Новосибирск 2.9 °C

Образование: лидер или обслуга?

10.09.2013 00:00:00
Образование: лидер или обслуга?
В течение двух дней Международного инновационного форума «Интерра» 250 экспертов из 11 стран, а также 500 официальных участников прогнозировали, какими будут школы, а также университеты в недалеком будущем.

Некоторые эксперты утверждают: система образования очень консервативна. Воспитает ли она инноваторов?

В течение двух дней Международного инновационного форума «Интерра» 250 экспертов из 11 стран, а также 500 официальных участников прогнозировали, какими будут школы, а также университеты в недалеком будущем.

Контрасты образования
По мнению директора корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши, системы фиксации и трансляции знаний стремительно меняются в связи с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Уже сейчас крупнейшие мировые вузы создают бесплатные онлайн-курсы. В таких условиях общая образовательная система должна стать максимально гибкой.

Однако не все разделяют прогнозы активных изменений образовательной среды под влиянием новых технологий и изменившихся запросов общества. Руководитель группы «Консультирование будущего» Сергей Переслегин акцентирует внимание на том, что образование как система куда более консервативно, чем армия и церковь, и каких-то коренных перемен здесь ждать не приходится. Наиболее прогрессивные разработки так и останутся достижением инноваторов, лишь со временем, отсеяв ненужное, общее образование возьмет самое необходимое от них.

Или главный, или последний
В ситуации абсолютно противоположных и равно вероятных сценариев перед выбором оказываются университеты. По мнению ректора Московской школы управления «Сколково» Андрея Волкова, они должны осмысливать свою деятельность в терминах «лидирующий» или «обслуживающий», то есть либо сами задавать направление развития экономики, либо обслуживать ее актуальные запросы, но при этом смириться с постоянной позицией догоняющего. Как отмечает эксперт, наиболее распространенная форма организации российских университетов — политехническая, и она как раз настроена на соответствие запросам производства. Но эффективно организовать сейчас такую форму практически невозможно: производство развивается слишком быстро, а университеты, готовящие специалистов вчерашнего дня, только тормозят его. Поэтому успешной моделью могли бы стать проектные университеты, которые ориентировались бы на разработку инноваций. В идеале университеты и вовсе должны быть программными — разрабатывать концепцию развития во взаимодействии со всеми структурами своего региона.

Большой эффект маленькой затеи
Эксперт Всемирного банка Исаак Фрумин солидарен с тем, что частная инициатива гораздо более продуктивна, чем предлагаемые сверху универсальные схемы развития. Одним из ярких образцов таких эффективных идей является «Тотальный диктант». Из студенческой забавы за небольшой срок он вырос в социально значимый проект, охватывающий русскоязычное население на всех континентах.

— Не задействовав никакого административного ресурса, организаторы сумели привлечь внимание к проблемам грамотности и получить больший эффект, чем официальный государственный проект «Грамота.ру», в который вкладываются миллионы, — подчеркивает Исаак Фрумин.

Но чтобы подобные проекты рождались, учить нужно по-другому, убежден директор специализированного научно-учебного центра Новосибирского государственного университета Николай Яворский.

Я и учитель
При этом возникает вопрос: будет ли учитель в глазах ученика наставником? Вообще насколько изменятся ценности образования в обозримом будущем? Директор фонда социопрогностических исследований «Тренды» доктор философских наук Владимир Супрун обращает внимание на социальный феномен, названный западными исследователями «поколение Я». Использование социальных сетей привело к тому, что нынешние молодые люди чрезмерно сконцентрированы на себе, своем личном опыте и гораздо больше знают о сверстниках из других стран, чем о своих предках. Такое расширение интересов в горизонтальной плоскости вместе с разрывом традиционных вертикальных поколенческих связей объясняет многие ценностные кризисы современности. По мнению эксперта, образование — это передача опыта от одного поколения другому, а также развитие мотивации обучаемых. Поэтому педагогам не нужно стараться стать «своими» в компании обучаемых, а нужно делиться с ними тем, чего они не знают и что будет им интересно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— Такие мероприятия, как «Интерра», не дают сиюминутного эффекта. Сегодня мы уже можем видеть результаты проектов, представленных на форуме три-четыре года назад. Большинство из них по-прежнему в стадии становления, и это абсолютно нормальная ситуация для инновационного бизнеса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: