Новосибирск 4.7 °C

Из семьи машиниста

26.07.2014 00:00:00
Из семьи машиниста
«Я — паренек довоенного выпуска, — шутит Николай Антонович, — родился в сороковом… В Барабинском депо, где работал отец, я впервые оказался, как мне помнится, в 1952 году. Мне тогда шел двенадцатый год. Помню, отец взял меня с собой в депо в тот день, когда ему вручали медаль «За трудовую доблесть». Я им гордился…»

«Я — паренек довоенного выпуска, — шутит Николай Антонович, — родился в сороковом… В Барабинском депо, где работал отец, я впервые оказался, как мне помнится, в 1952 году. Мне тогда шел двенадцатый год. Помню, отец взял меня с собой в депо в тот день, когда ему вручали медаль «За трудовую доблесть». Я им гордился…»

Старший Макуха был на очень хорошем счету не только за свои трудовые успехи — «Отличный паровозник», «Отличник сталинского призыва», он был ярким представителем настоящей династии железнодорожников. Антон Илларионович пришел в Барабинское паровозное депо в тридцать пятом году вслед за своими старшими братьями Павлом и Фёдором, которые уже несколько лет работали машинистами.

В книге «Труженики Западно-Сибирской магистрали» есть небольшая статья, рассказывающая о том, как в сорок втором году Антон Илларионович Макуха вел состав с танками под Сталинград. Зима, минус сорок два… Когда с паровозом случилась поломка, машинист обморозил руки, но неисправность устранил и доставил танки по назначению. Однако за задержку состава его ждало наказание, скорее всего — отправка на фронт.

«Как мне рассказывал старший брат отца, — говорит Николай Антонович Макуха, — когда в депо шел разбор, машинист-инструктор встал и сказал: «Лучше я за него на фронт пойду, а здесь от Антона больше пользы будет!» И отца не тронули».

Отличник и спортсмен
Свое раннее детство, несмотря на тяготы военных лет, Николай Антонович вспоминает с большой теплотой. И главное, что согревает в этих воспоминаниях, — удивительно человечные отношения между людьми, сочувствие, поддержка, готовность поделиться последним, ощущение единства своей личной судьбы и судьбы Родины. Это чувство наш герой, как и многие его ровесники, пронесет через всю жизнь. Это — поколение людей, воспринимающих трудности не как препятствие, а как неотъемлемую составляющую движения вперед. «Трудности делают нас сильнее», — говорит он.

В конце тридцатых годов руководство Барабинского паровозного депо, понимая, что машинисты живут в очень плохих условиях, а значит, плохо высыпаются и это сказывается на их работе, решило строить жилье. Об отдельных квартирах в силу серьезных экономических сложностей речи, конечно, не шло.

— Наш дом построили в 1938-м, — рассказывает Николай Антонович. — В него переселились три семьи машинистов. Отцы наши работали на одном паровозе, а мы, ребятня, росли одной большой семьей.

В семье Антона Илларионовича и Дарьи Семёновны родились шестеро ребятишек, правда, двое из них заболели и умерли в тяжелые военные годы. Семьи соседей тоже были многодетными, так что мамы трех семейств кормили ребятню без разбора, не деля на своих и чужих…

Учиться Коля пошел в железнодорожную школу № 93, которую спустя годы окончат его собственные дети. Будучи пареньком вдумчивым и упорным, он всегда учился на пятерки. Признается: «Я всегда хотел стать отличным железнодорожником!»

Так что нет ничего удивительного в том, что, отлично окончив школу, он подал документы в местное железнодорожное училище. На какую специальность? Конечно же, на помощника машиниста. Поскольку ни о каком другом поприще не мечтал, Николай с огромным интересом осваивал будущую профессию, дотошно вникая во все технические детали, учась у наставников, поддерживавших в нем эту «техническую жилку».

Училище Николай Макуха окончил в июле 1959 года. Он легко влился в коллектив депо, где работали его отец и двое дядек. А уже через год трех перспективных молодых железнодорожников, в числе которых был и наш герой, руководство направило на учебу в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Макуха выбрал для себя факультет электрического транспорта.

Годы студенчества запомнились многим: особой атмосферой товарищества, увлечением спортом и, конечно, новыми знаниями, открывавшими большие перспективы. В качестве темы своей дипломной работы Николай Антонович выбрал проект электромеханического цеха, который, кстати, сам и будет реализовывать, когда вернется в родное депо. Но об этом мы расскажем чуть позже.

— Я никогда не курил. Да и вообще к вредным привычкам относился скептически. Зато с удовольствием занимался спортом. Всегда! И в школе, и в институте, и потом в трудовые годы, — говорит Николай Антонович. — В легкой атлетике мне особенно удавались тройной прыжок и бег на полторы тысячи метров. А зимой на лыжах я неплохо бегал «десятку».

Между прочим, в составе своей институтской команды по футболу он неоднократно становился чемпионом Западно-Сибирской железной дороги. Была даже такая забавная история.

«В 1962 году мы выиграли первенство, которое проходило в Новосибирске, а через два года соревнования должны были состояться уже в Барабинске. Я в это время был здесь на практике, работал помощником машиниста. Начальником депо в это время был Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич Лелеков. Он меня хорошо знал. Вот как-то вызывает и говорит: «Ты что, на первенстве дороги собрался играть за ОмИИТ? Я тебя не отпущу, если не будешь выступать за Барабинск!» — смеется Николай Антонович. — А потом уже я играл за барабинский «Локомотив». На черно-белом снимке, слегка пожелтевшем от времени, ас-фотограф запечатлел момент, как стоящий на воротах Макуха бросается всем телом влево, чтобы отразить мяч, посланный форвардом противников. Это не снимок студенческих лет, а свидетельство отчаянной игры сборной… ветеранов депо. Сделан он был в 1989 году. Наш герой никогда не расставался со спортом.

Дипломный проект — в жизнь!
Макуха успешно окончил ОмИИТ (через год после приезда нашего героя в Томск институт перевели в другой сибирский город и переименовали в Омский институт инженеров транспорта) и вернулся на малую родину, где его ждала серьезная работа. Как мы уже упоминали, по собственному проекту.

— У меня была цель — сделать хороший электромашинный цех. Это и повлияло на выбор темы дипломной работы. На преддипломной практике я был здесь, в Барабинском депо, исполнял обязанности техника испытательной станции и параллельно вел расчеты к диплому, — рассказывает он.
Кстати, диплом об окончании железнодорожного вуза вполне мог бы быть красным, но… политэкономия подвела. А все остальное упорный барабинец действительно сдал на отлично.

Первым и главным своим наставником Николай Антонович считает Леонида Васильевича Троценко.

— Нас связывает многое. Он окончил ОмИИТ в 55-м году, а я — через 10 лет. То есть у нас одна alma mater. Когда я только-только пришел в депо, он уже был главным инженером. Я сразу отметил для себя, какой это интересный человек и нестандартный, яркий руководитель. Очень ответственный, принципиальный. Он и сейчас во всем любит дойти до конца, добраться до истины. От нас, инженеров, он требовал постоянного саморазвития! И сам был во всем примером. В частности, всегда выступал за технический прогресс и очень много делал для развития депо. То, что новые чешские электровозы доверили обкатывать именно нашему, Барабинскому, депо, тоже не случайность. Предприятие имело хорошую репутацию и в управлении Западно-Сибирской дороги, и в МПС.

Когда я вернулся с учебы, Троценко спросил: «Что ты можешь сделать для депо?» Я говорю: «Вот мой дипломный проект. Я разработал цех электромашин. Это вам интересно?» Он говорит: «Давай! Будем делать!» Так мы и начали по моему проекту работать. С тех пор у нас самые хорошие и производственные, и личные отношения. Он стал начальником депо, я был у него замом по ремонту. Потом он ушел НОДом, затем заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги по локомотивному хозяйству, а я — главным инженером, позже — начальником Барабинского депо.

И до сих пор мы с Леонидом Васильевичем поддерживаем самые теплые отношения… У нас есть свои традиции. 12 апреля непременно встречаемся на открытии охоты. Нам не столько сама охота важна как процесс, сколько пообщаться, наговориться, повспоминать. А поговорить есть о чем: Троценко отработал начальником депо больше любого из нас — двенадцать лет.

Другим своим наставником барабинец называет Вениамина Михайловича Катенина.

— Катенин был мастером аппаратного цеха, я на институтской практике уже работал у него слесарем. Так что когда я вернулся после ОмИИТа, он сказал: «Я уезжаю на дипломирование, ты оставайся за меня». Словом, я сразу начал работать мастером аппаратного цеха, хоть и числился бригадиром, — вспоминает Николай Антонович.

От бригадира до начальника депо
Если схематично изложить дальнейшую карьеру нашего героя, то это будет выглядеть так: шесть месяцев отработал бригадиром аппаратного цеха, затем был переведен мастером в электромашинный цех. «Тяговый двигатель — это сердце машины!» — с любовью говорит наш герой. Это было как раз то время, когда в 1967 году по проекту Макухи цех переделывали. В депо появился современный, хорошо оснащенный и эффективно работающий цех. В последующие годы модернизировали и другие цеха. Наш герой работал мастером периодического цеха, затем — старшим мастером аппаратно-автоматного цеха. Он вообще с особой теплотой вспоминает именно эти годы — конец шестидесятых — семидесятые…

По собственному признанию Николая Антоновича, работали они в эти годы с воодушевлением, с огоньком, всячески поддерживая новаторство и изобретательство. Внедряли повсеместно научную организацию труда, поощряли соцсоревнование рационализаторов. Это касалось не только руководителей среднего звена, но и каждого слесаря, токаря. Когда барабинцам поручили довести до ума новенькие чешские локомотивы, депо превратилось в одно большое конструкторское бюро.

— В 1974 году меня поставили заместителем начальника цеха по ремонту, — вспоминает Николай Антонович. — Начальником цеха в то время как раз был Леонид Васильевич Троценко. Двенадцать лет отработал я в этой должности. Затем пять лет был главным инженером, а позже — восемь лет руководил работой депо.

Кстати, задачу по отработке проблемных моментов электровозов ЧС барабинцы выполнили на отлично. Руководство МПС высоко оценило их труд, все их рационализаторские идеи были обобщены и рекомендованы к внедрению на других железных дорогах России.

В 1974 году за трудовые успехи и активное участие в разработке новых технологий в ремонте Николай Антонович Макуха был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это была не первая его награда, но, безусловно, одна из самых значимых и дорогих.

На вопрос о том, что сложнее — самому учиться и возрастать в профессиональном смысле или учить других, он отвечает так:

— И самому учиться, и других учить — одинаково сложно. И то, и другое требует очень внимательного отношения. Главное — понимание сути работы, умение мыслить нешаблонно и, конечно, высокий уровень ответственности. В локомотивном депо давно сложилась такая традиция: прежде чем издать какой-то важный приказ, руководитель предприятия собирает своих помощников. Мы обговариваем все вопросы, каждый вносит свои предложения, а потом уже принимается взвешенное решение. Это было заложено именно Троценко, продолжил Катенин, который его сменил, а затем я всегда старался придерживаться этой традиции.

Блюсти традиции
«Три начальника — Троценко, Катенин и я — в общей сложности руководили депо тридцать лет, закладывая и поддерживая крепкие традиции. С нами считались. Нас понимали и поддерживали все работники. И сейчас эти традиции продолжаются, — убежденно рассказывает Николай Антонович. — Нынешние руководители тоже очень радеют за депо. А.А. Гармонов сначала был мастером, потом возглавил депо. Евгений Юрьевич Васиневич, сегодняшний начальник депо, при мне также работал мастером — очень толковый, знающий. Все передается от человека к человеку. Ведь что главное в деле? Чтобы принципы работы были всем понятны. Понимание задач каждым человеком и ответственность — это основное. А еще — всегда идти вперед, не останавливаться на достигнутом, ведь техническая мысль развивается быстро, постоянно появляется что-то новое.

Сегодня мы работаем на новом парке локомотивов. Отечественных! Когда первые локомотивы вышли с Коломенского завода, главный инженер компании Валентин Александрович Гапанович доверил их именно Барабинскому депо как самому опытному. Обкатали. Сегодня эти электровозы уходят на другие дороги: Октябрьскую, Свердловскую, Южно-Уральскую…

Все, кто работал с Макухой, трудился под его руководством, отмечают не только его высокое чувство ответственности и всегда взвешенный, четко продуманный подход к делу, но и то, что он всегда был блестящим технологом. Чем сложнее задача, стоящая перед депо, тем интереснее, тем лучше работает техническая мысль в поисках оптимального решения.

Когда Макуха завершил свою карьеру, начальник дороги предложил ему изготавливать электромотрисы на базе электровозов ЧС-2. Это было интересное и очень плодотворное время.

Молодая смена
Отмечая, как все представители старшего поколения, что и атмосфера в стране изменилась, и отношение к человеку труда, он справедливо подчеркивает сильные стороны молодого поколения железнодорожников.

— Я считаю, что те молодые инженеры, которые приходят к нам сегодня, и ребята из технического училища работают хорошо, они достойно продолжают традиции коллектива. Среди них есть классные специалисты! — с гордостью говорит бывший начальник депо. — Они сегодня идут впереди в отношении компьютеризации и прочего, что сейчас крепко вошло в нашу жизнь. Они целеустремленные, уверенные, не стоят в стороне… Им очень интересно и важно все, что происходит на дороге. С ними сегодня считаются, их знания и опыт ценят.

К слову, о молодом поколении. В семье самого Николая Антоновича все — железнодорожники. Жена Галина Павловна без малого сорок лет отработала на родной магистрали. Дочь Николая Антоновича и Галины Павловны вслед за отцом поступила в ОмИИТ, но профессию выбрала мамину — сигнализация, централизация и блокировка. Сегодня Светлана Николаевна Снадний — инженер-электронщик 11-го разряда, трудится в управлении ЗСЖД в должности ведущего специалиста.

— А сын выбрал мою профессию! — смеется наш герой. — Он параллельно освоил специальность помощника машиниста учась в школе, хоть ему и восемнадцати еще не было. Потом и машинистом поработал, и инженером стал…

Сергей Николаевич Макуха так же, как и отец, окончил ОмИИТ и сегодня трудится там, где трудились два поколения его семьи, — в локомотивном депо Барабинск, как раз занимается новой техникой.

Внуки тоже радуют деда своими успехами: Елена учится в СибГУТИ на факультете «многоканальная связь», Ангелина — студентка Новосибирского государственного университета. Младшие внуки пока школьники, им только предстоит через несколько лет сделать свой профессиональный выбор.

Ничто не забывается
Все последние годы главное дело почетного железнодорожника, почетного ветерана ЗСЖД Н.А. Макухи — забота о бывших тружениках депо и сохранение истории родного предприятия. Николай Антонович — председатель совета ветеранов депо и хранитель музея.

Музей этот уникален. Здесь собраны и бережно хранятся сотни свидетельств самоотверженного труда многих поколений железнодорожников. Здесь оживает история самого депо, каждая значимая веха его развития. И каждый стенд, каждый экспонат здесь знаком и дорог сердцам ветеранов. Потому именно музей становится смысловым центром всех важных мероприятий. Сегодня пишутся новые страницы истории Барабинского локомотивного депо. А порой и открывается далекое прошлое…

— Когда мы отмечали 100-летие нашего депо, в 1996 году, я решил собрать всех начальников депо, — говорит ветеран. — Самых первых, конечно, уже нет в живых, но из более «молодых» приехали все, кроме одного, которому предстояла операция. Среди дорогих гостей был проживающий сегодня в Вязьме Александр Дмитриевич Кондратьев, он был начальником депо с 1950 по 1953 год. Когда мы с ним ходили по депо и смотрели старые снимки, он вдруг спросил о моем отце. «Слушай, так я же тебя трехлетнего на руках держал!» — воскликнул он. «Ты знаешь, как я с твоим отцом познакомился? Меня после окончания Куйбышевского железнодорожного института отправили в депо Барабинск. Чтобы стать инженером, надо было обязательно сколько-то отъездить помощником машиниста. Когда я приехал сюда, меня спросили: «К кому тебя подвесить?» — «Да хоть к кому, — говорю, главное — к такому мужику, чтобы всерьез научил». — «Есть у нас такой, — отвечают, — Макуха Антон». Вот мы с ним и поехали. А у меня на новом месте — ни денег, ничего... Время-то было тяжелое — сорок второй год. Твой батя вечером после поездки привел меня к себе домой, чтобы накормить. Вот там-то я тебя и увидел…»

Александр Дмитриевич вообще очень интересный человек, с богатой личной историей. Когда в Монголии стали организовывать железные дороги, он ездил туда представителем от наших железных дорог, помогал. Мы переписывались. Он потом часто приезжал посмотреть, как живет Барабинск, как развивается депо…

За большую профориентационную работу и патриотическое воспитание юного поколения железнодорожников наш герой имеет много благодарностей от руководства. Недавно труд его был отмечен новой наградой, учрежденной в регионе, — медалью Покрышкина. Годы идут, добавляя седины, но в его глазах — все тот же мальчишеский блеск, а в сердце — преданность раз и навсегда выбранному делу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: