Новосибирск -0.6 °C

Командир «Чувашской Республики»

31.05.2014 00:00:00
Командир «Чувашской   Республики»
Николай Александрович Шухайкин улыбается той открытой, но немного застенчивой улыбкой, когда настроение по-настоящему угадывается, скорее, по искоркам в глазах, по удивительной мягкости и теплоте голоса и по мудрости, сквозящей в каждом слове.

Николай Александрович Шухайкин улыбается той открытой, но немного застенчивой улыбкой, когда настроение по-настоящему угадывается, скорее, по искоркам в глазах, по удивительной мягкости и теплоте голоса и по мудрости, сквозящей в каждом слове. С этой доброй улыбкой он смотрит на прошедшие годы: на десятилетия, отданные Барабинскому отделению дороги, на ушедшую молодость и даже на голодное послевоенное детство, во многом определившее его судьбу.

Ни хлеба, ни картошки
Коля Шухайкин родился в 1932 году в деревеньке Канаш, что расположилась в глубинке Северного района Новосибирской области. В переводе с чувашского «канаш» — «совет». Населенный пункт с таким названием вы без труда найдете в большинстве сибирских регионов, не говоря уже об одноименном городе в самой Чувашской Республике.

Коля был младшим из пяти детей. Мама, чье здоровье, вероятно, было подорвано тяжелой жизнью и частыми родами, умерла, оставив пятерых сирот, когда Николеньке едва исполнилось два года. Отец, Александр Алексеевич Шухайкин, помыкался один с ребятней и спустя время женился повторно. У новой хозяйки дома тоже был сын от первого брака, так что детей общим счетом стало шестеро: три девчонки и три мальчишки.

Коля учился во втором классе, когда началась война. Дядя по отцу и старший брат ушли на фронт. «Илья Александрович Шухайкин, мой старший брат, как только исполнилось восемнадцать лет, записался в добровольцы», — рассказывает наш герой.

В первый год войны случился страшный неурожай картофеля.

— Зима пришла, а у нас ни хлеба, ни картошки… Что ели? Березовую кору, ботву картофельную толкли и ели. Летом крапиву нарвем, подавим и с молоком едим. Даже соли порой не было, чтобы посолить эту кашицу… От водянки у многих животы раздувало.

По детским воспоминаниям Николая Александровича, зимой некоторые из взрослых односельчан отваживались в поисках продовольствия ходить по другим деревням в надежде сменять на еду что-то из вещей или инструментов, имевшихся в доме, и нередко замерзали в дороге. Но голод был сильнее страха смерти. Когда однажды по весне на озере Тенис весной рыбу выбросило к берегу, народ из близких и дальних деревень толпами шел за много километров, чтобы набрать рыбы и накормить детей.

Коля подрастал, с малолетства познакомившись с крестьянским трудом и помогая отцу по хозяйству. В школу ходил за семь километров в соседнее село. «Комаров, паутов в то время было видимо-невидимо… Рот лишний раз не откроешь! — смеется Николай Александрович. — Проверяющие из области, когда приезжали к нам в Канаш, без сетки на лице на улицу не выходили».

Отучился Коля всего четыре класса. Восьмилетку он закончит значительно позже, уже в Барабинске, куда пешком придет из Северного района и где поселится у сестры, работавшей на железной дороге.

Дети этого поколения рано начали помогать взрослым, работая почти наравне с ними и не считая это своим детским подвигом.

— На быках пахали, так как лошадей в деревне не хватало. Четырех быков запряжем в один плуг и пашем. Несколько человек за плугом шагает и еще один впереди должен идти, дабы следить, как быки по борозде идут, направлять их, чтобы в сторону не сворачивали… — рассказывает ветеран, которому из-за неточностей в бумажных записях до звания труженика тыла не хватило… одного месяца.

Блокпост Барабушка
На блокпосту с поэтичным названием Барабушка работала старшая сестра Николая Шухайкина Мария. Была она сначала монтером пути, затем обходчиком. Младший брат пришел к ней пешком за триста километров...

— Мы отправились в путь вдвоем с парнишкой, который только-только вышел из детского дома. Его звали, как сейчас помню, Трофим Иванов. Мне тогда шел шестнадцатый годок, а он был чуть постарше, — Николай Александрович взял небольшую паузу, задумался. — Пешком шли, по зимней дороге… Больше ста километров. Три дня пути. Один раз переночевали у моего брата, другой раз у дальних знакомых. Как пришли в Барабинск, дороги наши разошлись: он сел на поезд, идущий в Новосибирск, а я двинул пешком дальше — до станции Барабушка.

Деревенский паренек был очарован силой и мощью железной дороги. Он мечтал попасть на локомотив… хотя бы кочегаром! Но… набор на специальности движенцев в училище уже был закончен. «Мне предложили пойти поучиться на плотника или столяра. Я не захотел, не нравилась мне эта работа. Тут мастер и говорит: «Если пойдешь на путь работать, будет тебе паспорт!» — с улыбкой вспоминает Николай Александрович.

Паспорта у него, как у многих сельских жителей в то время, на руках не было, а очень хотелось его иметь. Вот и согласился на предложение старшего товарища. Так Николай стал монтером пути. Случилось это в конце ноября 1948 года. Далеко он не загадывал и даже, наверное, предположить не мог, что отдаст железной дороге без малого пятьдесят лет своей жизни.

Жил Коля с сестрой в маленькой комнатушке. Признается, что поначалу было очень сложно: многого не знал, не умел…

— Рельс начал кантовать — как швырнет, и вырвало ломик… Стал костыль забивать, как отскочит вверх и шишку мне набил. Маленький шрам на всю жизнь остался, — смеется старый путеец.

Он быстро обучался по ходу дела. С огромной теплотой и благодарностью вспоминает старшего дорожного мастера на втором околотке Александра Александровича Тырышкина и его главных помощников — мастеров, один из которых отвечал за механизацию, другой — за текущее содержание пути.

В 1950 году Николай Шухайкин окончил курсы и стал трудиться мотористом на том же самом околотке. Путь, по воспоминаниям Николая Александровича, в то время находился в очень плохом состоянии: выплески пошли, требовался серьезный ремонт. «На дороге шли перемены, в том числе технологические, стала появляться новая техника: электрошпалоподбойки, рельсорезные и рельсосверлильные станки, цепная пила… До того нам все приходилось делать вручную», — говорит ветеран-железнодорожник.

Бригадир пути
Организация труда тоже совершенствовалась. Укрупненные бригады, существовавшие ранее, были расформированы. На их месте создавались отделенческие бригады. Тогда-то старший мастер Александр Александрович Тырышкин и предложил Шухайкину стать бригадиром.

Тот испугался: «У меня же опыта руководящего нет!» — «Ничего. Дадим тебе мастера, он тебя живо всему научит!» Пришлось снова сесть за учебу: несколько месяцев наш герой провел в Омске в техшколе, где учился на бригадира. Что касается практической помощи по возвращении, то старший мастер слово сдержал…

— Мне очень помог Михаил Никифорович Закройский, мастер по текущему содержанию пути. Показал все хозяйство, рассказал о том, где какие сложности могут возникнуть, дал инструкции, которые надо было изучить, — рассказывает Н.А. Шухайкин. — Это очень знающий, очень опытный руководитель, который старался объяснить мне все тонкости, все нюансы...

Работать Шухайкина направили на первое отделение. Дали квартиру в доме, который железнодорожники называли Белая казарма, где семья и жила. Там у Екатерины Романовны и Николая Александровича Шухайкиных родилась дочь Ольга.

— Когда я приехал, там жили и работали три семьи, в том числе семья Алексея Романовича Бочкарева. Он сначала стал старшим рабочим, а потом подучился и, когда я уехал в Барабинск, сменил меня в должности бригадира, — рассказывает ветеран. — Кадров часто не хватало. Деревенские парни приходили на работу, мы учили их по ходу дела. Лето прошло нормально, план работ был выполнен успешно. А как зима подошла, я снова много общался с Закройским, который детально объяснял мне особенности работы в зимний период. И зиму спокойно пережили. Стало получаться, я почувствовал себя увереннее. Перестал бояться. А раньше, бывало, идет ВЛ-22 или ВЛ-23, его бросает из стороны в сторону, того и гляди выбросит… Но мы смотрели за состоянием пути дотошно, поправляли проблемные участки. Каждый месяц ходил путеизмеритель, проверял нашу работу...

Прожили они в Белой казарме около десяти лет. Дела шли хорошо, но поскольку дочка подрастала, а школы рядом не было (какое-то время Оле даже пришлось жить в интернате), родители приняли решение о переезде в Барабинск. Начальство не возражало — смену Шухайкин себе подготовил.

Мастер
И снова были десять месяцев профессиональное переподготовки и обучения в Омской техшколе. В итоге Николай Александрович вернулся на свой околоток уже дорожным мастером. Семья получила новое жилье в Куйбышеве, обустроились, а наш герой начал работать в новой должности.

Сорок человек в подчинении. В ведении его коллектива большое хозяйство: 60 километров пути, все каинские тупики, 24 переезда, из них десять охраняемых, и более пятидесяти стрелочных переводов.

— Мне очень нравилось работать, я был хоть небольшой, но уже сам себе хозяин! — с улыбкой говорит Николай Александрович. — Бригадиры у меня были надежные, требовательные. Дал задание — точно выполнят. И в целом коллектив сложился очень дружный. Обстановка всегда была доверительная, товарищеская… У нас так было принято: помогали друг другу всегда, новичков поддерживали, подсказывали. Главное для меня как руководителя коллектива — чтобы каждый человек чувствовал свою личную ответственность за общее дело.

Кстати о коллективе и заместителях… Шухайкина и его команду в шутку всегда называли «Чувашская Республика». «Я по национальности чуваш, и два бригадира у меня были тоже чуваши: Виктор Федорович Почтариков и Николай Ефимович Козлов», — поясняет с улыбкой ветеран-железнодорожник.

Они всегда досрочно справлялись с планом работ, за успехи в соревновании неоднократно признавались лучшими на Барабинском отделении дороги. Шухайкин, многократно отмечавшийся руководством, был дорожным мастером первого класса.

Мне дорого чувство гордости за свою работу
— Этот коллектив всегда выделялся! Честностью, добросовестностью, отношением к обязанностям, взаимопониманием между руководителями и работниками. У них не было разногласий! У них все решалось по совести, потому и конфликтов не возникало. Люди, на мой взгляд, ценили то, что дорожный мастер был чутким к их домашним заботам и сложностям, которые бывают в жизни. Входил в положение, выручал… Не отгораживался от частных проблем. Каждого уважал и понимал. Никаких «начальственных амбиций»… — отмечает Александр Павлович Додолин, председатель первичной профсоюзной организации Барабинской дистанции пути.

Его поддерживает Татьяна Алексеевна Антоненко, председатель совета ветеранов Барабинской дистанции пути, которой годы работы с Шухайкиным вспоминаются прежде всего как время удивительного товарищества и взаимовыручки, чему совсем не мешало то обстоятельство, что их коллективы соревновались между собой. Дело — прежде всего.

— Трудились очень дружно… Мы в основном помогали им в тупике менять рельсы. Капитальный ремонт делали. Путь поднимали, сплошную смену рельс делали. Я, как и он, с малолетства на железной дороге… — говорит Татьяна Алексеевна.

А Шухайкин смеется: «Точно, точно… Она не захотела в конторе сидеть, сама ушла на путь… И техником пути была, и дорожным мастером…»

— На лето нам давали план: сколько километров пути выправить, сколько шпал и на каком километре заменить, сколько переездов отремонтировать. Все это вместе — планово-предупредительный ремонт. Всегда успешно справлялись. Было время, когда мы принимали заброшенные тупики, которые ранее принадлежали не Министерству путей сообщения, а другим хозяйствующим субъектам. Гнилье сплошное: шпалы негодные, рельсы изношены… Но потихоньку-помаленьку их «оздоравливали»… Всю Каинскую ветку подняли: более тяжелые рельсы положили, все переезды отремонтировали, а их у меня было 24 штуки… Эти переезды до сих пор в хорошем состоянии. В самом-то Барабинске уже более современные переезды сделали — с резино-кордовым покрытием… — рассказывает ветеран.— Старший мастер Николай Иванович Бильдейко, который потом работал заместителем ПЧ и начальником дистанции, нам всегда очень хорошо помогал. Без этой поддержки трудно было бы решать такие сложные задачи. Главное, как я уже говорил, коллектив у нас был замечательный — опытный, надежный, ответственный.

Каждый месяц подводили итоги, информацию о лучших из лучших передавали в местный комитет для поощрения. Людям приятно было, когда их портреты появлялись на Доске почета. Отделение носило гордое звание коллектива коммунистического труда. Шухайкин был удостоен высшей награды отрасли — знака «Почетному железнодорожнику».

— Лучшее чувство — это чувство гордости за свою работу. Коллектив создается не за один день, это серьезная работа. Новичков воспитывали. За три месяца испытательного срока уже видно, хочет человек работать или он хочет только деньги получать. И хоть было трудновато с людьми, порой приходилось говорить: «Извини, пожалуйста, но ты нам не подходишь…» Я должен был быть уверен в своем коллективе, в каждом человеке, — говорит Николай Александрович.

Летом на обводной путь принимали учеников местной школы. «Приходило человек по сто. Занимались очисткой пути от грязи — подрезка называется. Они работали часа три-четыре в день под постоянным надзором. За день, считай, обводной путь чистый. И им в радость, тем более что за работу мы им платили, и нам хорошая подмога», — с улыбкой вспоминает ветеран.

За время работы Шухайкина много сменилось начальников Барабинской дистанции пути. Он вспоминает их с теплотой и уважением, но особенно признателен самому первому своему руководителю.

— Первым моим начальником дистанции был Маслов, фронтовик. Когда я, самоучка, сдавал экзамены на бригадира, он мне сказал: «Ну, смотри, держи! Полагаюсь на тебя. Там у тебя путевой обходчик есть Решетов, так я с ним воевал вместе…» — вспоминает Николай Александрович. — Я с начальством всегда ладил. Все задания выполнял, потому и не было надобности на меня давить или подгонять. И мне хорошо работалось: задание выполнил, доложил и все нормально».

— Неужели вас совсем никогда не наказывали? — уточняю я. Он смеется в ответ: было.

— Львов один раз мне выговор дал. Дежурная по переезду забыла красный щит снять, а тут как раз литерный поезд шел. Щит сбил и остановился. Выговор мне и лишение премии. И мне, в свою очередь, пришлось дежурную премии лишить. Работа есть работа, — с улыбкой говорит он.

Ветеран труда, почетный железнодорожник Николай Александрович Шухайкин свои трудовые успехи и награды не считает, как и многочисленные записи о поощрениях в трудовой книжке: за внедрение рацпредложений, за досрочное выполнение плановых заданий, за внедрение новой техники, за успехи в выполнении планов пятилетки и другие. Он неоднократно признавался лучшим по профессии, наставником молодых… Говорит, что это нормально — всегда работать на совесть.

В 65 ушел на заслуженный отдых. Руководство в лице начальника дистанции Александра Александровича Панихидникова предлагало еще поработать, но он отказался из-за проблем со здоровьем. «Ходить уже не могу… Ноги больные», — говорит ветеран. Но, конечно, скучает.

Особенно в первые месяцы заслуженного отдыха, по его признанию, чего-то не хватало… «Обычно утром встанешь, на работу собираешься, и мысли все о деле. А тут — тишина. К тому же, когда работаешь, время идет быстро, постоянно занят, все время с людьми... А главное — ощущение общего дела, общей ответственности. И цель была общая. Этого сейчас не хватает…»

Недавно в Барабинске отмечали 100-летие Каинской ветки. Более трети этого срока на ветке проработал наш герой — Николай Александрович Шухайкин. Говорит, празднование прошло душевно: встретились с коллегами, пообщались, повспоминали прошлое… «Валентина Кошельченко работала у меня монтером пути, Ольга Моисеева тоже была монтером пути, стрелочницей, затем — дежурной по переезду», — говорит Николай Александрович.

На вопрос «Что главное нужно воспитать в детях и внуках?» ветеран отвечает искренне и просто: «Главное, чтобы трудолюбивыми, добросовестными были. Честными, добрыми… Чтобы людей уважали! Тогда и их будут уважать и ценить. И чтобы дело свое в жизни нашли».

Дочь Шухайкиных всю жизнь отдала медицине, теперь уже она сама на пенсии. Внучки Ольга и Екатерина с красными дипломами окончили педагогический университет, реализовали себя в выбранной профессии. Отрада Николая Александровича — пятеро правнуков. «Постоянно в гости приезжают, так что скучать не дают, — с неизменной улыбкой говорит ветеран. — Ждем их всегда!»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: