Яндекс.Метрика

Поговорить по-древнегречески

Для чего нужно постигать языки, на которых уже никто не говорит, рассказал старший библиотекарь областной юношеской библиотеки кандидат филологических наук Евгений СОСНИН. Евгений руководит клубом, где все желающие могут обсуждать проблемы культуры и изучать древние языки.
Для чего нужно постигать языки, на которых уже никто не говорит, рассказал старший библиотекарь областной юношеской библиотеки кандидат филологических наук Евгений СОСНИН. Евгений руководит клубом, где все желающие могут обсуждать проблемы культуры и изучать древние языки. Наш разговор начался с размышлений о лингвистике и человеческом мышлении.

Знания против барабашек
— С какими заблуждениями современного мира позволяет бороться знание древних языков?

— Изучение языков — будь то древнегреческий или деловой английский — нужно по одной простой причине: человеческое мышление — это язык, без одного нет другого. Оно позволяло нам создавать цивилизацию и всевозможные блага, которыми мы сейчас пользуемся. Чем проще в обращении и эффективней тот или иной артефакт цивилизации, тем больше интеллектуальных усилий в него вложено. Возьмем те же самые компьютеры: представьте, сколько стоит за созданием всех этих элементов — тысячелетия развития физики, математики, металлургии!

С усилением мистификации в обществе, распространением всевозможных суеверий, религий, веры в барабашек, инопланетян возникает определенная угроза: поскольку эти представления не соответствуют реальности, следование им приводит к пагубным результатам — люди теряют самостоятельность мышления.

Вспомните падение челябинского метеорита. Мало того что все варианты перебрали, начиная с инопланетян и заканчивая карой за грехи наши, так еще и нарушили элементарные правила поведения в такой ситуации — бросились к окнам посмотреть на свет вместо того, чтобы укрыться. В результате — массовые порезы осколками стекол, выбитых ударной волной. Кстати, только учительница физики одной из школ спасла ребят, быстро приказав всем забраться под парты. Так всегда: только знания являются залогом спасения людей.

Чтобы на вас не оказывал влияния первый попавшийся человек, чтобы не потянул за собой неизвестно куда в своих целях, вы должны обладать соответствующими знаниями, чтобы разобраться в том, что вам навязывают. Кстати, изучение языка здесь опять-таки играет первостепенную роль, поскольку, если вы научитесь читать священные тексты религий в оригинале, познакомитесь с историей их создания, то сможете сами оценить их достоверность.

Или, например, увлечение народной этимологией. В свое время это было салонным увлечением богатых бездельников — на досуге посудачить на тему происхождения русских слов. Тот же Тредиаковский в начале XVIII века занимался любительской этимологией с целью доказать, что все языки произошли от русского. Вспомните, как с ним полемизировал Ломоносов. Сейчас эта традиция возрождается. Массовыми тиражами выходят книги, в которых на примере «изучения древних языков» доказывается, что русские — самая древняя нация и что мы были предками чуть ли не всех древних цивилизаций. Надо сказать, что это не столь невинная забава: люди, которые не изучают языки и даже не знают, что его постижение — это наука с особыми законами, принимают это все за чистую монету, погружаясь в пучину неведения.

Взаймы у древних
— Какие языки вы изучаете в рамках клубной деятельности?

— В клубе занимаюсь в основном пропагандой древнегреческого — языка античной культуры, прямой наследницей которой стала в том числе и культура славянская, поскольку именно с греческих богослужебных книг делали переводы Кирилл и Мефодий, создавшие старославянский язык — первый литературный язык всех славян, а также корпус образцовых текстов, на которые опиралось не одно поколение русских книжников.

Поэтому тот, кто хочет понять русскую культуру во всех аспектах: религиозном, светском, историческом и научном, — без древнегреческого не обойдется. Тем более что с заимствованиями из него мы сталкиваемся буквально на каждом шагу.

Древние языки Европы также важны. Недавно, кстати, в Евросоюзе подготовили проект внедрения индоевропейского праязыка в качестве официального языка объединенной Европы. Уже написана грамматика, переводятся тексты, так что, если мы налаживаем с Европой связь и мечтаем вписаться в общеевропейский контекст, придется вспомнить и о сравнительно-историческом языкознании.

— Как помогают древние языки в изучении современных языков?

— Элементарно. Если вы изучили латинский язык, то можете без проблем освоить любой язык романской группы — французский, испанский, итальянский. Английский тоже пойдет легче, потому что там подавляющее большинство слов — заимствования из латыни.

Древнегреческий язык — то же самое. Например, в немецком языке система падежей очень похожа на греческую: четыре падежа (два внешних, два внутренних), причем управление падежное точно такое же (с вопросом «где?» употребляется дательный падеж, с вопросом «куда?» — винительный). Есть определенные сходства в употреблении категории рода. Если освоить древнегреческий, хорошо пойдет изучение любого современного европейского языка.

Стимул в творчестве
— Как был создан ваш клуб и кто туда приходит?

— Он был организован девять лет назад именно как студенческий филологический клуб. Более того, он был задуман как посвященный творчеству Толкиена, поскольку это связано с базовым моим интересом. В основном туда приходят мои студенты, но поскольку я сменил место работы, стал работать в библиотеке, то появляются и люди со стороны.

Основная задача клуба — пропаганда древних языков и культур, знания в самом широком смысле. Объясняю, как подходить к материалу, знакомлю с древними текстами.

Уделяем внимание современной мистике: когда мы разговариваем про все эти «необъяснимые» явления, которые в обилии сейчас упоминаются в средствах массовой информации, рассказываю, откуда они появились. Например, если современные упоминания об НЛО сравнить с древними преданиями о появлении ангелов и богов, то увидим определенное сходство, которое указывает на происхождение этих современных верований.

— У клуба сложились какие-то традиции?

— Да. Например, когда собираемся вместе, обмениваемся впечатлениями прошедшей недели: что произошло хорошего, что нового узнали. Этот момент направлен на то, чтобы стимулировать людей к какому-то исследованию. Интересуют даже не факты, а какая-нибудь интересная системная закономерность, о которой можно прочитать в книге или вывести самому.

Создание своих произведений — творческий аспект любой клубной деятельности, он тоже обязателен, потому что приобретенные знания человек должен как-то воплощать в жизнь. Я все время побуждаю своих ребят, чтобы они что-то творили, а потом делились этим друг с другом. Это не просто потоки сознания, в них должны быть какие-то выводы относительно того, почему произошло то или иное событие, обобщения научного характера.

Сейчас нейрофизиологами доказано, что разнообразная умственная деятельность, широкий круг интересов вполне реально продлевают человеку жизнь, а творчество и познание являются очень хорошими лекарствами от депрессии. Поскольку она сейчас стала проблемой № 1, даже удивительно, как люди не хотят воспользоваться столь простым средством ее излечения.
Поделиться:
Копировать