Новосибирск -0.4 °C

Здоровье – хором

21.06.2014 00:00:00
Здоровье – хором
В июне вместе с любимым им Пушкиным свой юбилейный день рождения отметил и народный артист России, художественный руководитель Камерного хора Новосибирской филармонии Игорь Викторович Юдин. Отмечали дружно, серьезно, но и весело, задорно. На концерте яблоку негде было упасть.

Народный артист России Игорь Юдин уверен: поющий хорошую музыку и тексты коллектив – большая сила, физическая, моральная, духовная

В июне вместе с любимым им Пушкиным свой юбилейный день рождения отметил и народный артист России, художественный руководитель Камерного хора Новосибирской филармонии Игорь Викторович Юдин. Отмечали дружно, серьезно, но и весело, задорно. На концерте яблоку негде было упасть. Впрочем, о своем юбилее, как о некоем чрезвычайном событии, Юдин говорить не любит. А вот вспомнить и поразмыслить на «пограничье возрастов», конечно, есть о чем.

Золотое время

– Игорь Викторович, 60-летие – основательная дата, которая для многих означает новый жизненный этап. Начну с прямого вопроса – подводите итоги?

– Подводить итоги, точно, не в моих традициях. Вот о планах на ближайшее будущее, на стратегическое будущее регулярно с коллегами говорю. Да и времени нет подводить итоги – работы много.

– Тогда, если можно, с самого начала. Когда у вас появилось увлечение музыкой? Лет десять назад вы рассказывали мне о системе музыкального образования, которая была в Советском Союзе и которая сейчас разрушается, к сожалению. Ваша любовь к музыке благодаря музыкальной школе возникла?

– Моя любовь к музыке пришла в первую очередь через семью: каждый выходной у нас был культпоход на концерт или в театр. Помимо того, что дети в то время учились в музыкальных школах и пели на уроках пения в обычной школе, мы имели возможность посещать наш прекрасный Оперный театр с его великолепным репертуаром…

– Что особенно запомнилось из тех детских времен?

– Тот золотой период в моей личной истории случился на рубеже 50-60-х годов. И имя дирижера, который в те годы был «маркой» Оперного театра запомнилось на всю жизнь – Михаил Бухбиндер. Запомнились «Волшебная лампа Аладдина», «Лебединое озеро»… Много чего еще можно вспомнить.

– А балет – до конца ли он понятен ребенку?

– Моя детская память зафиксировала только балет. Например, момент, когда Бармалею срубают голову – это был такой восторг! А еще восхищали ударные инструменты оркестра. И дирижер, который всем этим заправлял. Это незабываемо.

\"Учился я, учились родители\"
– Вас бабушка водила по театрам или родители?

– Родители. Мои бабушки жили в Новосибирской области, в деревнях. Благодаря летним каникулам у них, я и сенокос знал, и садоводство, и много еще чего.

– Бабушки пели?

– Конечно. Да вся деревня пела! Если уж гуляли, то от души. Свадьбы были со всеми обрядами: в те времена культура русская традиционная еще хранилась. Сейчас народная культура держится не «благодаря», а «вопреки» современным условиям, лишь крошечными островками.

– Возвращаясь к вашим собственным музыкальным истокам, в музыкальную школу вы охотно ходили?

– В те времена попасть в музыкальную школу было не так-то просто – отбор был жесткий, а учиться было престижно. Там нередко преподавали настоящие профессора от музыки. Хорошо еще, что существовала вечерняя музыкальная школа, куда могли ходить и родители. Мои – ходили, изучали там нотную грамоту и многое другое, чтобы иметь общий язык с музыкально образованным ребенком. Я пошел в музыкальную школу в 6 лет – на фортепиано, музыкальное училище заканчивал тоже по классу фортепиано.

Бас, поющий тенором
– Почему вы решили продолжить музыкальное образование?

– Музыкальную школу окончил вовремя – одновременно с общеобразовательным восьмым классом: самое время идти в училище. В музыкальной школе, кстати, никогда не забуду своего преподавателя по сольфеджио: фронтовик, с одной рукой, это он, можно сказать, заложил основы моей будущей профессии хоровика. Думаю, он был выдающимся педагогом. Иван Денисович преподавал нам, кроме всего, основное правило жизни – ничто стоящее легко не дается. Причем, запас знаний, который он нам подарил, позволил мне и в училище, и в консерватории овладевать многими предметами без особых усилий.

– Чем запомнилось училище?

– В училище приходилось очень много играть. Пианизм – это суровая наука. Гении – ребята, имена которых сегодня известны в музыкальном мире, проводили тогда за фортепиано по шесть-восемь часов каждый день. Мы, серые лошадки, – поменьше. А многие педагоги той плеяды, что учили нас, до сих пор еще работают – Гурьянов, Лебензон, как будто и не было всех этих многих десятилетий…

– Потом – консерватория?

– По ряду причин я заканчивал учиться как пианист заочно. А с таким статусом нечего было и думать об обучении в консерватории по классу фортепиано. И я поехал поступать в Кемеровскую академию, где мне просто повезло: выпускник новосибирской консерватории Анатолий Лукиш взял меня в класс дирижирования. На фортепиано я уже и сам не хотел играть, не вдохновлялся, как прежде, этюдами Листа… А дирижирование хором – это было что-то новое. Да и в детстве я очень любил петь в хоре. В обычной школе мы тогда много пели под баян, под аккордеон, иногда под аккомпанемент пианино. Некоторые уроки музыки напоминали эпизоды из «Республики Шкид»: «Не жени-и-итесь на курсистках, они то-о-олсты, как сосиски….» – на них можно было просто ходить по классу, маршировать и орать во всю ивановскую. А это ведь, на само деле, и легкие развивает, и речевой аппарат… Кроме того, удовольствие от свободы и чувства совместности на этих занятиях сильно запечатлелось. Надо добавить, что в годы учебы я работал концертмейстером в самодеятельности, а там происходили такие события!.. Например, на слеты в Москве собирались, в Кремлевском дворце выступали. Проучившись год в Кемерово, я решил попробовать снова поступать в нашу консерваторию и пошел уже на дирижерское отделение. База была, и я благополучно сдал экзамены.

– А когда пение окончательно стало делом жизни?

– С голосом у меня, вообще, смешная история. В Кемерово когда учился, был тенором, а в Новосибирск вернулся и стал басом. Дело в том, что мое желание научиться петь давно зародилось – еще в эпоху виниловых пластинок. Тогда в магазинах много пластинок уценивалось – симфонии, кантаты 10 копеек стоили. Я их покупал и слушал, причем, главным образом, женские голоса. И петь я начал, пародируя, подражая, воспроизводя – так иногда учат иностранный язык – с голоса. Возможно, что этому я и обязан своим тенором при природном басе.

Потом, в новосибирской консерватории окунулся в хоровую среду очень активно. В то время там существовал проросток нынешнего камерного хора. Это был любительский еще коллектив, руководил им Борис Эдмундович Певзнер. Но зародил это все, почву подготовил в начале 60-х годов Владимир Николаевич Минин, который на гастроли к нам до сих пор приезжает, за что мы ему очень благодарны.

– В это время уже пришла какая-то определенность в профессии?

– Начинал я учиться у Вадима Борисовича Серебровского. Это был прекрасный человек, а в профессиональном плане – представитель уральской школы: он много работал с Юрловым, со Свиридовым был знаком… А в камерном хоре у Певзнера я работал уже по специальности – дирижировал. Окончив консерваторию, остался стажироваться.

– Известно, что человек он был довольно жесткий, волевой, словом, не простой…

– Борис Эдмундович стал для меня педагогом «от обратного»: я старался сам так не делать никогда. Но учил он замечательно, передал нам знания, которые, в свою очередь, получил у замечательных учителей. В этой положительной сфере мы всегда с ним сотрудничали.

В камерном хоре я начал с хоровой группы, потом – концертмейстер, потом – дирижер. А дальше грянула, что называется, перестройка, и всем пришлось непросто. Певзнер уехал, оставив Камерный хор в статусе официально утвержденного правительством РФ (в 1980 году) коллектива. Все шло по отработанной схеме – штатное расписание, гастрольный план, Росконцерт, Союзконцерт и так далее. Объездили весь Союз с гастролями – от Камчатки до западных границ.

– Как можно определить основную направленность Камерного хора филармонии сегодня? Включая патриотизм, которым вы как руководитель отличаетесь…

– Можно отметить разносторонность репертуара: у нас звучит и джаз, и романс. Идет постоянное обогащение, развитие идеи – и исполнительское, и репертуарное. Я не стремлюсь подводить итоги потому, что «я еще не волшебник, я только учусь». Единственно тяжело осознавать, что российскую хоровую культуру сейчас в мире представляет только центр. За редким исключением. У нас сейчас гастролей практически нет, лет пять уже не выезжали никуда. Бюджет культуры сейчас откровенно и цинично «подрезают».

– Но даже сумма всех этих неблагоприятных для культуры обстоятельств музыку, тем не менее, хуже не делает. Какие направления в музыке сегодня видятся вам наиболее интересными? У вас в репертуаре появились новые неожиданные вкрапления «звучащего слова» – шестого июня, в день рождения Пушкина ваш хор вот уже несколько лет обязательно выступает перед зрителями. Что еще вас как руководителя увлекает?

– Меня очень огорчает и заботит, что у нас в Новосибирске, третьем городе России, культурном центре Сибири, нет даже среднего состава капеллы.

– При этом на один только Советский район приходится 16 хоровых коллективов – петь у нас любят!

– Да, любят. Но создание профессиональной капеллы – это дело государственное. На Кузбассе, например, есть губернаторский камерный хор – руководитель региона курирует коллектив, помогает. Мне представляется, что для реализации накопленного нами потенциала, культурного багажа, тоже необходима поддержка.

Слышать, чувствовать, понимать
– Какие приоритеты, на ваш взгляд, сейчас важны для развития новосибирского Камерного хора?

– Считаю, что, прежде всего, необходимо консолидировать все творческие силы филармонии, работать на один общий результат. К примеру, прививать культуру государственных праздников наскоком невозможно, необходимо работать в этом направлении постоянно и планомерно. Если государство установило такое количество праздничных дней, если такова государственная политика, то необходима и поддержка соответствующая, и подготовка. Это касается и Пасхального концерта, и Дней славянской письменности, и многого другого – востребованность-то высокая. Необходимо все упорядочивать, собрать, консолидировать ресурсы.

– В заключение самый что ни на есть ключевой вопрос: почему, как вам кажется, это так здорово – петь хором?

– Вы уже ответили: в основе этого процесса, хорового пения – ЗДОРОВЬЕ. Это здорОво – физически, морально (посредством нашей поэзии и музыки), социально.

– Сколько времени хор может петь без перерыва – час, два, три?

– Шесть. Врачи, конечно, порекомендуют сделать антракт, но можно и шесть пропеть.

– Каковы ощущения после успешного выступления?

– Самое прекрасное – когда чувствуешь отклик публики. Когда публика слушает и понимает. Сейчас такое время, что, бывает, слушают – и не слышат, смотрят – и не видят. Слышать, чувствовать и понимать музыку человек учится все-таки с детства. Пожелаем нашим детям, чтобы им встречались на этом пути талантливые, знающие и любящие свое дело педагоги.

ЦИТАТЫ
«…Сплоченный, огромных технических возможностей, способный интонировать очень тихо и con tutta forza (со всей силой) хор звучал великолепно (Реквием Д. Верди). Публика была в восторге». «Иль Ресто Карлино», Италия

«…Почти 30 певцов и певиц представили слушателям концерт, качество и разносторонность которого заставили многие немецкие хоры побледнеть от зависти». «Ремшайдер Генераль Анцайгер», Германия


СПРАВКА
Игорь Викторович ЮДИН родился в Новосибирске в 1954 году. Окончил дирижерско- хоровой факультет Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (класс В.Б. Серебровского). С 1974 года руководил любительскими вокальными ансамблями, работал хормейстером в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, вел педагогическую деятельность в музыкальном училище (ныне Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова). С 1975 по 1980 годы — певец-хормейстер любительского камерного хора Новосибирского отделения Всероссийского хорового общества (руководитель Б.Э. Певзнер). С 1981 года — певец-хормейстер, дирижер камерного хора Новосибирской филармонии (руководитель Б.Э. Певзнер). С 1986 года — художественный руководитель и главный дирижер камерного хора Новосибирской филармонии. Лауреат филармонической премии «Золотой ключ» (1999). Лауреат премии мэрии Новосибирска «Человек года» (2001). Кавалер ордена Святого Даниила Московского (2004). Народный артист России (2005).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: