Новосибирск 8.1 °C

Человечность как жизненный принцип

01.03.2014 00:00:00
Человечность как жизненный принцип
Живи и жить давай другим. Эту простую, но притом очень глубокую фразу Юрий Петрович Кургузов считает своим основным жизненным принципом. Обладатель высшей для железнодорожника награды — знака «Почетному железнодорожнику», он сегодня уже и почетный ветеран Западно-Сибирской дороги.

Живи и жить давай другим. Эту простую, но притом очень глубокую фразу Юрий Петрович Кургузов считает своим основным жизненным принципом. Обладатель высшей для железнодорожника награды — знака «Почетному железнодорожнику», он сегодня уже и почетный ветеран Западно-Сибирской дороги, но по-прежнему среди людей, коллег, друзей, забота о которых в последние годы стала для него главным делом.

— Юрий Петрович не так давно у нас в совете ветеранов, около двух лет, — говорит председатель совета ветеранов управления ЗСЖД Василий Афанасьевич Савченко. — Мы сразу избрали его заместителем председателя совета, потому что отлично знаем Юрия Петровича и по многолетней работе, и по общественной деятельности. В его ведении как куратора находятся служба корпоративной информации и дирекция капитального строительства, где он раньше работал. Это больше ста ветеранов. А задачи у куратора какие? Посетить больного на дому и в больнице, поздравить с юбилеем или днем рождения, привезти материальную помощь, организовывать встречи, посвященные профессиональным и государственным праздникам. Он этим очень активно занимается. Для меня как председателя очень ценно, что Юрий Петрович часто сам проявляет инициативу. Он — очень активный, неравнодушный и чрезвычайно порядочный человек.

Сибиряк
Родился Юрий Петрович Кургузов в заводской семье в Новосибирске 31 августа 1949 года. Его отец, Пётр Емельянович Кургузов, родом из города Стародуб, что на границе трех республик — России, Украины и Белоруссии. Молоденьким пареньком он приехал в Сибирь перед самой войной. Столяр, плотник, краснодеревщик, свежеиспеченный выпускник ФЗУ вместе с товарищами был распределен на только-только еще создававшийся Чкаловский завод.

— Самолеты в то время были все деревянные и только какая-то часть машины была обтянута тканью типа брезента. Так что люди, умевшие работать с деревом, заводу были очень нужны. Когда началась война, отцу и его товарищам дали бронь. По его рассказам я знаю, что когда мальчишки все же пытались убегать на фронт, чтобы воевать в Сибирской Добровольческой дивизии, их под Чиком ловили и возвращали на завод, — рассказывает Юрий Петрович. — Сейчас трудно это представить, а тогда в день завод собирал по боевому Яку. Условия были очень тяжелые. Спали пацаны тут же, в цехе, не обращая внимания на страшный шум, стоявший вокруг. Подремал несколько часов — и снова за работу…

Мама нашего героя в свое время закончила автомобильный техникум в Омске и всю жизнь проработала в ДОКе — деревоотделочном комбинате «Сибакадемстроя» — инженером по технике безопасности. Семья, в которой подрастали двое мальчишек, сначала жила недалеко от Чкаловского завода, на Учительской, где стояли два стареньких дома барачного типа. А затем в коммуналке, в заводском соцгороде, где имелись и своя школа, и больница.

— Комнатку как сейчас помню, — с улыбкой говорит Юрий Петрович. — У каждой стены стояло по кровати, так как с нами еще и бабушка жила. В общей кухне у каждой семьи был свой стол, а по центру стояла печка, которая топилась дровами. Помню, как по выходным женщины устраивали большую стирку. В баке грели воду, кидали туда мыло, разбалтывали его и тогда уже замачивали белье. Когда соседка купила стиральную машину, помню, весь дом ходил на нее смотреть как на чудо техники… А еще я помню, как услышал по радио сообщение о первом советском спутнике…

Отдельная комната у них с братом появилась позже, когда маме на работе выделили двухкомнатную квартиру. Жизнь стала комфортнее. Однако непритязательность, умение переживать трудности, мириться с неудобствами, способность ставить дело и какие-то нравственные вещи выше бытовых вопросов навсегда наложили свой особый отпечаток на характер не только нашего героя, но и многих людей послевоенного поколения.

Отец сказал: «Учись!»
Отец, который сам никогда не стоял на месте и очень уважал знания (он освоил несколько смежных специальностей, был мастером высочайшего уровня — изготавливал реквизит для самого иллюзиониста Кио, заочно окончил техникум и в последние годы работал начальником планово-диспетчерского бюро большого цеха), сказал сыну: «Учись!» И Юрий пошел учиться.

Это был год, когда совпал выпуск 10-х и 11-х классов, так что в вузах творился невообразимый ажиотаж.

В первый раз Юрий Кургузов по совету тетушки-медика поступал в медицинский, но срезался на химии. Чтобы не терять год, пришел на рабфак НИИЖТа и на следующий год без проблем поступил на экономический факультет. Учился наш герой хорошо, все пять лет получал стипендию и был на хорошем счету.

— Нам преподаватели всегда говорили: помните, что цифры — это цифры, но за каждой цифрой стоит человек. И давая отрицательную характеристику, вы оцениваете работу целого коллектива предприятия, а не одного человека… В любом деле можно найти недочеты и ошибки, но надо подходить к ним объективно, не рубить с плеча. Я это всегда помнил в своей дальнейшей работе.

Вспоминая своих педагогов, бывший студент отмечает «дедушку Семина», по заданиям которого на здоровенном листе миллиметровки рисовали графики по тяговым значениям двигателя; супругов Полосаткиных, с которыми спустя годы как-то встретился в поезде, возвращаясь из московской командировки. Разговорились. Повспоминали… и предложили Юрию Петровичу стать руководителем диплома уже у нынешних студентов, но он, сославшись на большую занятость, отказался.

Еще одно яркое воспоминание студенческих лет — театр. Точнее, для Юры Кургузова приобщение к искусству случилось еще раньше, в школе, когда учительница литературы, чтобы увлечь школяров чтением, предложила купить кинокамеру и самим снимать фильмы… А в студенчестве это увлечение приобрело новые краски.

Эльвира Николаевна Задорнова, преподаватель экономики, организовала в НИИЖТе студенческий театр.

— Мы ставили «Город на заре» Арбузова, — рассказывает Юрий Петрович. — Я был в основном составе. Да еще и память была такая хорошая, я кроме своей роли все остальные тоже знал назубок. Так что мог во время представления подсказывать, если кто-то забывал слова...

Театр наполнял студенческую жизнь, полную книг, таблиц, расчетов, чертежей, яркой творческой составляющей. И, конечно, студенчество — это дружба. Среди товарищей нашего героя — Феликс Гавшеев, с которым они вместе выступали на сцене, Юрий Шпигельман, отец которого, Борис Израилевич Шпигельман, был главным инженером службы связи, и другие однокашники. Но и со школьными друзьями наш герой не терял связи. Поскольку учеба в НИИЖТе начиналась не 1 сентября, а 1 октября, то в «бархатный сезон» Юра с лучшим школьным другом покупали туристические путевки в министерстве обороны и отправлялись в походы по разным уголкам страны.

Личный пример
Еще один (кроме родительских) урок человечности и удивительной скромности в самом настоящем смысле этого слова Юрий Кургузов получил, когда приехал на преддипломную практику в Новокузнецк. Тема его диплома касалась распределения угольных потоков и проблемы, как сделать так, чтобы уголь меньше выдувался из вагонов во время транспортировки.

Главный инженер депо тепло поприветствовал приезжих, спросил, что их особенно интересует. Разговорились, вспомнили ниижтовских преподавателей, а затем он перепоручил молодежь заботам одного из мастеров или бригадиров депо.

— Это был замечательный человек! Он спокойно, доброжелательно, терпеливо нас, можно сказать, опекал: и в производственной тематике просвещал, и все бытовые вопросы решал, заботясь по-отечески, по-настоящему. Он настолько неформально, душевно подошел к этому… Уже было поздно, но он не ушел из общежития, пока не увидел, какую койку мне выделили и что ее даже заправили. Только убедившись, что я хорошо устроился, наш опекун отправился домой. И в последующие дни при возникновении каких-то вопросов он никогда не отказывал нам в помощи. Делал это так просто и искренне, без малейшего недовольства, что мы отрываем его от дела, — рассказывает Юрий Петрович.

Спустя несколько дней как-то после работы мы зашли в столовую и видим такую картину: мастер и еще двое мужчин сидят за столом, перед ними бутылка коньяка стоит. Он увидел меня и подошел: «Хочу поделиться с тобой — я сегодня «Почетного железнодорожника» получил… Это очень большая награда. Я желаю тебе, чтобы ты так же хорошо работал на своем месте, и когда будешь в моем возрасте, чтобы ты тоже удостоился этой награды!» Так все и сложилось.

ОКС
Свой трудовой стаж Юрий Петрович Кургузов начал в 1972 году в Главном управлении материально-технического снабжения инженером по материалам. Через три месяца он уже стал старшим инженером. А в 1975 году перешел экономистом в отдел капитального строительства (ОКС) управления дороги и уже там проработал до самой пенсии.

— Начал работать, потихоньку разбираться в отчетности. Так как я экономист по образованию, все, что связано с цифрами, мне было очень близко и интересно. Должности по-разному назывались, а занимался я планово-экономическими вопросами. Что сюда входит? Все вопросы планирования капстроительства, выполнения, отчетность, финансы… Сначала сам это вел, потом сектор сделали. В штате нас было сначала 18 человек, потом стало 46, — рассказывает Юрий Петрович. — Главное — коллектив был великолепный. Мне попались такие замечательные люди, как Иннокентий Петрович Шикин, инспектор. Он — участник войны, очень умный, образованный человек. Много рассказывал нам, молодым, о войне. Владимир Михайлович Сорокин — тоже участник войны, инспектор. К нему приходишь, спрашиваешь «Станция Называевская у кого?» — «А вот у него!» — отвечает и пальцем показывает. «А с вопросом по связистам к кому?» Отвечает: «Вот к нему!» Все знал и все помнил.

ОКС на Западно-Сибирской дороге как самостоятельное структурное подразделение имеет большую и славную, почти 80-летнюю историю. В нее вписаны имена В.Я. Лукина, А.Ф. Сушинского, Н.А. Краснова, В.А. Сбитнева, в разные годы возглавлявших эту структуру.

Исторически отдел капитального строительства осуществлял контроль и технический надзор за строительством, финансированием всех объектов капитального строительства, оборудования, не входящего в сметы строек, модернизацией подвижного состава и транспортных средств, а также общий контроль за ходом капитального строительства на дороге.

В 1961 году при Валентине Ивановиче Самоделкине, во время слияния Омской и Томской дорог, отделы были объединены. Следующим начальником дорожного ОКСа стал Виктор Станиславович Фейферов. Его на этом посту сменил Владимир Николаевич Дюков, под руководством которого Ю.П. Кургузов проработал много лет. В марте 1997 года при слиянии Западно-Сибирской и Кемеровской дорог ОКС приказом министерства был преобразован в Службу капитального строительства, во главе которой встал Николай Иванович Зеленев.

Одна команда
Владимир Николаевич Дюков рассказывает:

— У нас были настоящие корифеи: Иван Афанасьевич Ковалёв, Виктор Филиппович Сачков, Борис Андреевич Барков в Омске, в Кузбассе Виктор Паршиков, экспертизу вел Корнеев, еще Лев Алексеевич Двуреченский, Борис Андреевич Комаров. Из руководителей — Владимир Васильевич Семёнов, Виктор Станиславович Фейферов, Александр Андреевич Стребков. Нет уже многих из этих людей, но они свой вклад большой сделали.

Начальники служб, которые самое непосредственное участие принимали и очень много дел сделали, вели свои титулы: служба электрификации — Леонид Семёнович Панфиль, начальник службы сигнализации и связи — Юрий Иванович Гаврилин, путейский начальник — Валерий Дмитриевич Овчаров. Мы все работали в контакте, без служб сами по себе мы ничего не стоили, потому что в каждой стройке было хозяйство всех служб, и все должны были сработать хорошо! В частности, очень много делали главные инженеры служб и, конечно, заместители начальника дороги и главные инженеры дороги: Пётр Филиппович Мысик, Виктор Михайлович Скворцов, Александр Андреевич Иноземцев, Николай Иванович Зеленев. Только добрыми словами их вспоминать можно!

Как не вспомнить Виктора Емельяновича Жмака, который порядка 20 лет проработал начальником службы гражданских сооружений, и его главного инженера Геннадия Васильевича Баулина, очень активно работавших по строительству жилья…

Свой большой вклад вносили отделения дороги. На Новосибирском отделении это уже упоминавшиеся Мысик, Скворцов, Владимир Филиппович Зайко. В Кузбассе был Аман Гумирович Тулеев, нынешний губернатор, я его помню еще начальником станции Междуреченск, начальником Беловского отделения. Главным инженером у него был Василий Васильевич Скиба. Клепиков был новокузнецким НОДом, Алексей Степанович Саплов — бывший начальник Тайгинского отделения, затем он был главным инженером Кемеровской дороги, когда она выделилась из состава ЗСЖД.

Кургузов добавляет про вклад «ЗапСибтрансстроя», «Алтайтрансстроя» и других генподрядных организаций, десятков субподрядных организаций, «Дорстройтреста» ЗСЖД во главе с Анатолием Гавриловичем Кузнецовым, института «Желдорпроект» и Петра Коляденко лично.

— Нельзя не сказать о коллективах строительно-монтажных поездов, которые были на каждом отделении. Они тоже строили и жилье, и детские садики… Даже свой мостостроительный поезд у нас был, который менял пролетные строения на малых мостах. Мостопоезд возглавлял Владимир Павлович Батанин. В свое время они заменили пролетные строения старого моста через Обь. В парке «Городское начало» на набережной Новосибирска стоит одна ферма этого старого моста, там установлена мемориальная доска в честь строителей, — говорит Юрий Петрович.

Это не просто перечисление коллег, товарищей, соратников, руководителей, имевших прямое отношение к делу капитального строительства, но и отражение той реальной крепчайшей взаимосвязи, которая существовала и существует сейчас между разными структурами, делающими общее дело.

Это был период активного развития. Согласно официальной справке, в период с 1979 по 1989 год было построено и введено 683 объекта железнодорожного транспорта. В том числе проложено 139,3 км новых железнодорожных путей, в частности новая линия Малиновое озеро — Локоть, построено 238,8 км вторых путей, электрифицировано 794,2 км железнодорожных линий. В эксплуатацию введены мост через Иртыш на участке Иртышское — Черлак, мост через Обь на участке Барнаул — Алтайская, построено четыре вокзала на станциях Баган, Барабинск, Калачинская, Чистоозёрная и многое другое.

— Строились Асино — Белый Яр, Новокузнецк — Междуреченск — вторые пути, Алтайская — Иртышская — Омск — вторые пути протяженностью 761 километр. Там работы шли в течение пяти лет. Это же не только вторые пути, потом электрификация пошла, сюда прикладывается жилье, локомотивное хозяйство, путейское, развитие станций… Много строили жилья всегда и соцкультбыт развивали. Все это проходило через инспекторов и в конечном итоге замыкалось на Юрии Петровиче Кургузове, — говорит Владимир Николаевич Дюков. — Его главные качества: профессионализм, честность, порядочность. Не крутил мозги никому. И дело знал досконально! У нас вообще был высокопрофессиональный и очень дружный коллектив. Атмосфера рабочая и при этом товарищеская. У нас была очень грамотный главный бухгалтер, почетный железнодорожник Раиса Константиновна Арбекова, она 50 лет в ОКСе проработала, на ней многое держалось, также Борис Петрович Лямин, главный инженер ОКСа.

К слову, сам Юрий Петрович в числе своих главных учителей называет те же имена: Владимира Николаевича Дюкова, Раисы Константиновны Арбековой, Рудольфа Николаевича Штаудингера. И тут же отмечает своих непосредственных помощников: «У нас один инспектор вел энергетику, второй — связевые работы, другой — общестроительные работы, четвертый — путь и мосты, то есть у каждого было свое направление, за которое он отвечал. Их было человек 12 или 16, и все в начале месяца передо мной отчитывались о выполненной работе за месяц».

«С первого по пятое меня не трогать!»
— Помогало то, что у нас была очень хорошая связь. Сотовых же тогда не существовало. Вот инспектор звонит с какой-нибудь маленькой станции, просит телефонистку: «Дай отделение!» Отделение набирает город — управление дороги. А дальше девчонки-телефонистки мой телефон уже наизусть знали: 4263, — с улыбкой вспоминает Юрий Петрович. — Я все данные собирал, систематизировал и потом подавал руководству. Частенько просто звонили и спрашивали: «Что у нас на таком-то объекте делается?» Я коротко докладывал. А ведь на каждом объекте положение дел постоянно меняется, и все это надо было отслеживать… В голове держать все данные очень сложно, но зато в записях у меня все было отражено в малейших деталях. Открыл, посмотрел и дал полный ответ!

Все знали, что с первого по пятое Кургузова трогать нельзя. Пока не передаст телеграфом необходимые цифры в Москву — ни-ни! А Москва уже сводила показатели по всем дорогам. В такие периоды у работников ОКСа не было ни выходных, ни праздников. 31 декабря еще работала госкомиссия, так как объект надо было закрыть уходящим годом. А 2 января все уже снова были на работе, все в делах.

Не сразу появились громоздкие электронные счетные машины отечественного производства, затем японские «Тошибы», а уже позже — компьютеры, которые стали настоящим подспорьем. Правда, и рядовым сотрудникам, и начальникам пришлось на время снова превратиться в учеников и под руководством девушки-программиста из Вычислительного центра осваивать новейшие машины.

Как самые сложные Юрий Петрович Кургузов и его старший коллега Владимир Николаевич Дюков вспоминают перестроечные годы, время, когда в ходе очередного реформирования из состава ЗСЖД выделилась Кемеровская дорога, затем сложные 90-е…

От производственных проблем было никуда не уйти ни на работе, ни дома. Супруга Юрия Петровича, с которой они, кстати, учились на одном факультете, правда, семью создали не в студенчестве, а несколько позже, тоже «варилась» в гуще экономических проблем и забот. Галина Алексеевна всю жизнь проработала в Экономической службе дороги. «Мы долго жили в районе Березовой рощи и часто с женой на работу ходили пешком. Пока идем, она мне свое талдычит, я ей — свое. Нам обоим это было интересно! К тому же я всегда был в курсе дел», — смеется наш герой.

А потом по стопам родителей пошла и дочь Елена, окончившая школу с золотой медалью, а затем и НИИЖТ с красным дипломом, поступив на тот же факультет и даже к тому же самому декану, что и родители, — Дементьеву.

Забота о человеке
Вспоминая свою многолетнюю общественную деятельность в качестве профсоюзного лидера, Юрий Петрович, как само собой разумеющееся, первым делом отмечает вдумчивое, гуманное отношение к каждому работнику, которое традиционно поддерживалось в ОКСе:

— Всегда надо вникать в человеческую психологию не только в производственном, но и в бытовом, личном плане. Видишь: сидит человек на рабочем месте, вроде делом занят, а душа не на месте. Спрашиваешь: «Что у тебя не так?» «Да ребенка надо срочно к врачу, но на улице мороз минус 30, а машины нет»... Что делать? Идешь к руководству и просишь машину. И все понимают, что надо помочь, даже вразрез с рабочей остановкой, потому что в советское время на остановке можно было и час простоять в ожидании автобуса, а каково это с грудным ребенком! Человек всегда ценит такое отношение, ценит заботу. И отдача от него потом соответствующая. Я и в садики устраивал, и путевки выбивал… Согласовывал изменения графика отпусков, если у кого обстоятельства какие-то менялись. Похоронами занимались вплоть до того, что искали рабочих, которые в 20-градусный мороз могилу выкопают…

Для меня очень важно, что в периоды сокращений мы с Владимиром Николаевичем Дюковым прилагали все усилия, чтобы никого на улицу не выставить, чтобы дать доработать и спокойно уйти на пенсию. Чтобы не было обид, не было неудовлетворенности действиями руководства и профсоюза.

Обид не было, и недовольства тоже. Напротив, было доброе, уважительное отношение, благодарность со стороны коллег и подчиненных и почти сто поощрений в трудовой книжке от руководства, включая самую высокую для железнодорожника награду — знак «Почетному железнодорожнику».

Отдохнув на пенсии пару лет, Юрий Петрович по приглашению В.А. Савченко снова окунулся в общественную деятельность. Помимо кураторства, о котором мы говорили в начале нашего очерка, он ведет большую патриотическую работу, возглавляя одноименную комиссию в своем совете ветеранов. «У нас при совете ветеранов дороги работает одноименная секция, куда входят 16 ветеранов-активистов, чья задача — встречаться со школьной молодежью, бывать в центре Константина Заслонова, где тоже часто проходят встречи и слеты по патриотической тематике. Юрий Петрович — член этой секции, секретарь ее, организационные вопросы все на нем. И, кстати, в том, что в 2013 году на областном конкурсе, посвященном памяти Александра Покрышкина, мы заняли первое место, немалая заслуга Юрия Петровича», — говорит Василий Афанасьевич Савченко.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: