Новосибирск 2.6 °C

Знать, что хотим

15.07.2014 00:00:00
Знать, что хотим
В течение нескольких дней в Новосибирске в рамках «Дней архитектурного солнцестояния» работал один из самых известных в мире специалистов в области градостроительства Ханс ШТИММАНН. В нашем городе он прочитал публичную лекцию, принял участие в нескольких круглых столах и дискуссиях.

Немецкий архитектор рассказал о том, чего не хватает современным городам и почему нужно не забывать о своей истории

В течение нескольких дней в Новосибирске в рамках «Дней архитектурного солнцестояния» работал один из самых известных в мире специалистов в области градостроительства Ханс ШТИММАНН. В нашем городе он прочитал публичную лекцию, принял участие в нескольких круглых столах и дискуссиях. В эксклюзивном интервью корреспонденту «Советской Сибири» господин Штимманн рассказал, каким видит современный город и насколько на эту роль подходит сибирский мегаполис.

Назад в прошлое
Ханс Штимманн известен в первую очередь тем, что встал у руля масштабной реконструкции Берлина после объединения Германии в 1990 году. Еще двадцать с небольшим лет назад город был расколот на две непохожих друг на друга части. И именно Штимманн возглавил самую крупную стройку конца ХХ века.

— Какую задачу вы ставили перед собой, когда приступили к планированию концепции градостроительства объединенной Германии?

— В то время мы имели разделенный на две части город — с одной стороны социалистический, а с другой капиталистический уклад жизни. Это как если бы левобережье Новосибирска жило по своим законам, а правый берег совершенно по другим. Поэтому задача была это все объединить и соединить, а также вернуть Берлину облик столицы Германии, а не обычного города.

— Что нужно было сделать, чтобы Берлин стал столицей объединенной Германии?

— Вопрос, как обращаться с наследием ГДР, носил четкий политический характер. Например, правительственные здания времен советского периода было решено не использовать и снести. Дома были не самые выдающиеся и портили общий вид города. Новые госструктуры разместили там, где они были до 1933 года. Когда у меня спросили о концепции застройки исторической части города, я пошел в архив, достал генеральный план застройки до 1993 года. Это и было моей концепцией — создать Берлин, который мы потеряли.

— На ваш взгляд, могут ли большие города быть удобными для жизни людей?

— Конечно. Вопрос, над которым долго бьются многие мегаполисы, — это решение транспортных проблем, с одной стороны, и желание людей жить в центре — с другой. Совместить две потребности сегодня вряд ли получится, это градостроительные нормы 30 — 50-х годов, которые устарели. Поэтому нужно либо искать какие-то компромиссы, либо принимать какую-либо сторону. При этом не стоит забывать, что у молодежи уже совсем другие представления жизни в городе, чем у нас, старшего поколения. Ей (молодежи. — Ред.) хочется, чтобы все было современно, удобно и доступно.

Избежать хаоса
Немецкий архитектор довольно хорошо знаком с российской архитектурой, как с ее прошлым, так и настоящим. Ханс Штимманн много работает в Москве. Во время своего визита в Калининград раскритиковал балконы жилых домов, которые убивают единство улицы, а также посетовал на разбитые и не ремонтируемые тротуары.

— Как вы оцениваете современную архитектуру российской столицы?

— Тут вопрос в том, что мы называем современной архитектурой. На мой взгляд, любая архитектура всегда современна. Но надо понимать, что город — это нечто большее, чем просто набор архитектурных образов, стилей и даже эпох. Они должны иметь что-то общее, объединяющее. Можно строить, кто как хочет, но нужно выполнять простые правила. Например, чтобы все дома на улице стояли примерно в одну линию или имели похожую высотность. В России этим пока пренебрегают.

— Вы уже несколько дней в Новосибирске, может быть, что-то бросилось в глаза?

— Вам нужно работать над тем, чтобы улучшать и расширять сеть общественного транспорта. Транспортная проблема сегодня является общей для европейских и российских городов, поэтому можно изучить опыт коллег из-за рубежа.

— Новосибирск не отличается выдающейся архитектурой. Многие ругают его за точечную застройку. На ваш взгляд, ситуацию еще можно исправить?

— Разумеется, каждый город можно спасти. (Смеется.) В первую очередь нужно определить, что мы в итоге хотим получить и на что будем опираться. Сложнее всего будет найти свой характер, идентичность.

КСТАТИ
Приезд архитектора в Новосибирск стал возможен благодаря сотрудничеству АНО «Сибирский центр содействия архитектуре», Гёте-Института в Новосибирске и Фонда имени Фридриха Эберта в РФ.

СПРАВКА
Ханс Штимманн изучал архитектуру в Государственной инженерной школе профучилища Любека и городское и региональное планирование в Техническом университете Берлина. В 1991 — 1996 годах возглавлял правление сената по делам жилья и строительства в Берлине, являясь по сути главным архитектором города. С 2008 года — приглашенный профессор Института урбанистического дизайна при Дортмундском техническом университете, с 2012 года — член Архитектурного совета Москвы. В 2009 году награжден кавалерским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» за труд по возрождению исторического облика Берлина.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: