Новосибирск 7 °C

Создавая образ мира

22.03.2014 00:00:00
Создавая образ мира
Осенью прошлого года министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области провело мониторинг системы общего образования в 35 муниципалитетах региона. Учитывались такие показатели, как успеваемость, социализация детей, победы учащихся во всевозможных конкурсах, затраты на сферу образования и многие другие.

Высокий уровень системы школьного образования поднял Бердск на вторую строчку в рейтинге Новосибирской области

Осенью прошлого года министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области провело мониторинг системы общего образования в 35 муниципалитетах региона. Учитывались такие показатели, как успеваемость, социализация детей, победы учащихся во всевозможных конкурсах, затраты на сферу образования и многие другие. Все это дало основание присудить Бердску почетное второе место. О факторах, способствующих достижению высокого качества образовательных услуг, мы поговорили с директором управления образования и молодежной политики города Бердска Натальей КИМ.

Ответ на требования
— Наталья Валерьевна, из чего складывается качество образования?

— Факторами, определяющими высокий уровень преподавания в современной школе, являются, прежде всего, кадры, а также применяемые технологии и созданные условия.

Бердск — город-стотысячник, население которого увеличивается не только вследствие положительной динамики рождаемости, но за счет притока мигрантов. Город молодеет. Растут требования населения к условиям жизни и, следовательно, к качеству образования.

Необходимо отметить, что пожелания родительского сообщества услышаны — городская система образования находится в состоянии постоянного инновационного развития.

— В рамках этой системы сформировались так называемые статусные образовательные учреждения: лицеи и гимназии. Действительно ли качество предоставляемых ими услуг выше?

— Закон об образовании уравнивает права всех школ. Однако существовала определенная образовательная политика, которая, наверное, на тот момент была обоснованной, когда часть учреждений, готовых заявить более высокий уровень обучения, государство поддерживало материально.

Сегодня мы пришли к тому, что наряду со школами и детскими садами, которые работают с детьми, изначально способными показать высокие итоговые результаты обучения, существуют образовательные учреждения, вынужденные работать в сложных социальных условиях. Увы, мы сами создали пропасть между такими учреждениями.

— Главная причина заключена, наверное, в месторасположении школы или детского сада?

— Безусловно, уровень обучения зависит и от района проживания. Все в социуме связано между собой.

Однако если возвратиться к качеству образования, то один из секретов заключается в умении, не нарушая стабильности работы учебного заведения, вводить в учебный процесс инновационные технологии. Причем весьма аккуратно.

Образование — наиболее консервативный из социальных институтов. Никому не хочется проводить эксперименты в этой сфере. Тем более что ребенок постоянно находится в духовном и физическом движении. Поэтому зафиксировать точку его развития очень сложно.

Новый формат учителя
— Как все мы понимаем, без проблем не обходится. Чего сейчас не хватает школе?

— Самая главная проблема — это кадры. В городе, как и в целом по стране, молодые специалисты не хотят работать в школе. За последние два года в школы Бердска пришли пять молодых учителей и только трое остались. Педагогический корпус стареет. Плюс существует проблема так называемого эмоционального выгорания педагогов с большим стажем работы.

Условия образования сегодня созданы оптимальные. Конечно, они не могут быть всегда в отличном состоянии. Любое образовательное учреждение — это здание, которое находится в постоянной эксплуатации. Однако у нас нет аварийных школ и детских садов. Все учреждения — в ухоженном состоянии. Безусловно, всегда что-то требуется. Те же компьютеры морально устаревают очень быстро. Но учитель с мелом у доски может достичь точно таких же результатов, что и педагог, использующий высокотехнологичные гаджеты.

Образовательная парадигма серьезно изменилась. Школьники теперь не задают вопрос «почему?» — на него отвечает Google. Сегодня мы должны объяснить детям, для чего им необходимы знания, и научить тому, как правильно применять их на практике, социализироваться с их помощью и стать эффективным и успешным.

— В советские времена школа была также инструментом воспитания. На ваш взгляд, насколько необходимо возращение к этому?

— Мы часто вспоминаем советский опыт, понимая, что к нему возврата нет. Тогда было очень идеологизированное образование.

Сейчас иное время. Сегодняшние дети совершенно по-другому мыслят — картинками. Они видят мир не кусочками, а целостным, потому что знают его и через другие каналы информации.

Учитель перестал быть источником информации, он не отвечает на вопросы «почему?» и «как?». Современный педагог учит школьника самостоятельно найти ответ на вопрос «зачем?».

— Где ж таких учителей найти?

— Об этом мы и говорим — о кадрах. Ведь что такое образование? Изначальное значение этого слова — «умение создать образ мира». Объяснить, что ребенок видит не просто цветок, а часть большого растительного мира.

Конечный этап любого образования — это социализация, главный принцип которой заключен в следующем высказывании: «Я живу в этом мире, понимаю, как он устроен, я его не боюсь, потому что могу сформулировать свои проблемы и найти пути их решения». Кстати говоря, Бердск по уровню социализации детей третий в регионе.

КОММЕНТАРИЙ
Что нужно растущей личности?

Бердская школа № 8 вошла в сотню лучших школ России. О своем видении образовательного процесса рассказывает ее директор Наталья КРАМОРОВА:
— В нашей школе реализуется модель «Педагог-психолог в развивающем образовании». Много лет назад мы определились с главной ее идеей: школа должна быть хорошей семьей, а семья — хорошей школой. В большой семье все равны, любят друг друга, уживаются друг с другом. Мне хотелось создать такую школу, в которой детям было бы комфортно, а родители находились бы в постоянном диалоге с педагогами.

Эта модель реализуется больше 20 лет. Суть ее в том, что каждый наш педагог постоянно совершенствуется в своей психолого-педагогической компетенции, чтобы лучше понимать себя и детей. Понять, почему ребенок не очень успешен в одной деятельности, но лучше всех в другой, может только профессионал, который тонко чувствует особенности растущей личности.

Треть педагогического коллектива — это наши выпускники, которые изнутри знают школу и стараются работать так, чтобы не повторять ошибок, которые они на себе испытали когда-то в результате непрофессиональных действий учителей.

В коллективе сложились очень демократичные отношения. Но работать в нашей школе сможет не каждый. Здесь очень открытая атмосфера, когда ребенок прямо может сказать учителю, с чем он не согласен. Консервативная педагогика не всегда признавала такой подход.

Как результат, наши дети вполне конкурентоспособны. Например, в региональном конкурсе среди лицеев и гимназий по иностранному языку наши ученики — в тройке лидеров. Наши дети, что называется, заточены на победу. И я им всегда говорю, что все нужно делать достойно, чтобы не было стыдно.

СПРАВКА
На территории города Бердска находятся 42 образовательных учреждения. Среди них:
— негосударственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Школа «Экология и диалектика»;
— негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Преподобного Серафима Саровского»;
— государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус имени Героя РФ Олега Куянова»;

20 дошкольных образовательных учреждений, в том числе:
— негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Кристаллик»;

4 учреждения дополнительного образования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: