2014 00:00:00
Концентрироваться на главном и верить в людей
—Наша дистанция всегда была правофланговой. Показатели были хорошие, потому что производственный процесс был отлажен и работали с настроением, — говорит дорожный мастер Андрей Васильевич Мезенцев. — Когда я пришел монтером пути, Александр Петрович Козлов уже несколько лет руководил Инской дистанцией.

—Наша дистанция всегда была правофланговой. Показатели были хорошие, потому что производственный процесс был отлажен и работали с настроением, — говорит дорожный мастер Андрей Васильевич Мезенцев. — Когда я пришел монтером пути, Александр Петрович Козлов уже несколько лет руководил Инской дистанцией. Он же выбранный руководитель. Коллектив его избрал в 1988 году, а это много значит… Конечно, при нашей непростой работе всем мил не будешь, но Александра Петровича всегда уважали за то, что он требовательный, но справедливый. Он и с себя в первую очередь спрашивал! Без строгости тут никак. Каждый должен отвечать за свою работу. А на руководителе — особая ответственность: чтобы дело двигалось в нужном направлении.

Слушая человека, с которым герой нашего очерка Александр Петрович Козлов проработал бок о бок восемнадцать лет, ловлю себя на мысли, что руководство, отмечая личные и деловые качества А.П. Козлова делает акценты на тех же самых моментах. В одном из наградных приказов на почетного железнодорожника, заслуженного работника транспорта России Александра Петровича Козлова, читаю:

«Энергичный и опытный хозяйственник, организатор и руководитель производства, специалист путевого хозяйства высокой квалификации… Его продуманный и взвешенный подход к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, умелое руководство оперативной работой подразделений, настойчивость и последовательность в решении задач позволяют коллективу дистанции пути из года в год обеспечивать выполнение установленных заданий по ремонту и текущему содержанию пути, обеспечению безопасности движения поездов…»

Он и сегодня такой же ответственный, в гуще разных дел, энергичный, инициативный, что даже сложно назвать его ветераном-железнодорожником. Стареть и терять деловую хватку нашему герою не позволяют жизненная закалка и его сегодняшний статус депутата Законодательного собрания Новосибирской области.

Мошковские мальчишки
В личном архиве нашего героя есть старенький снимок из раннего детства: на мошковской улочке с говорящим названием Железнодорожная на лавочке сидит детвора — сплошь дети железнодорожников. Один из сорванцов — наш герой Александр Козлов. Впрочем, тогда еще, конечно, его звали Сашкой. Эти друзья-приятели практически все, когда выросли, стали железнодорожниками. За линией, на такой же улочке жила семья машиниста, в которой подрастал будущий министр путей сообщения Николай Аксёненко. Еще один, очень известный мошковский паренек — Александр Иноземцев, в дальнейшем — заместитель начальника дороги по пути и строительству. Росли они в разное время, но по улочкам бегали одним и дышали тем же воздухом, что наряду с грохотом и копотью был насыщен романтикой железных дорог.

Вплоть до того времени, как Саша пошел в пятый класс, семья проживала в Мошково. Большинство старших ее представителей работали на железной дороге. Дед по материнской линии, Михаил Тихонович Морковин, трудился в Мошковской дистанции пути кузнецом, мама, Анна Михайловна, была техником в той же дистанции, ее брат Николай работал в мастерских. Отец нашего героя, Петр Андреевич Козлов, был дорожным мастером сначала на станции Сокур, а затем там же, в Мошково. Жили в обычном бараке на станции, по соседству с табельной.

Время было послевоенное. Какие тогда игрушки?! Так что игры у сорванцов тоже были свои, «железнодорожные»: брали в табельной противоугоны, ставили их в ряд и костылями сбивали. Что-то вроде игры в городки получалось…

Позже, когда Петра Андреевича Козлова перевели ревизором в Новосибирское отделение дороги, семья перебралась в областной центр.

Для ребят его поколения, которые «варились» в той же среде, что и родители, слушая бесконечные разговоры взрослых о железной дороге, было само собой разумеющимся выбирать тот же, выверенный уже двумя поколениями семьи путь. И наш герой не стал исключением. Когда подошло время, он подал документы в Институт инженеров железнодорожного транспорта и даже специальность выбрал отцовскую — «путевое хозяйство».

Акцент — на главное!
— Деканом нашего факультета был Леопольд Мечиславович Дановский, — рассказывает Александр Петрович. — Преподаватели в то время были очень требовательные. Это от современных студентов некоторых вузов можно услышать, что они зачеты за деньги сдают… У нас был доцент кафедры математики Савелов, если бы я ему в зачетку деньги положил, он бы меня не только зачеткой хорошенько отбуцкал, но и из института бы выгнал… Этот преподаватель никому на лекциях не давал носом клевать. Постоянно «выдергивал» любого: «Ну-ка, такой-то, продолжите мою мысль!» Так что мы ухо держали востро…

Это было яркое, насыщенное, но при том очень трудное время. Основная сложность для студента Козлова заключалась в том, как совместить успешную учебу с большими спортивными нагрузками.

Пришел он в борьбу достаточно поздно — в восьмом классе. И все же благодаря хорошим природным данным и упорству стал мастером спорта СССР.

— У нас был тренер Василий Александрович Иванов. Заслуженный тренер России, он и сейчас жив! Без преувеличения, для нас он был не только в спорте, но и в просто в жизни примером. Всегда подтянутый, в аккуратном спортивном костюме, парфюм хороший... И все время с нами, пацанами… Доброжелательный, понимающий, мудрый… На вопрос: «Что вам дал спорт?» — мой собеседник отвечает без промедления:

— Научил дорожить временем, которого всегда категорически не хватало, особенно в студенчестве. Научил преодолевать собственные слабости. С тренировки пришел уставший, кофе попил и садишься рисовать проект. Лист вот такой огромный… А если тушью и рейсфедером надо? Чуть капнешь — и все! Прятаться было не за кого, все приходилось делать самим. Если предстоят соревнования, экзамены сдаешь заранее. А куда деваться?!

Кстати об умении выбирать главное, которому так же научил спорт.

— Я придумал такую тактику, которой и в дальнейшем по жизни придерживался: выделять главное, на него налегать, а второстепенное… уже потом. Правда, пару раз, эта стратегия сыграла со мной злую шутку. Был у нас профессор по фамилии Люц. Я геодезию на первом курсе с первого захода не сдал — на спорт налегал, времени не хватало. Спросил студентов старших курсов: «Какие предметы основные?» Они сказали: математика, физика, сопромат, мосты… «А геодезия?» — «Так… Ерунда! Тем более преподаватель плохо слышит. Ты, главное, рот открывай, что-то говори…»

Я и купился. На экзамене вещаю что-то, он кивает сидит, кивает, кивает… Я, понятное дело, доволен. Договорил. Он мне: «Хорошо! Второй вопрос». Это был один из двух случаев в жизни, когда слово «хорошо» меня убило. В конце моего ответа он спокойно берет зачетку и ставит… двойку. Выхожу, а те хохочут! Так что в геодезию пришлось вникать основательно! — смеется наш герой.

Памятью о студенческих годах остались поездки в стройотряд на Сахалин, где сибиряки строили противолавинные сооружения, отъедались хорошей рыбой и, к слову, неплохо зарабатывали, что позволяло потом, вернувшись в Новосибирск, еще какое-то время нормально питаться.

Дистанция, ставшая родной
Трудовую биографию наш герой начал в Инской дистанции пути монтером пути на четвертом околотке. Признается: приняли душевно. Потому, наверное, и остался… «Коллектив был хороший! Дистанцией в то время руководил Николай Степанович Сорочихин». Целый год наш герой пытался совмещать работу с вечерними поездками в город на тренировки, но этот выматывающий режим не мог продолжаться долго. Спорт пришлось оставить.

Вскоре новичок уже был бригадиром, а в 1977-м, то есть меньше, чем через год, его уже поставили мастером. На вопрос: «Трудно ли было находить контакт и руководить людьми старше себя по возрасту?» — отвечает философски:

— Жизненный опыт помогал… У меня к тому времени за плечами не только институт, но и армия! А это большая школа жизни. В полку полторы тысячи человек, так что быстро учишься и отношения выстраивать, и подчиняться, и командовать...

Так бывает, что в один временной отрезок укладывается фактически вся жизнь. Герой нашего очерка пришел в Инскую дистанцию монтером пути в далеком семьдесят шестом и покинул пост ее руководителя лишь два года назад, расставаясь тяжело, болезненно и с людьми, и с делом, которому отдано столько сил и времени. За треть века дерево вырастает… Что уж говорить о человеке, который «всеми жилами» прирастает к коллективу, к атмосфере, к тревогам, радостям, волнениям, которые и есть суть самой жизни.

След на земле — это не только дела, цифры в отчетах, построенные объекты, это еще и память, которую ты оставляешь в сердцах тех, кто шел с тобой рядом. Коллеги и соратники Козлова отмечают прежде всего такие его качества, как глубокое знание дела, умение правильно поставить задачи и организовать людей на их решение. Эти черты руководителя выковывались, закалялись постепенно. А поначалу, как и всем, ему приходилось довольно трудно.

— Само предприятие тогда, в конце семидесятых было в очень запущенном состоянии. Не потому, что работали плохо, а потому что шел огромный поток поездов, технологических перерывов, чтобы провести ремонт, практически не давали. Рельсы были Р-50, шпалы деревянные, бетонных тогда еще не было, все гнило, костыли порой руками вытаскивали… Но надо было что-то делать. Исхитрялись: брали «окна», ночами работали… Когда сегодня порой бываешь в других местах и ребята жалуются: «Вот, путь плохой...», я говорю: «Нет, ребята, вы плохого пути не видели!!!» — рассказывает Александр Петрович.

С кадрами тоже было непросто. Это было время, когда предвоенное поколение уходило на пенсию. Причем приличным составом… Освобождалось много рабочих мест. Зарплата на разных советских предприятиях была примерно одинаковая, и удержать чем-то работника становилось непростой задачей. Ему что-то не понравилось, он пошел в другое место, через месяц еще куда-то… И везде его примут. Была целая категория таких людей, которые постоянно кочевали с одного рабочего места на другое, вспоминает мой собеседник.

Моральный стимул
Чтобы заинтересовать людей, активно стали строить жилье. Хозспособом. Практически все делали сами, создали все необходимые структуры: своя пилорама, плотники и восемь профессиональных каменщиков тоже свои. В Инской возвели два 27-квартирных дома, в центре Бердска построили один благоустроенный дом, в Искитиме — дом на 24 квартиры, в Новолуговом — 25 двухквартирных домов.

Со временем найти землю под застройку, особенно если речь шла о малоэтажном строительстве, на Инской стало сложнее, и тогда, не без помощи добрых людей удалось добиться выделения земли в Новолуговом. Вопрос решался ни много, ни мало через постановление Совета министров СССР.

Помогали работникам улучшать жилищные условия, заботились о ветеранах войны, ремонтировали старые бараки, коих на балансе числилось порядка 190. Люди видели усилия руководства и ценили эту заботу.

Старший дорожный мастер Вячеслав Александрович Гузенко рассказывает о том, как пришел на железнодорожный транспорт в восемнадцать лет. Начинал монтером пути, заочно получил техническое образование, а затем и высшее...

— Александр Петрович помогал, потому что понимал, что работать и учиться одновременно сложно, тем более когда у тебя уже есть семья, дети. Он человек слова. За все годы такого не помню, чтобы Александр Петрович пообещал что-то и не сделал. Когда я мастером стал, он сказал, что квартира будет, и сдержал слово. За это его всегда ценили и уважали. Он всегда во все вникал до мелочей. Другой руководитель с пьяницей церемониться не станет. А он всегда постарается разобраться в ситуации и помочь. Не рубил с плеча! Приглашал таких в себе, беседы проводил, порой вместе с женами: может, в семье что-то не так, оттого и пьет человек… Словом, всегда старался помочь человеку.

К слову о борьбе с выпивающими и нарушающими трудовую дисциплину. У Александра Петровича Козлова на этот вопрос свой, особый взгляд:

— Мне порой кажется, что на то, чтобы научить людей трезвыми выходить на работу, ушла, наверное, вся жизнь… Дело же не в пьянке как таковой! Надо, чтобы коллектив складывался. Чтобы единомышленниками были мастера, бригадиры, чтобы у них общее дело было. Заинтересовать чем-то надо было людей… Это непросто «Ты не пей!» сказать, и он бросит пить. Нет, так ничего не выйдет! — горячо говорит мой собеседник.

И футбол для души
Вот тут хорошую службу сослужила любовь нашего героя к спорту, его личный опыт того, как благодаря физкультуре и работе над собственными слабостями меняется весь образ жизни человека, его мироощущение… Создали в дистанции пути свою футбольную команду. В конце 70-х — середине 80-х такой бум начался! Стрелочный завод играл, ПАТП, другие предприятия… Даже милиция железнодорожная! Не только другие работники приходили на эти матчи болеть за своих, но и местные жители.

Проводили спартакиады, турниры… Программу постоянно меняли, чтобы был эффект новизны: то армрестлинг, то еще что-то новое придумают. И обязательно призы, пусть небольшие — приемник какой-нибудь или чайник, а людям приятно. Эти традиции, заложенные тридцать лет назад, и сейчас живут в коллективе.

— Это же очень важно — поднять голову! Отвлечься от производственных проблем. Побегать за мячиком или шайбой. В волейбол поиграть. Из воздушки по мишени пострелять. Зимой — по лыжне пробежаться, чаек на морозе попить! — с воодушевлением говорит Александр Петрович. — Если даже человек сам не участвует, пусть придет, посмотрит на других, пообщается с товарищами в другой обстановке, отдохнет от шума и напряжения. С семьей своей время проведет на свежем воздухе!

Они всегда старались изыскивать дополнительные возможности для оздоровления работников. Козлов настаивал на том, чтобы отправлять людей в профилакторий не тогда, когда они уже заболеют, а раньше, не дожидаясь проблем. «Мы изыскивали возможность заработать дополнительные деньги. Перечисляли профкому, а Марина Олеговна Сафронова приобретала пятидневные путевки, которые мы вручали лучшим монтерам пути. Они ехали с семьей на Алтай на пять дней. Полностью бесплатно! Столько впечатлений получали, столько фотографий привозили», — рассказывает Александр Петрович.

Он может сказать: «Мы вместе с ними тянули эту лямку. Мерзли вместе, хлеб черствый ели…» Александр Петрович добился у начальника дороги разрешения содержать столовую и поваров, чтобы люди могли нормально покушать. Труд у путейцев тяжелый, поэтому горячее питание обязательно.

«Оборудование нужное купили, печь поставили. Термоса завели большие. Всякое же бывает, особенно зимой. Потребовалось заменить рельсы, мороз — минус 30, место такое, что никак к нему не подъехать. Я профсоюзу говорю: «Купите куриц, сварите их, отделите мясо от костей и в бульон. Ни картошки, ничего не надо: только бульон и мясо!» И мы все это в термоса, их шубами старыми укутали и туда. Там наливаешь в кружку, хлеба ломоть берет человек, и у него настроение другим становится!» — вспоминает он.

Годы перестройки выдались особенно сложными. Разные были периоды, в том числе такие, когда зарплату вообще не платили. Отдельная эпопея была с подсобным хозяйством, когда закупили у подшефного колхоза поросят, выкормили и к 7 ноября обеспечили работников мясом. Главное — люди чувствовали заботу, понимали: да, трудно, но общими усилиями делается что-то, чтобы эти трудности преодолеть.

— Уравниловки быть не должно, — говорит Козлов. — Это бич. Не могут люди работать по-разному, а получать одинаково, меня самого это возмущало, когда еще мастером был. Когда еще Александр Витальевич Целько здесь работал начальником станции, была такая история. Собрал информацию от бригадиров о тех, у кого показатели хорошие. Поехал в магазин и купил наручных часов «Слава», самых обычных — они тридцать рублей тогда стоили. Торжественно при всех вручил, и каждому руку пожал. Это имело такой положительный эффект, что мы сделали это традицией — отмечали лучших мастеров, бригадиров… И постепенно дело пошло. Потому что нельзя не замечать даже малюсенький успех человека. Потом уже классность появилась и разница в зарплате, но мы все равно продолжали свою линию — отмечать и поощрять лучших. Порой шли на перерасход, дорога нас ругала за это, но мы всегда были против уравниловки…

Он и сегодня убежден, что даже в наше, казалось бы, время индивидуалистов и нацеленности на материальный успех, человек не может без моральных стимулов.

— Мы уже убедились: одна только материальная заинтересованность не помогает. Люди к чему-то стремиться должны! А к чему? К обогащению? Во-первых, не у всех это получится. А во-вторых, ну накопил ты денег, а дальше что? Сидеть будешь на них? Должно быть что-то более важное, более значимое. Четыре пятых населения страны — это люди, которые создают материальный продукт. От того, как им живется, как они себя чувствуют, уверены ли в сегодняшнем дне, не говоря уже о завтрашнем, зависит настроение в стране в целом, — говорит он.

Связь поколений
Вспоминая своих наставников в профессии и просто по жизни, А.П. Козлов говорит, что их было много. Первые наставники человека — его родители, они закладывают основу. Потом в институте — преподаватели, в армии — командиры, в спорте — тренеры…

— На железной дороге у нас была выстроена такая система, которая сама по себе уже воспитывала. Начальник службы был Валерий Дмитриевич Овчаров, а заместитель начальника Николай Иванович Зеленев. Они всегда интересовались у молодых специалистов, как живется, как на работе складывается… Только с какой-нибудь проблемой обратишься, на следующий день он уже у тебя: посмотрит, подскажет.. И вообще много было вокруг людей, которые помогали, — размышляет мой собеседник.

— Ты-то думаешь, что ты сам, а лет 20 — 30 пройдет, понимаешь: э, нет, помогали-то мне во все лопатки! Когда я пришел мастером, у нас бригадиром был Александр Игнатьевич Симаков. Он так умел мягко, ненавязчиво подсказать, что ты и не заметишь. Я вроде выше по должности, но он старше, опытнее… Как к нему не прислушаться?!»

С особой теплотой Александр Петрович говорит о поколении, на долю которого выпали и военные тяготы, и послевоенная разруха. «Я помню еще тех, кто при царе успел поработать. Ярыкайкин Павел Максимович — замечательный человек. Михаил Николаевич Матюх. Гульдяев Степан Максимович, он жил в Евсино... Идешь по перегону из Евсино в Линево, по дороге перекусить-то негде, холодно-холодно. А он уже на пенсии был. Скажешь: «Степан Максимыч, тогда-то к тебе зайду» — «Понял!» Заглянешь, а у него уже банька натоплена, чай горячий, яичница ждет… Посидим, поговорим… Образование у многих из них — три-четыре класса, у кого-то семилетка, но все настолько добрые, понимающие, терпеливые, мудрые!»

— В Бердске есть у нас мастер, сейчас он уже на пенсии, Виктор Александрович Райтузов. Почетный железнодорожник. Валерий Алексеевич Захаров — в Искитиме. Николай Михайлович Захаров, его однофамилец, здесь, в Инской, работал. Добрейшей души люди и чрезвычайно преданные своему делу! Им дважды повторять не надо было. Если сказал, что сделает, значит, сделает! — говорит мой собеседник.

Александру Петровичу Козлову неоднократно предлагали уйти на повышение и на другие дороги звали, но он отказывался. Как-то раз мастера пришли с такими словами: «Говорят, ты уходить собрался?! Ты уж нас не бросай!» Он признается: «Да я и сам не хотел, потому что все было отлажено, настало то время, когда коллектив сложился и работать было интересно...» Не хвастаясь производственными показателями, которые всегда были, что называется, в порядке, добавляет: «Работали, чтобы дистанция была крепкой, стабильной. У нас очень много почетных железнодорожников выросло. Коллектив вырастил немало хороших руководителей, они сейчас в управлении дороги, на других дорогах работают. Это не руководитель, это коллектив их вырастил…» Дистанция считалась самой оснащенной по механизмам: и подбивочные машины, и рихтовочные имелись. Сами их эксплуатировали и содержали! И снегоуборочных машин был целый парк.

— В период с 2000 по 2007 год в развитие Инской (не только путейского комплекса, а в целом) было вложено порядка 5 миллиардов рублей. Стрелочные переводы и пути были переведены на бетон. Активно велись выправка профилей и обновление щебеночного балласта. Подъездные пути тоже были переведены на бетон. «С приходом А.В. Целько к руководству ЗСЖД было очень много сделано по капитальному ремонту пути на перегонах, на линейных станциях. Это создало базу для того, чтобы дистанция и сегодня работала стабильно, — говорит наш герой. — Коллектив ПЧ-13 первым на нашей дороге начал укладку стрелочных переводов на железобетонных брусьях, а также применил алюмино-термитную сварку стыков,

— Жизнь пролетела быстро… Не заметил. Когда занимаешься делом конкретным, дни превращаются в минуты. Смотришь, неделя пролетела, месяц прошел…

С 2005 года и по сей день Александр Петрович занимается депутатской работой. Получилось все как-то само собой. Работа дистанции была отлажена. Говорит, что появилось время, а люди всегда за помощью шли: и железнодорожники, и просто жители окрестных улиц… «Присмотрелся и увидел, что железнодорожники еще неплохо живут, есть у людей такие проблемы — мама родная! — признается мой собеседник — Начали помогать, решать проблемы на разных уровнях».

Так по сей день и решает. Помогает погорельцам, одиноким старикам, многодетным семьям, поддерживает школы и социальные объекты, благоустраивает частный сектор Первомайки, с его участием в домах появился газ, лучше стали выглядеть улочки и дороги, по инициативе депутата и при огромном вкладе родной ЗСЖД и РЖД в содружестве с региональной властью здесь построили отличный ледовый комплекс для детей… На Звездной появилась остановочная платформа, которую, по воспоминаниям ветерана Андрея Федоровича Маяцкого, еще Иван Ефимович Трубников обещал местным жителям.

Все дела не перечислишь! И их не становится меньше. Меняется уровень жизни людей, меняются их запросы. Что неизменно, так это жизненные принципы нашего героя. Он признается: приятно помогать тем, кто сам не сидит без дела, кто инициативен… Во время нашего интервью к депутату заглянули неожиданные гости — многодетный отец с детьми. Глава семейства, в котором подрастают девять ребятишек, среди которых есть и кровные, и приемные, — сварщик, золотые руки. Сам сделал отличную спортивную площадку для детей.

Александр Петрович много общается с молодым поколением, вовлекая в спорт, проводя встречи совместно с общественной организацией «Трезвый город», беседуя на такие простые, но чрезвычайно важные для становления парней и девчонок темы, как выбор профессии, выбор жизненного пути, принципы, по которым ты оцениваешь свои и чужие поступки.

Дети Александра Петровича и Александры Михайловны Козловых уже выросли, окончили СГУПС и сегодня работают на железной дороге. Сын Александр — начальником линейной станции, а Евгения — бухгалтером Дирекции по ремонту машин и механизмов. Недавно Александр Петрович стал дедом.

— Что хотелось бы еще сделать? — спрашиваю нашего героя.

— Лично для себя — ничего, — откровенно говорит он. — А с точки зрения дела, которым занимаюсь… Хотелось бы, чтобы у нас люди были добрее, а для этого надо, чтобы жизнь у них становилась лучше. Чтобы все трудились, чтобы зарплата росла, чтобы детей могли нормально выучить… Важно, чтобы страна не только газ и нефть за границу продавала, а потому надо развивать производство. Люди должны видеть, что жизнь вокруг меняется к лучшему…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: